Все, что вы хотели знать о кейтеринге
В настоящее время все больше и больше предприятий общественного питания вовлекаются в кейтеринг - одно из направлений ресторанного бизнеса, которое за последние годы стало пользоваться большой популярностью. Выездное обслуживание - так многие сегодня представляют кейтеринг - подразумевает несколько направлений деятельности в сфере оказания услуг общественного питания и сопутствующих им услуг досуга и развлечений. Банкеты, фуршеты, презентации, обслуживание корпоративных праздников и семейных торжеств и многие другие выездные услуги общественного питания - все это говорит о востребованности и перспективах кейтеринга в нашей стране.
На страницах журнала мы не раз обращались к выездному обслуживанию, сегодня мы решили обобщить имеющиеся рекомендации по порядку учета и налогообложения для того, чтобы кейтеринговые компании закрепили свои знания в вопросах учета и налогообложения выездного обслуживания. Не останутся без внимания и другие отличительные особенности данного направления деятельности в сфере общественного питания, которые будут полезны тем, кто только собирается заняться этим бизнесом.
Что такое кейтеринг?
В настоящий момент в нормативных актах не содержится определения кейтеринга, который появился в России сравнительно недавно, с приходом западных компаний, которые и познакомили российских потребителей с возможностями кейтеринга. Определение этого термина дано в современном экономическом словаре, в котором сказано, что кейтеринг*(1) - это доставка в офис, на предприятие готовых блюд и развертывание небольшой столовой или буфета, подогрев блюд и уборка посуды осуществляется обслуживающим выездным персоналом - поварами и официантами.
На самом деле понятие кейтеринга намного шире. Он включает не только выездное ресторанное обслуживание и доставку еды на дом или в офис. Кейтеринговые компании организуют практически в любом месте проведение различных мероприятий: выездной банкет, фуршет, барбекю, коктейль, кофе-брейк или другую форму обслуживания. Иными словами, кейтеринговые компании обслуживают клиента, что называется, "под ключ", предоставляя клиентам все необходимое для проведения того или иного выездного мероприятия.
Организация банкета предприятием выездного обслуживания практически ничем не уступает стационарному формату мероприятия. При профессиональном подходе к организации процессов ресторана выездного обслуживания проведение банкета на выезде будет таким же высококачественным, как и в ресторане. Кроме того, выездной ресторан имеет такое преимущество, как мобильность, что позволяет быстро организовать угощение клиентов практически в любом месте и в любое время.
Сегодня кейтеринговые компании принимают как частные, так и корпоративные заказы и обслуживают любые официальные, светские, городские, спортивные, общественные мероприятия любого масштаба и профиля. Клиентами могут оказаться не только частные лица или коммерческие компании, но и различные общественные и некоммерческие организации, звезды отечественной и зарубежной эстрады и другие заинтересованные выездным обслуживанием лица.
В течение года спрос на форматы мероприятий, проводимых кейтеринговыми компаниями, изменчив. В начале зимы наиболее популярны ужины и частные мероприятия, с февраля по июль - корпоративные мероприятия, презентации и коктейли, а лето - время свадебных торжеств. С сентября по октябрь наиболее популярны корпоративные тренинги на свежем воздухе.
В целом перечень оказываемых услуг кейтеринговыми компаниями достаточно широк, мы рассмотрим основные направления деятельности с тем, чтобы предприятия общественного питания представляли, чем они могут заниматься, если выйдут на этот рынок.
"Меню" кейтеринговых компаний
Об основных направлениях деятельности кейтеринговых компаний предприятия общественного питания имеют представление - это организация банкетов, фуршетов, шведских столов и доставка обедов в офисы. Каждое из перечисленных выездных мероприятий имеет свои цели и места проведения.
Банкетом принято считать комплексное обслуживание и организацию выездного ресторанного обслуживания на самом высоком уровне. Как уверяют специалисты кейтеринговых компаний, выездной банкет не теряет в качестве по сравнению с банкетным обслуживанием в стационарных условиях, а приобретает новизну и подчеркивает оригинальность выездного мероприятия. Как правило, выездной банкет вдалеке от городской суеты заказывают для организации корпоративных, а чаще семейных торжеств (дни рождения, свадьбы).
Банкетное обслуживание включает подборку банкетного зала или площадки для установки шатра, аренду транспортных средств для выезда на барбекю, оформление места проведения в соответствии с пожеланиями клиента, разработку индивидуального меню с учетом пожеланий гостей, организацию развлекательной или шоу-программы, изготовление и доставку пригласительных билетов для гостей.
Фуршет, по сравнению с банкетом, отличает более скромная сервировка стола, так как основным "рабочим инструментом" во время фуршета является закусочная вилка. Основу фуршета составляют разнообразные холодные закуски - тарталетки, канапе, сэндвичи и напитки. По просьбе гостей в виде исключения некоторые блюда для фуршета могут быть поданы в подогретом виде.
Сегодня фуршеты являются одними из популярных и модных способов проведения корпоративных и частных мероприятий. Они уместны в случае проведения тренингов или семинаров, презентаций, выставок, по окончании деловых переговоров или конференций. Также выездной фуршет - отличное решение в случае корпоративных праздников на природе. Сохраняя все преимущества банкета, фуршет отличается особенным комфортом для гостей, которые могут общаться в неформальной обстановке и познакомиться поближе. Если это фуршет с новым деловым партнером, то шансы на подписание договора значительно увеличиваются. Все это лишний раз подтверждает востребованность организации фуршетов, поэтому кейтеринговые компании уделяют данному направлению деятельности не меньшее внимание, чем организации и проведению банкетов.
Доставка канапе сегодня является неотъемлемой составляющей практически любого фуршета. Канапе, по сути, это различные фуршетные закуски ручной работы: буше, тарталетки, опен-сендвичи и канапе, которые специально предназначены для приемов в офисе или в домашней обстановке. Доставку канапе можно заказать не только в составе фуршета, но и специально к любому торжеству без обслуживания и дополнительных услуг.
О том, что такое шведский стол, много говорить нет необходимости. Это изобилие изысканных холодных закусок, мясных блюд, свежих морских деликатесов, сыров и десертов. Отличает среди других видов обслуживания шведский стол принцип подачи кулинарной продукции, которая на виду у гостей, а количество блюд, которое они могут попробовать, ограничено лишь их воображением. Шведский стол по праву считается самой демократичной формой питания, он позволяет гостям поесть вкусно, разнообразно и быстро. Шведский стол в исполнении кейтеринговых компаний больше напоминает фуршет с тем лишь различием, что, заказав эту услугу, клиенты могут отведать больше блюд и кулинарной продукции по сравнению с традиционным фуршетом.
Доставка обедов в офисы приносит кейтеринговым компаниям пусть и сравнительно небольшой, но стабильный доход, что тоже немаловажно в любых направлениях деятельности. Регулярная доставка горячих обедов требует отлаженной работы. При этом услуги кейтеринговых компаний, как правило, ограничиваются приготовлением кулинарных блюд и развозом заказов по офисам. Создание условий для потребления пищи в этом случае не входит в перечень оказываемых кейтеринговой компанией услуг. Этого нельзя сказать о следующем, может быть, менее распространенном, но привлекательном виде выездного обслуживания.
Барбекю на природе ассоциируется у многих читателей с пикником, который может быть как нельзя кстати для проведения уик-энда после холодной и продолжительной зимы. Для проведения этого мероприятия кейтеринговые компании предлагают услуги по подбору оптимального места проведения пикника, разработку оригинального сценария, режиссуру и постановку мероприятия, предоставление ведущего, доставку участников и гостей к месту проведения пикника и обратно. Плюс к этому, конечно же, обеспечение питания гостей и участников, а также обеспечение технической поддержки праздника на природе - профессиональный звук и свет, проекционное оборудование, оформление места проведения пикника. Если организация решила сэкономить на оформлении места проведения того или иного мероприятия выездного обслуживания, то она может арендовать в кейтеринговой компании необходимое оборудование.
Аренда оборудования и вызов повара на дом. Для фуршета, банкета и барбекю на природе кейтеринговые компании предлагают различные конструкции, преображающие территорию для проведения мероприятия. Предлагаемые конструкции позволяют защитить любую площадь от дождя, мобильная сцена позволит провести концерт, павильон увеличит пространство для проведения корпоративных мероприятий и торжеств, а подиумы (трибуны) позволят организовать модельный показ или презентацию.
Оказывая услуги по аренде тентовых павильонов, шатров и других конструкций, кейтеринговые компании доставляют их к месту проведения мероприятия и монтируют, а по окончании события демонтируют установленные мобильные конструкции. Если у заказчика нет мебели, то исполнитель может предложить в аренду столы и стулья для проведения банкетов и фуршетов. Крупные кейтеринговые компании предлагают в аренду целые заведения (например, загородный клуб или пансионат) для проведения частных и корпоративных мероприятий различного формата, будь то корпоративный отдых или семейных праздник. В последнем случае можно заказать услуги повара на дом.
Профессиональный повар возьмет на себя все хлопоты по ежедневной закупке продуктов, составлению меню и приготовлению пищи. Он сделает сервировку стола и порадует праздничными блюдами во время семейного торжества. Не все кейтеринговые компании предоставляют услуги "повара на дом", считая это направление мало рентабельным по сравнению с корпоративными заказами. Но если клиентов не так много, особенно на этапе развития кейтеринговой компании, то следует использовать все возможности для получения дохода и создания положительной репутации.
Прочие кейтеринговые услуги для организаций общественного питания, можно сказать, являются не совсем традиционными. Это оформление места проведения выездных мероприятий (дизайн, декорации, флористика) и организация развлекательных и шоу-программ. В таких случаях нелишними будут фото- и видеосъемка, доставка гостей, обеспечение безопасности мероприятия и многие другие сопутствующие услуги. Нельзя сказать, что такие услуги пользуются спросом, но в целом они дополняют "меню" кейтеринговых компаний. Как же они организуют работу, справляясь со всем многообразием предоставляемых клиентам услуг?
Очевидно, что проведение банкета фуршета или иного выездного мероприятия на высоком уровне обеспечивается за счет слаженности действий менеджерского звена компании, высокому профессионализму обслуживающего персонала и мастерству поваров. "Это составляющие успеха любого предприятия общественного питания", - может возразить читатель. Что же является необходимым в успешной работе кейтеринговых компаний? Ответ на этот вопрос будет небезынтересен предприятиям общественного питания, решившим заняться выездным обслуживанием.
Как работают кейтеринговые компании?
Крупные кейтеринговые компании работают по четко отработанной схеме, в которой учитываются все осуществляемые организацией операции. В производстве, хранении и доставке готовых блюд и кондитерских изделий участвуют несколько подразделений компании, насчитывающие не один десяток человек. Повара, официанты, водители, кладовщики, грузчики, менеджеры и руководители являются звеньями единого процесса выездного обслуживания.
Разнообразие и количество заказов на выездное обслуживание обязывает кейтеринговые компании позаботиться об организации мероприятия в любом стиле - традиционном, классическом, современном. Кроме того, профессиональные повара готовят блюда любой кухни (русской, азиатской, французской, итальянской и др.) с учетом того, что качество должно сохраняться во время доставки. Комплектов оборудования, как правило, несколько, так же как и бригад персонала, для того чтобы одновременно обслуживать несколько банкетов.
По своим размерам крупные кейтеринговые компании напоминают небольшое предприятие пищевой промышленности, имеющее в своем арсенале склады, кухни, транспортные средства, в которых также размещаются кухни, и необходимое для поддержания оптимальной температуры приготовленных блюд оборудование. Помимо доставки кулинарной продукции кейтеринговые компании содержат транспорт для доставки мебели, посуды, униформы и иного необходимого для проведения банкета имущества. После проведения банкета имущество доставляется обратно в компанию, где осуществляется чистка и ремонт, после чего все сдается на склад в чистом виде до следующего заказа.
Самое многочисленное подразделение в кейтеринговых компаниях - это обслуживающий выездные мероприятия персонал. Для проведения банкетов и фуршетов привлекается не один десяток официантов, которые работают на банкетах и фуршетах, получая зарплату и премиальные от каждого мероприятия. Банкеты и фуршеты предполагают четкую организацию обслуживания, поэтому официанты в кейтеринговых компаниях периодически проходят тренинги, на них моделируются различные ситуации.
Не последнюю роль играет работа менеджеров компании, принимающих заказы в офисе, выезжающих на банкеты, улаживающих различные вопросы с клиентами, возникающие в ходе и после проведения выездных мероприятий. Координация действий осуществляется руководящим звеном, которое отвечает за слаженность работы всего персонала кейтеринговой компании.
Наряду с решением организационных вопросов не стоит забывать о том, что кейтеринговая компания оказывает услуги, связанные с общественным питанием, поэтому она должна соблюдать установленные санитарные требования к предприятиям общественного питания.
Внимание!
Санитарно-эпидемиологические требования
Соблюдению санитарных норм на предприятиях общественного питания всегда уделяется повышенное внимание, тем не менее, как показывает практика проверок, в организациях, занимающихся выездным обслуживанием, этому вопросу уделяют меньше внимания.
В Письме Роспотребнадзора от 20.03.2007 N 0100/2745-07-32 приводится статистика, свидетельствующая о росте заболеваемости острыми кишечными инфекциями в связи с многочисленными нарушениями санитарных норм и правил на предприятиях общественного питания, в том числе при приготовлении пищи, ее реализации и хранении, а также о низкой профессиональной и гигиенической культуре обслуживающего персонала. Плюс к этому для перевозки продуктов питания нередко привлекается транспорт, не имеющий санитарных паспортов, а обеды доставляются в офисы и производственные помещения, не предназначенные для приема пищи.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Роспотребнадзор считает необходимым:
1) повысить действенность санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований санитарного законодательства юрлицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность по организации питания, в том числе "выездного обслуживания";
2) при контроле за организациями общественного питания, участвующими в обслуживании выездного питания, особое внимание обращать на наличие помещений для мытья оборотной тары, необходимого количества холодильного оборудования, специализированного автотранспорта, обеспечивающего сохранность перевозимых готовых блюд и продуктов питания;
3) во всех случаях нарушений санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов применять к нарушителям меры административного принуждения, вплоть до приостановления эксплуатации пищевых объектов и передачи материалов в следственные органы.
Как видим, Роспотребнадзор к выездному обслуживанию населения настроен весьма решительно. Предприятиям питания, работающим в сфере кейтеринга, не следует пренебрегать соблюдением установленных санитарных норм и правил. Это касается всего цикла оказания услуг общественного питания - начиная с производства готовых блюд и кулинарной продукции и заканчивая созданием условий для ее потребления.
Система учета выездного обслуживания
При организации бухгалтерского учета кейтеринговые компании могут исходить из того, что они оказывают услуги общественного питания с той лишь разницей, что в отличие от кафе, баров и ресторанов занимаются этим не в собственных залах обслуживания, а на выезде.
В подтверждение этих слов воспользуемся Общероссийским классификатором услуг населению*(2), в котором перечислен примерный перечень услуг общественного питания. Они включают несколько групп: услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, услуги по организации потребления и обслуживания, услуги по реализации кулинарной продукции, услуги по организации досуга, информационно-консультационные услуги и прочие услуги общественного питания.
В одной из перечисленных групп указаны фактически кейтеринговые услуги, эта группа услуг по организации потребления и обслуживания, в которые входят:
- услуги официанта на дому;
- услуги мойщицы посуды на дому;
- организация и обслуживание торжеств, семейных обедов;
- организация питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.д.;
- доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в банкетном исполнении;
- доставка кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах, на дому, в пути следования пассажирского транспорта, в номерах гостиниц;
- бронирование мест в зале предприятия общественного питания;
- продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;
- доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий, напитков, оставшихся после обслуживания торжеств, на дом потребителю;
- организация рационального, комплексного питания.
Явное сходство перечисленного с кейтеринговыми услугами говорит о том, что порядок учета в кейтеринговых компаниях в целом может быть аналогичен системе обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях общественного питания. Единственное, следует обратить внимание на транспортные расходы, так как доставка в себестоимости кейтеринговых услуг занимает не последнее место и списывать их как условно-постоянные по принципу общехозяйственных расходов без распределения на объекты калькулирования было бы по меньшей мере неосмотрительно. Такой подход может привести к искажению себестоимости оказываемых услуг и, как следствие, к недостоверной информации о финансовых результатах каждого из направлений деятельности кейтеринговой компании. Поэтому целесообразно отдать предпочтение, может быть, более трудоемкому, но дающему более объективную информацию варианту, распределяя транспортные расходы, связанные с выездным обслуживанием, по видам оказываемых услуг.
В пользу этого говорит также тот факт, что нередко кейтеринговые компании не выделяют в документах и учете доходы от оказания транспортных услуг, включая их в ценообразование банкетов, фуршетов, доставки обедов в офис, рекламируя это как бесплатную доставку блюд и кулинарной продукции. Это лишний раз говорит о необходимости распределения транспортных расходов по видам оказываемых услуг.
Приняв такое решение, следует определиться с показателем, пропорционально которому будет производиться распределение. Из наиболее объективных показателей можно выделить два: прямые затраты, включаемые в себестоимость оказываемых услуг, и стоимость отпущенных на выездные мероприятия кулинарных блюд и кондитерских изделий. В принципе эти показатели взаимозависимы, так как второй является одной из составляющих прямых затрат, отнесенных на объекты калькулирования. Однако он более точно отражает часть транспортных расходов, приходящихся на банкеты, фуршеты, доставку обедов в офис и другие выездные мероприятия, поэтому организация может выбрать стоимость продукции, причем этот показатель можно выбрать из плановых калькуляций блюд и готовых изделий, отпущенных на то или иное выездное мероприятие.
Пример.
ООО "Кейтеринг-глобал" организует выездные банкеты, фуршеты и занимается доставкой обедов в офис. В отчетном периоде выручка по этим услугам составила 800 000 и 500 000 руб., а прямые расходы - 400 000 и 200 000 руб. соответственно. Транспортные расходы составили 100 000 руб., а управленческие - 50 000 руб. В учетной политике установлено, что транспортные расходы распределяются исходя из плановых калькуляций отпуска продукции на то или иное мероприятие, а управленческие расходы списываются на финансовый результат без распределения как условно-постоянные расходы. Согласно плановым калькуляциям, стоимость кулинарных блюд и кондитерских изделий, отпущенных на банкеты и фуршеты, составила 250 000, а на обеды в офисы - 150 000 руб.
В целях упрощения обязательства организации по НДС в примере не рассматриваются.
Распределим транспортные расходы между организацией фуршетов, банкетов и доставкой обедов в офисы. Процент транспортных расходов, приходящихся на банкеты и фуршеты, составит 62,5% (250 000 руб. / (250 000 руб. + 150 000 руб.)), а процент, приходящийся на доставку обедов в офис, - 37,5% (150 000 руб. / (250 000 + 150 000) руб.). Исходя из полученных значений, доля транспортных расходов составит 62 500 руб. (100 000 руб. x 62,5%) и 37 500 руб. (100 000 руб. x 37,5%) соответственно.
Для учета затрат, формирующих себестоимость различных выездных банкетов, фуршетов и доставки обедов в офис, воспользуемся субсчетами 20-1 и 20-2 соответственно.
В бухгалтерском учете ООО "Кейтеринг-глобал" будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены доходы | |||
Отражены доходы от проведения выездных банке- тов и фуршетов |
50 | 90-1-1 | 800 000 |
Отражены доходы от оказания услуг по доставке обедов в офис |
50 | 90-1-2 | 500 000 |
Отражены расходы | |||
Включены в себестоимость проведения выездных банкетов и фуршетов прямые затраты |
20-1 | 10,70,69 | 400 000 |
Включены в себестоимость доставки обедов в офис прямые затраты |
20-2 | 10,70,69 | 200 000 |
Отражены транспортные расходы | 44 | 10,60,70,69 | 100 000 |
Отражены управленческие расходы | 44 | 60,70,69 | 50 000 |
Распределены транспортные расходы | |||
Транспортные расходы включены в себестоимость выездных банкетов и фуршетов |
20-1 | 44 | 62 500 |
Транспортные расходы включены в себестоимость доставки обедов в офис |
20-2 | 44 | 37 500 |
Сформирована себестоимость выездных услуг | |||
Списана себестоимость оказания выездных банкетов и фуршетов |
90-2-1 | 20-1 | 462 500 |
Списана себестоимость оказания доставки обедов в офис |
90-2-2 | 20-2 | 237 500 |
Списаны без распределения управленческие расходы компании |
90-2 | 44 | 50 000 |
Определен финансовый результат | |||
Сформирован финансовый результат по стационар- ному обслуживанию клиентов |
90-9-1 | 99-1 | 337 500 |
Сформирован финансовый результат по выездному обслуживанию клиентов |
90-9-2 | 99-2 | 262 500 |
Отражены управленческие расходы компании | 99 | 90-9 | 50 000 |
Предприятие может выделять, а может не выделять в учете в отдельную группу оказание услуг по аренде мебели, посуды, столового инвентаря. Они могут рассматриваться как прочие услуги общественного питания, которые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению включают:
- прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря;
- продажу фирменных значков, цветов, сувениров;
- предоставление парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и др.;
- гарантированное хранение ценностей потребителя;
- вызов такси по заказу потребителя (посетителя) предприятия общественного питания.
В целом учет в кейтеринговых компаниях несложен, главное - правильно квалифицировать доходы и расходы от оказания того или иного вида кейтеринговых услуг. Можно ли сказать тоже самое о налогообложении деятельности кейтеринговых компаний?
О принципах налогообложения
При выборе режима налогообложения кейтеринговые компании могут руководствоваться тем, что они оказывают услуги общественного питания на выезде.
Для предприятий общественного питания оптимальным является спецрежим - "вмененка", но кейтеринговые компании не могут им воспользоваться. На это неоднократно указывало финансовое ведомство в своих разъяснениях*(3), правда, в одном из недавно опубликованных писем (от 30.11.2007 N 03-11-04/3/472) чиновники не сказали ничего под столовые свои помещения и свое оборудование, а исполнитель предоставляет специалистов, завозит продукты и организует приготовление блюд.
В этой ситуации по вопросу налогообложения оказываемых исполнителем услуг высказались судьи в Постановление ФАС ЗСО от 07.05.2007 N Ф04-2608/2007(33826-А81-41). Они единодушны с чиновниками, указывая на то, что из анализа ст. 346.27 НК РФ следует, что на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания, находящиеся в их собственности (пользовании) на основании правоустанавливающих документов.
В рассматриваемом деле организация оказывает услуги по обеспечению работников трехразовым питанием, то есть осуществляет реализацию продукции собственного производства, отпуск и реализацию продовольственных товаров и полуфабрикатов. При этом заказчики обеспечивают исполнителя услуг помещениями общественного питания и производства, торгово-технологическим и холодильным оборудованием с освещением, отоплением, а также газом, холодной и горячей водой, словами, услуги по организации выездного питания оказываются в помещениях-столовых, которые не принадлежат исполнителю на праве собственности или ином праве. Поэтому деятельность организации, оказывающей услуги общественного питания через такие объекты, не подлежит переводу на "вмененку". Аналогичные выводы сделаны арбитражным судом другого округа в Постановлении ФАС ЗСО от 27.07.2007 N Ф04-5208/2007(36853-А81-29).
Как видим, у кейтеринговых компаний остается небольшое поле для налоговых маневров. Они могут выбрать либо традиционную систему налогообложения, либо "упрощенку". Преимуществами последнего из поименованных налоговых режимов кейтеринговые компании тоже вряд ли смогут воспользоваться.
В главе 26.2 НК РФ есть еще ряд требований, соблюдение которых позволяет предприятию перейти на "упрощенку", такие как ограничение средней численности работников (100 человек), остаточной стоимости основных средств (100 млн. руб.), полученных организацией за 9 предшествующих месяцев доходов (18,61 млн. руб.*(4)).
Компании, специализирующиеся на выездном обслуживании, могут выполнить не все из перечисленных ст. 346.12 НК РФ условий (например, в части ограничения численности персонала и получаемых от деятельности доходов). Плюс к этому не все кейтеринговые компании находятся в безраздельной собственности физических лиц, нередко доля участия других организаций составляет более 25%, что также не позволяет компании подать заявление о переходе на "упрощенку". Остается последний вариант - традиционная система налогообложения, на которой находятся многие крупные предприятия общественного питания.
При расчетах с бюджетом по налогам на прибыль, НДС, налогу на имущество, ЕСН кейтеринговые компании руководствуются общими нормами исчисления данных налогов. При этом каких-либо льгот при оказании услуг общественного питания не установлено, за исключением освобождения от НДС, если питание доставляется в столовые образовательных и медицинских учреждений (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Как правило, эти организации имеют собственные столовые и не входят в список клиентов кейтеринговых компаний, поэтому последние уплачивают налоги в общеустановленном порядке.
Мы рассмотрели основные нюансы деятельности кейтеринговых компаний, заниматься этим бизнесом или нет - решать предприятиям общественного питания, многие из которых уже успешно осваивают отдельные направления кейтеринга.
С.В. Булаев
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кейтеринг - производное от слова сater (доставка провизии), catering service - банкетное обслуживание.
*(2) Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(3) Письма Минфина РФ от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295, от 14.05.2007 N 03-11-04/3/156.
*(4) Письмо Минфина РФ от 01.11.2007 N 03-11-04/2/268.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"