г. Саратов |
|
03 апреля 2013 г. |
Дело N А57-21379/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-платежный центр" (410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, д.177/181, ОГРН 1106450001690, ИНН 6452946436)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "23" января 2013 года
по делу N А57-21379/12 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-платежный центр" (410002, г.Саратов, ул.Чернышевского, д.177/181, ОГРН 1106450001690, ИНН 6452946436)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (603000, г.Нижний Новгород, пл. Максима Горького, д. 6, ОГРН 1025203023383, ИНН 5260110043)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-платежный центр" - Любенко Ю.В., по доверенности от 01.02.2013,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-платежный центр" (далее - ООО "Расчетно-платежный центр", общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.09.2012 года N 04-12/278/2, принятого Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.01.2013 года по делу N А12-25874/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Расчетно-платежный центр" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, по основаниям, указанным в жалобе.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного органа, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела управление извещено надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления административного органа, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционная инстанция считает её, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 115 от 07.08.2012 управлением в период с 15.08.2012 по 29.08.2012 в отношении ООО "Расчетно-платежный центр" была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 04.03.2010 по 05.08.2012.
По результатам проверки был составлен акт N 56 от 29.08.2012, установивший ряд нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании установленных в ходе проверки нарушений административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2012, действия юридического лица квалифицированы по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Основанием для квалификации действий общества по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.
ООО "Расчетно-платежный центр" является оператором по приему платежей согласно договорам от 01.04.2010 N 01/10, от 01.10.2011 N 03/11.
По условиям данных договоров ООО "Расчетно-платежный центр" принимает на себя обязательство по оказанию в пользу заказчика услуг по расчету, начислению и перерасчету платы за услуги заказчика, а также по кассовому обслуживанию заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени, перечисление принятых платежей поступивших в адрес ООО "Расчетно-платежный центр", в соответствии с условиями вышеуказанных договоров.
В ходе проверки установлено, что ООО "Расчетно-платежный центр" в течение длительного времени, а именно с 04.03.2010 по 29.08.2012, не исполнялось законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно:
- в нарушение п.9 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) не предпринято мер по постановке на учет в уполномоченном органе и на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО общество не состоит;
- в нарушение п.2 ст.6, п.10 ст.7 Закона N 115-ФЗ в обществе отсутствует организованная система внутреннего контроля в части обязательной идентификации клиентов организации в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, и доведения этого перечня до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом";
- в нарушение п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ в обществе отсутствуют правила внутреннего контроля, разработанные и утвержденные руководителем организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма клиентами данного общества;
- в нарушение п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ в обществе отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля;
- в нарушение п.2 ст.7 закона N 115-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715, Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2001 N 203 Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО "Расчетно-платежном центре" отсутствует;
- в нарушение п.10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2001 N 203 руководитель и главный бухгалтер общества, принятые на должность 04.03.2010, обучение в форме целевого инструктажа не позднее 04.10.2011 не прошли;
- в нарушение Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, Федерального закона от 08.11.2011 N308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", Приказа Росфинмониторинга от 10.11.2011 N361 "Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Приказа Росфинмониторинга от 14.02.2012 N43 "О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 N103"; Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в отсутствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, дополнительные инструктажи в ООО "Расчетно-платежный центр" при вступлении в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ не проводились;
- в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715, Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" - уровень (степень) риска совершения клиентом общества операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма не присваивался и соответственно оценка степени (уровня) риска, а также обоснование оценки риска документально не фиксировалась;
- в нарушение Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 обществом уровень и степень риска совершения клиентом организации (ООО Континент-2001" (договор от 01.10.2011 N 03/11), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, операций (сделок) в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и присвоение данному контрагенту степени риска не определялся и не присваивался.
Административным органом установлено, что, заключив ряд договоров от 01.04.2010 N 01/10, от 01.10.2011 N 03/11 с организациями, являющимися поставщиками услуг собственникам жилых помещений (водоснабжение, вывоз ТБО, содержание и ремонт жилья) и по условиям данных договоров, принимая на себя обязательство по оказанию в пользу заказчика (поставщика) услуг по расчету, начислению и перерасчету платы за услуги заказчика, а также по кассовому обслуживанию заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени, перечисление принятых платежей, ООО "Расчетно-платежный центр" в силу ст.2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее Федеральный закон N 103-ФЗ) является оператором по приему платежей от населения через платежного субагента, УФПС Саратовской области - филиала ФГУП "Почта России", в связи с чем, данное общество является в силу ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ субъектом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
12.09.2012 управлением рассмотрено дело об административном правонарушении и принято постановление N 04-12/278/2, которым ООО "Расчетно-платежный центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Данное административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регулируемый Федеральным законом от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно статье 3 Федерального закона N115-ФЗ, под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, составляет объективную сторону состава административного правонарушения по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьёй 15.27 КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ. К организациям, указанным в статье 5 Федерального закона N 115 -ФЗ относятся, в том числе операторы по приему платежей (в редакции Федерального закона от 03.06.2009 N 121 -ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Согласно статье 3 указанного закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Расчетно-платежный центр" заключены агентские договоры с ООО "Стройкомплект" и ООО "Континент-2011", оказывающими услуги собственникам помещений в многоквартирных домах (водоснабжение, вывод ТБО, содержание и ремонт помещений), то есть являющихся поставщиками услуг (договоры от 01.04.2001 N 01/10, от 01.10.2011 N 03/11).
По условиям названных договоров ООО "Расчетно-кассовый центр" принимает на себя обязательство по оказанию в пользу заказчика услуг по расчету, начислению и перерасчету платы за услуги заказчика, а также по кассовому обслуживанию заказчика, включающему прием платы за услуги и суммы пени, перечисление принятых платежей, поступивших в адрес ООО "Расчетно-кассовый центр", в соответствии с условиями названных договоров.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).
Согласно приложению N 15 к договору от 01.04.2010 N 01/10 ООО "Расчетно-кассовый центр" с населения взимается вознаграждение в размере 2,51% с суммы денежных средств, принимаемых от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги.
Из имеющихся в материалах дела счетов за коммунальные услуги и жилое помещение следует, что получателем денежных средств является ООО "Расчетно-платежный центр" и денежные средства, которые предназначены для оплаты услуг, осуществленных управляющими организациями, поступают на расчетный счет ООО "Расчетно-платежный центр", таким образом ООО "Расчетно-платежный центр" осуществляет прием денежных средств физических лиц за услуги, которые предоставляют поставщики услуг, и соответственно является оператором по приему денежных средств в соответствии с положениями ФЗ N 103-ФЗ.
По условиям договора от 01.04.2010 N 01/10, заключенного между ООО "Расчетно-платежный центр" и ООО "Стройкомплект", заявитель самостоятельно или с привлечением сторонней организации ведет работу по организации расчетов с потребителями.
В рамках данного договора ООО "Расчетно-платежный центр" заключило субагентский договор от 24.06.2012 N ПР/2522/10-ПП с УФПС Саратовской области -филиалом ФГУП "Почта России", согласно п.1.1 которого ООО "Расчетно-платежный центр" поручило агенту обязательство по совершению от его имени и за его счет оказания услуг по приему от населения (плательщиков) платежей за коммунальные услуги в ОПС г.Саратова и их перечислению на счет ООО "Расчтено-кассовый центр".
Таким образом, ООО "Расчетно-платежный центр", являясь оператором по приему платежей, воспользовалось правом в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, тем самым признало себя оператором по приему платежей.
Вывод суда первой инстанции о том, что общество выполняло функции оператора по приему платежей и являлось субъектом сферы применения Федерального закона от 07.08.2001 года N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязанным предпринимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является правильным.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что допущенные обществом нарушения, выявленные административным органом, которые по существу последним и не оспаривались, являются неисполнением заявителем законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, а именно, требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации).
Следовательно, наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, является доказанным.
Факт нарушения обществом положений Закона N115-ФЗ, подтверждается протоколом об административном правонарушении и постановлением о назначении административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена. Обстоятельств, препятствующих соблюдению требований законодательства обществом, не выявлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что заявителем своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, хотя у Общества имелась такая возможность.
О вине заявителя в допущенном нарушении свидетельствует то, что заявитель, осуществляя деятельность, указанную в Законе N115-ФЗ, имел возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.
Административным органом доказан в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебными инстанциями не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от "14" января 2013 года по делу N А57-21379/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21379/2012
Истец: ООО "Расчетно-платежный центр"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по ПФО