город Ростов-на-Дону |
|
10 апреля 2013 г. |
дело N А53-26057/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Малыхиной М.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вербицкой А.В.,
при участии:
от истца: представителя Денисовой Н.М. по доверенности от 08.10.2012,
от ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа": представителя Сидорина М.А. по доверенности от 13.03.2013 N 3/д/ОА/13-148,
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа": представителя Сидорина М.А. по доверенности от 12.03.2013 N 3/д/ОА/13-167,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 февраля 2013 года по делу N А53-26057/2012
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края
к федеральному бюджетному учреждению "Управление Северо-Кавказского военного округа", федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
о взыскании неосновательного обогащения, принятое в составе судьи Ширинской И.Б.,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - истец, больница) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к федеральному бюджетному учреждению "Управления Северо-Кавказского военного округа" (далее - ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа") о взыскании неосновательного обогащения в размере 234 791 руб. 36 коп. и судебных расходов в размере 200 руб., связанных с получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Федерального бюджетного учреждения "Управление Северо-Кавказского военного округа".
Исковые требования мотивированы тем, что больница во исполнение условий заключённого с войсковой частью 90411 договора от 21.07.2010 N 23 оказала военнослужащему указанной войсковой части медицинские услуги на общую сумму 234 791 руб. 36 коп.
Поскольку оплата за данные услуги произведена не была, больница в рамках дела N А53-8441/2011 предъявила исковые требования к войсковой части 90411 о взыскании указанной денежной суммы в качестве задолженности по договору от 21.07.2010 N 23. В удовлетворении требований больнице было отказано ввиду признания судами данного договора незаключённым и предъявления иска к ненадлежащему лицу.
В связи с этим, больница обратилась в суд с настоящим иском о взыскании данной денежной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 26 ноября 2013 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа") (т. 2 л.д. 99-101).
До рассмотрения спора по существу от истца поступило ходатайство об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, больница просила взыскать сумму неосновательного обогащения с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (т. 2 л.д. 108). Протокольным определением от 30 января 2013 года суд удовлетворил данное ходатайство.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объёме. С ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в пользу больницы взыскано неосновательное обогащение в размере 234 791 руб. 36 коп., расходы по государственной пошлине в размере 7 695 руб. 83 коп. и судебные расходы в размере 200 руб.
Суд указал, что в рамках дела N А53-8441/2011 договор от 21.07.2010 N 23, во исполнение условий которого истец оказал медицинские услуги на спорную денежную сумму, был признан незаключённым как подписанный неуполномоченным лицом со стороны заказчика и неодобренный надлежащим лицом в порядке статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку судебные акты по делу N А53-8441/2011 имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, то обстоятельства, установленные в этих актах, не подлежат доказыванию при рассмотрении судом данного дела. В связи с этим, поскольку факт оказания медицинских услуг ответчик не отрицает, суд пришёл к выводу, что ответчик без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел спорную сумму денежных средств за счет истца, а поэтому обязан возвратить истцу неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) в заявленном истцом размере.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- истцом в материалы дела не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие факт оказания медицинских услуг;
- истцом также в материалы дела не представлены доказательства того, что ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" либо ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" воспользовались услугами по договору медицинского обслуживания и получили имущественную выгоду и неосновательное обогащение именно от услуг, оказанных гражданину Ковалеву Д.Г., военнослужащему войсковой части 40911;
- войсковая часть 40911 является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственные расчётные счёта, следовательно, должна самостоятельно отвечать по своим обязательствам. Истец в материалы дела не представил доказательства ликвидации войсковой части 40911, отсутствия у неё денежных средств, а также доказательства того, что ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" должны отвечать по обязательствам войсковой части 40911 как самостоятельного юридического лица.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором больница просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям:
- поскольку ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" является органом управления Министерства обороны Российской Федерации в Южном военном округе, именно это учреждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" является получателем денежных средств для исполнения своих функций по социальному обеспечению военнослужащих в округе, а, следовательно, и надлежащим ответчиком по настоящему иску. Получая финансирование на выполнение своих задач и не оплачивая медицинскую помощь, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" тем самым получает имущественную выгоду, сохраняя у себя денежные средства, предоставленные для выполнения возложенных на него обязанностей;
- выводы о том, что войсковая часть 40911 является ненадлежащим ответчиком по настоящим требованиям, изложены в решении суда по делу N А53-8441/2011 и были предметом проверки судов апелляционной и кассационной инстанций.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков изложил доводы апелляционной жалобы ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", пояснил, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" не оспаривает ни факт оказания истцом медицинских услуг военнослужащему Ковалеву Д.Г., ни размер подлежащей к оплате денежной суммы за оказанные услуги.
Представитель истца изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснила, что в процессе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции истец заявлял ходатайство об уточнении исковых требований и о взыскании всей суммы неосновательного обогащения с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа".
Представитель истца представила на обозрение суда выписку из медицинской карты больного Ковалева Д.Г., согласно которой военнослужащий находился на стационарном лечении в больнице с 14.05.2010 по 29.06.2010, то есть 46 суток.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.07.2010 войсковая часть 40911 в лице начальника медицинской службы подполковника медицинской службы Уразмамбетова Р.Т. (заказчик) и больница (исполнитель) подписали договор N 23 об оказании медицинской помощи военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации (далее - договор).
Предметом данного договора являлось обеспечение реализации прав военнослужащих войсковых частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Северо-Кавказского военного округа, на получение стационарной и амбулаторной медицинской помощи в учреждении исполнителя при отсутствии по месту службы (жительства) военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в учреждениях соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях.
Осуществив лечение военнослужащего, больница выставила войсковой части счёт от 30.06.2010 N 1257 (т. 1 л.д. 17) на оплату 234 791 руб. 36 коп.
В связи с неисполнением войсковой частью 40911 своей обязанности по оплате оказанных по договору услуг больница обратилась с иском в суд о взыскании задолженности по договору от 21.07.2010 N 23 в рамках дела N А53-8441/2011.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 ноября 2011 года по делу N А53-8441/2011 больнице в удовлетворении исковых требований было отказано. Поскольку договор от 21.07.2010 N 23 об оказании медицинской помощи был подписан неуполномоченным лицом, волеизъявление войсковой части 40911 на заключение договора отсутствовало, суд пришёл к выводу, что данная сделка является ничтожной.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2012 года по делу N А53-8441/2011, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2012 года, решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 ноября 2011 года оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции признал договор от 21.07.2010 N 23 незаключенным, поскольку со стороны учреждения данный договор был подписан неуполномоченным лицом. Апелляционный суд указал на отсутствие доказательств наделения войсковой части полномочиями военного округа, в связи с чем, пришёл к выводу о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику.
Учитывая выводы судов по делу N А53-8441/2011 и неисполнение войсковой частью обязанности по оплате за оказанные больницей услуги, ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края обратилась в суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Поскольку в письме от 26.11.2010 N 2787 командира войсковой части 40911 больнице было разъяснено, что по вопросу погашения указанной задолженности больнице необходимо обратиться к начальнику медицинской службы военного округа, ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края предъявила настоящие исковые требования к ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из смысла норм, устанавливающих обязательства сторон вследствие неосновательного обогащения, в предмет доказывания при рассмотрении споров о взыскании неосновательного обогащения входят факты приобретения или сбережения имущества за счет другой стороны, отсутствия правовых оснований для такого получения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции необоснованно указал в обжалуемом решении на преюдициальное значение судебных актов по делу N А53-8441/2011.
В связи с тем, что ответчиком по делу N А53-8441/2011 выступало иное лицо, положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению не подлежат, а обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А53-8441/2011, подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьёй 38 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1) первичная медицинская помощь, в том числе, и при неотложных нуждах, оказывается медицинскими учреждениями гражданам, в том числе, военнослужащим или сотрудникам войсковых частей, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, беспрепятственно и бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" (далее - постановление от 31.12.2004 N 911) утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктами 2, 4, 5, 6 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Учреждение здравоохранения представляет счёт-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключён договор об оказании медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания; пункт 4 правил).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счёт-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5).
Таким образом, оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
Из изложенного следует, что уполномоченным лицом на заключение договоров на оказание медицинской помощи военнослужащим, а, следовательно, и лицом, обязанным производить оплату по данным договорам, является именно военный округ, получающий финансирование из федерального бюджета на указанные нужды в соответствии с федеральными законами "О федеральном бюджете".
Воинские части, входящие в состав соответствующего военного округа, не отнесены действующим законодательством к числу субъектов, обязанных заключать соответствующий договор и производить оплату оказанных учреждением здравоохранения услуг. В связи с чем, они не могут выступать в качестве самостоятельного субъекта указанных правоотношений. В интересах воинских частей в правоотношениях по обеспечению оказания военнослужащим медицинской помощи ввиду прямого предписания закона выступает соответствующий военный округ.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы о том, что медицинские услуги были оказаны не ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" либо ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", а войсковой части 40911, которая и должна быть ответчиком по настоящим требованиям, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном понимании заявителем жалобы норм материального права.
Учитывая изложенное, договор от 21.07.2010 N 23 об оказании медицинской помощи, подписанный между больницей и войсковой частью 40911, в силу статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключённым.
Как указывалось выше, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом.
Согласно указу Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" с 01.09.2010 административные границы Краснодарского края были включены в Северо-Кавказский военный округ, а с 01.12.2010 - в Южный военный округ.
Во исполнение вышеназванного указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1144 с 01.12.2010 на базе Северо-Кавказского военного округа был образован Южный военный округ.
В настоящее время согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.04.2013 ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа находится в стадии ликвидации".
Письмом от 16.09.2011 N 49/4/2747 заместителя начальника медицинской службы Южного военного округа (т. 1 л.д. 20) больнице было сообщено, что заявленная ко взысканию в рамках настоящего дела задолженность за оказанные медицинские услуги была включена в общую сумму кредиторской задолженности перед учреждениями здравоохранения и будет погашена после поступления денежных средств на расчётный счёт соответствующего подразделения Южного военного округа.
Согласно пункту 2 положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901, в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и войсковая часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
На основании указанной статьи 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований Южного военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нём на обеспечении было создано ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (пункту 1 и 18 устава (т. 2 л.д. 74-83).
В пункте 19 устава ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" закреплено, что одним из основных видов деятельности учреждения является организация и осуществление всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского и морально-психологического обеспечения.
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" также выполняет функции администратора доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств (пункты 8 и 9 устава).
Из материалов дела следует, что больной Ковалев Д.Г. являлся военнослужащим, проходившим военную службу в войсковой части 40911, расположенной в настоящее время на территории Южного военного округа.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" надлежащим ответчиком по настоящим исковым требованиям.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что поскольку договор от 21.07.2010 N 23 об оказании медицинской помощи в силу статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключённым, денежные средства за оказанные во исполнение данного договора медицинские услуги правомерно заявлены ко взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Из материалов дела следует, что военнослужащий Ковалев Д.Г. проходил лечение в ожоговом отделении в период с 14.05.2010 по 29.06.2010. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из медицинской карты, представленной на обозрение суда апелляционной инстанции в судебном заседании 09.04.2013.
Согласно тарифам на медицинские услуги государственных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утверждённых решением краевой комиссии от 16.12.2008, стоимость одного койко-дня в ожоговом отделении в период пребывания военнослужащего на лечении составляла 5 104 руб. 16 коп.
При таких обстоятельствах, учитывая, что уполномоченным лицом на заключение договоров на оказание медицинской помощи военнослужащим Южного военного округа является ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", что фактическое оказание услуг и их размер подтверждается представленным доказательствами и ответчиками не оспариваются, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования больницы о взыскании денежной суммы в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 февраля 2013 года по делу N А53-26057/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26057/2012
Истец: Государственное бюджетное учреждение, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница N1 имени профессора С. В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение Управление Северо-Кавказкого военного округа, Федеральное бюджетное учреждение Управление Северо-Кавказского военного округа, Федеральное бюджетное учреждение Управления Северо-Кавказкого военного округа, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
Третье лицо: ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"