О порядке налогообложения средств, получаемых бюджетными
учреждениями от сдачи в аренду федерального имущества,
в целях обложения налогом на прибыль
В соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ бюджетные учреждения, которые получают доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном указанной главой НК РФ. При этом бюджетные учреждения в соответствии со ст. 321.1 НК РФ обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, - доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, определены в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, включающего, среди прочего, средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов.
В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 42 БК РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения в полном объеме после уплаты с указанных доходов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, т.е. в части, остающейся после налогообложения таких доходов.
Таким образом, из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного учреждения от сдачи имущества в аренду и от иной приносящей доход деятельности первоначально направляются на уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного финансирования.
При этом необходимо учитывать, что норматив отчислений неналоговых доходов в объеме 100% в федеральный бюджет, устанавливаемый в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, определяет пропорцию централизации доходов федерального бюджета в аспекте принципа разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней и на налоговые правоотношения не влияет. В связи с этим доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, учитываются при формировании объекта обложения налогом на прибыль организаций у данных бюджетных учреждений в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Данная позиция подтверждается положениями п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 N 98.
Вместе с тем порядок перечисления арендных платежей арендатором непосредственно в федеральный бюджет на счета Казначейства России, установленный приказом Минфина России от 30.06.04 N 57н, лишает бюджетные учреждения возможности исполнить обязанность налогоплательщика налога на прибыль организаций, поскольку отсутствует источник уплаты налога на прибыль организаций, которым являются средства от предпринимательской деятельности. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется работа по разработке порядка обеспечения бюджетных учреждений средствами, необходимыми им для уплаты налога на прибыль организаций в соответствии с положениями НК РФ.
П.С. Лещинер,
налоговый консультант-эксперт
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22