г. Саратов |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А57-24285/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей: Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства здравоохранения Саратовской области - Глебова П.И., действующего на основании доверенности N 63-20/6913 от 17.10.2012 г., удостоверения; Махровой Н.В., действующей на основании доверенности N 03-20/754 от 11.02.2013 г.; представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Борисовой Л.Н., действующей на основании доверенности N 02/1-40 от 11.01.2013 г., удостоверения; представителя Государственного автономного учреждения Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Махровой Н.В., действующей на основании доверенности N 256/25 от 23.04.2013 г., паспорта; директора Гераськина М.Ю., действующего на основании приказа N 438/л/с от 27.07.2000 г., паспорта 6308 N 213004, выданного 06.08.2008 г. отделом УФМС России по Саратовской области в Кировском районе города Саратова.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.02.2013 г. по делу N А57-24285/2012 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Министерства здравоохранения Саратовской области
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 02.10.2012 г. N 13-31/ов по делу N 13/31ов
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов,
Государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств",
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области,
Прокуратура Саратовской области,
ООО "Ориола", ИНН 7704150140,
ЗАО Фирма "Центр внедрения "Протек",
ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД",
ООО "Теко-С", г.Саратов, ИНН 6453064469,
ЗАО НПК "Катрен",
ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метеорологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - Министерство, Заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области) от 02.10.2012 г. N 13-31/ов по делу N 13/31ов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.02.2013 г. Министерству здравоохранения Саратовской области отказано в удовлетворении заявленных требований.
Министерство здравоохранения Саратовской области с принятым решением не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области, Прокуратуры Саратовской области, ООО "Ориола", ЗАО Фирма "Центр внедрения "Протек", ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД", ООО "Теко-С", ЗАО НПК "Катрен", ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метеорологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных сторон.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведённой Прокуратурой Саратовской области проверки соблюдения действующего антимонопольного законодательства в деятельности Министерства здравоохранения Саратовской области, при нормативном регулировании вопроса осуществления Государственным автономным учреждением Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" (далее - ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств") предварительной приемки лекарственных средств, был выявлен ряд нарушений.
В связи с этим Прокуратурой Саратовской области было вынесено представление исх. N 7/1-08-2012 от 13.04.2012 г. в адрес руководителя УФАС по Саратовской области об имеющихся нарушениях в действиях Министерства здравоохранения Саратовской области и возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Проведя проверку и установив в действиях Министерства здравоохранения Саратовской области признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководителем Саратовского УФАС России был издал приказ N 149 от 16.05.2012 г. о возбуждении дела N 13-31/ов по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Саратовского УФАС России, рассмотрев 02.10.2012 г. дело N 13-31/ов, установила, что Министерством здравоохранения Саратовской области был издан приказ за N 1828 от 17.11.2011 г. "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам" (далее - приказ N 1828 от 17.11.2011 г.).
Пунктом 2 данного приказа установлено, что лекарственные препараты с сопроводительными документами по качеству до передачи получателям предоставляются поставщиками в государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" для проведения предварительной приемки на соответствие качества требованиям, установленным контрактом, выявления препаратов, изъятых или приостановленных в обращении. Лекарственные препараты, не представленные на предварительную приемку или не прошедшие предварительную приемку, не могут быть использованы в рамках льготного и бесплатного лекарственного обеспечения.
Пунктом 3 приказа руководителям учреждений здравоохранения области рекомендовано привлекать к осуществлению приемки лекарственных препаратов на соответствие качества по заключенным гражданско-правовым договорам независимого эксперта - специализированную организацию государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств", аккредитованное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на проведение работ по испытаниям лекарственных средств (аттестат аккредитации от 22.05.2009 г. NPOOCC RU.0001.21 ФМ17) в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 17.11.2011 г. N 1828 "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам" был опубликован в "Региональном медико-фармацевтическом вестнике" N 47(103) 30.10.2011 г. и был принят медицинскими учреждениями области к исполнению.
При рассмотрении дела в антимонопольном органе ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" была представлена информация (исх. N 106/25 от 15.02.2012 г.) о том, что в ноябре-декабре 2011 года на экспертизу качества представлялись лекарственные препараты такими организациями, как ООО "МК Тиэкс ЛТД", филиал "Протек-18", ЗАО Фирма "Центр внедрения "Протек".
К услугам ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" в 2011 году и за период 2012 года обращались следующие организации - субъекты рынка оптовой торговли лекарственными препаратами: Саратовский филиал ООО "Ориола"; Филиал "Протек -18", ЗАО Фирма "Центр внедрения "Протек"; ЗАО "СИА Интернейшнл - Саратов"; ООО "Теко-С"; Филиал ЗАО НПК "Катрен" в городе Саратове.
Между ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" и хозяйствующими субъектами заключались договоры на проведение контроля качества (экспертизы, мониторинга) лекарственных средств, оказания услуг, в соответствии с которыми в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" направлялись образцы лекарственных средств из серий препаратов, ввозимых на территорию Саратовской области, и заявки в программе "ТирФарм", содержащие информацию о направляемых образцах, по результатам проведенной ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" экспертизы, указанным препаратам присваивались "регистрационные" номера, указывались в заключении, выдаваемом ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств".
ЗАО Фирма "Центр внедрения "Протек" были даны письменные пояснения (исх. N 248 от 17.07.2012 г.) согласно которым фирма осуществляет поставку лекарственных средств в рамках льготного лекарственного обеспечения и целевых программ Саратовской области. Образцы лекарственных препаратов, поставляемых в рамках льготного лекарственного обеспечения, предоставляются в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" для проведения работ по их контролю качества (экспертизе). До присвоения лекарственным препаратам идентификационных номеров все серии таких лекарственных средств блокируются и в продажу не выпускаются. Заявки на проведение контроля качества лекарственных препаратов формируются и отправляются в электронном виде без каких -либо сопроводительных писем. Образцы лекарственных препаратов по одной упаковке из каждой серии доставляются обществом непосредственно в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств". После проведения экспертизы качества лекарственных препаратов по показателям "описание", "упаковка", "маркировка" ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" присылает в электронном виде ответ с указанием идентификационных номеров и выдает заключение в письменном виде.
Направление лекарственных препаратов на процедуру "входного контроля" способствовало тому, что хозяйствующие субъекты понесли значительные убытки.
Так, согласно акту сверки взаиморасчетов за 2011 год между ООО "Теко-С" и ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" размер оборота по данным ООО "Теко-С" составил 354 486, 37 рублей. В 2012 году - 2 648, 28 рублей, в соответствии с актами об оказании услуг, представленными ООО "Теко-С".
Саратовским филиалом ООО "Ориола" в 2011 году и за истекший период 2012 года была уплачена ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" за оказание услуг по экспертизе качества лекарственных препаратов сумма в размере 22 567, 89 рублей.
ЗАО НПК "Катрен" в городе Саратове уплачено ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" за оказание услуг по экспертизе качества лекарственных препаратов 2 183, 76 рублей.
ЗАО "СИА Интернейшнл - Саратов" в 2011 году уплатило ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" за оказание услуг по экспертизе качества лекарственных препаратов сумму в размере 420 705, 04 рублей.
Филиалом "Протек - 18" ЗАО Фирма "Центр внедрения "Протек" в 2011 году оплачено ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" 34 877, 25 рублей.
Положениями приказа министерства здравоохранения Саратовской области N 1828 "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам" система "входного" контроля качества лекарственных средств была непосредственно закреплена в акте Минздрава области и исполнялась организациями, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными средствами на территории Саратовской области и государственными заказчиками.
Из письменных пояснений государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная детская клиническая больница" (исх. N 01-1311 от 27.09.2012 г.) следует, что во исполнение приказа N 1828 приказом главного врача государственного учреждения здравоохранения "Саратовская областная детская клиническая больница" N 30б от 01.02.2012 г. были внесены изменения в документацию об открытых аукционах в электронной форме, проводимых государственным учреждением здравоохранения "Саратовская областная детская клиническая больница", касающиеся поставки лекарственных препаратов.
В соответствии с требованиями аукционной документации с 01.02.2012 г. поставщики представляли в государственное учреждение здравоохранения "Саратовская областная детская клиническая больница" заключения из ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" по гражданско-правовым договорам: N 35/12-ЭА от 28.04.2012 г.; N 37/12-ЭА от 28.04.2012 г.; N 36/12-ЭА от 02.05.2012 г.; N 20/12-ЭА от 04.05.2012 г.; N 44/12-ЭА от 09.05.2012 г.; N 48/12- ЭА от 09.05.2012 г.; N 53/12-ЭА от 14.05.2012 г.; N 50/12-ЭА от 14.05.2012 г.; N 64/12-ЭА от 28.05.2012 г.; N 58/12-ЭА от 21.05.2012 г.; N 23/12-ЭА от 17.05.2012 г.; N 63/12-ЭА от 25.05.2012 г.; N 85/12-ЭА от 18.06.2012 г.; N 33/12-ЭА от 04.06.2012 г.; N 92/12-ЭА от 25.06.2012 г.
На основании вышеизложенного комиссия Саратовского УФАС России приняла решение, изготовленное в полном объёме 15.10.2012 г., которым признала Министерство здравоохранения Саратовской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" по изданию приказа N 1828 от 17.11.2011 г. "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам". Предписание комиссия не выдавала в связи с отсутствием оснований для выдачи.
Не согласившись с указанным решением, Министерство здравоохранения Саратовской области обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Министерство здравоохранения Саратовской области, издавая приказ N 1828 от 17.11.2011 г. возложило на хозяйствующие субъекты, занимающиеся оптовой торговлей лекарственными средствами на территории Саратовской области, не предусмотренную законом обязанность по обращению в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" для прохождения мониторинга качества лекарственных средств, чем вмешалось в их хозяйственную деятельность, нарушив также их право на самостоятельный выбор, при необходимости, независимого эксперта в порядке, установленном Законом о размещении заказов.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Для квалификации действий субъекта права по указанной норме необходимо установить факт принятия акта, который приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как установлено судом первой инстанции, УФАС по Саратовской области правомерно определило, что хозяйствующие субъекты, занимающиеся оптовой торговлей лекарственными средствами на территории Саратовской области, были вынуждены при осуществлении хозяйственной деятельности обращаться в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" для прохождения мониторинга качества лекарственных средств, нести в связи с этим дополнительные не предусмотренные законом расходы.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Саратовской области ссылается на то, что оспариваемым решением УФАС по Саратовской области Министерство здравоохранения Саратовской области признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", без указания конкретных действий, признанных незаконными.
В соответствии с определением о назначении дела к рассмотрению от 16.05.2012 г., дело было возбуждено по признакам нарушения частей 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и по отношению к двум действиям: изданию приказов от 07.05.2004 г. N 663-П "О государственном контроле за сертифицированными лекарственными средствами" и от 17.11.2011 г. N 1828 "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам". В мотивировочной части решения указывается как на установленное Комиссией нарушение - создание Министерством здравоохранения области на основании приказа от 07.05.2004 г. N 663-П "О государственном контроле за сертифицированными лекарственными средствами" системы "входного" контроля качества лекарственных средств, которая продолжает действовать и после отмены приказа. В резолютивной части решения Комиссия признала заявителя нарушившим только часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с изданием только приказа от 17.11.2011 г. N 1828 "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам".
Ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях решения УФАС по Саратовской области не указывает на прекращение преследования ни в отношении нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", ни в отношении издания приказа от 07.05.2004 г. N 663-П "О государственном контроле за сертифицированными лекарственными средствами". Все действия ответчика, по которым возбуждено дело, должны быть оценены, и, в случае отсутствия оснований для признания действий неправомерными должно быть принято решение о прекращении рассмотрения дела в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" - по основанию отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами апелляционной жалобы в виду следующего.
Как следует из материалов дела, действия Министерства здравоохранения Саратовской области, выразившиеся в издании оспариваемого приказа, привели к ограничению конкуренции на рынке оптовой торговли лекарственными средствами, что противоречит требованию части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Поскольку в действиях Министерства здравоохранения Саратовской области Комиссия УФАС по Саратовской области не установила признаков нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", данное нарушение в резолютивной части решения правомерно отсутствует.
Таким образом, производство по делу в отношении Министерства здравоохранения Саратовской области по части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" было фактически прекращено.
Из решения антимонопольного органа следует, что анализ практики применения медицинскими учреждениями приказов Минздрава области N 663-П от 07.05.2004 г. и N 138 от 10.12.2004 г. был изложен в мотивировочной части оспариваемого решения, чтобы показать, что обязательная и платная процедура дополнительного, не предусмотренного законом, контроля качества лекарственных средств была создана и действовала на территории Саратовской области с 2004 года, а приказом Минздрава области от 17.11.2011 г. N 1828 было оформлено продолжение действия подобной процедуры.
Заявитель апелляционной жалобы также считает, что дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежало прекращению, поскольку приказ от 17.11.2011 г. N 1828 Министерством здравоохранения Саратовской области был отменен приказом от 13.07.2012 г. N 950.
Данный довод апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не может принять, поскольку отмена приказа от 17.11.2011 г. N 1828 произведена после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и не может быть расценена как добровольная.
Кроме того, имеются последствия издания приказа - хозяйствующие субъекты в связи с направлением лекарственных препаратов на процедуру "входного контроля" понесли убытки, возмещение которых не произведено.
Министерство здравоохранения Саратовской области также считает, что УФАС Саратовской области требования оспариваемых приказов (от 07.05.2004 N 663-П "О государственном контроле за сертифицированными лекарственными средствами", от 17.11.2011 г. N 1828 "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам") безосновательно объединены как идентичные, без учета правовой природы регулируемых ими отношений, статуса и временного периода действия документов, тогда как приказами регулируется различные виды отношений, регламентированных различными нормативными актами, действие приказов различно во временном интервале, возлагает на хозяйствующие субъекты не равнозначные обязанности, и, таким образом, данные приказы не могут рассматриваться во взаимодействии или расцениваться как однотипное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов.
Суд апелляционной инстанции также считает данный довод несостоятельным, поскольку Комиссией УФАС Саратовской области издание приказа от 07.05.2004 г. N 663-П "О государственном контроле за сертифицированными лекарственными средствами" не явилось основанием для признания заявителя нарушившим антимонопольное законодательство.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что поскольку Министерство здравоохранения области, в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. N 386-П, функцией государственного контроля качества лекарственных средств не наделено, приказ N 1828 от 17.11.2011 г. не является нормативным и не устанавливает требований к поставщикам, является необоснованной в силу следующего.
В силу Постановления Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. N 386-П "Вопросы министерства здравоохранения Саратовской области" - Министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций) (п.1); министр издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства и подведомственными учреждениями (организациями) (п. 10).
Таким образом, положения приказа Министерства здравоохранения Саратовской области N 1828 от 17.11.2011 г. распространяют свое действие на деятельность подведомственного Министерству учреждения - ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств", а также на организации, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами на территории Саратовской области и государственных заказчиков, в связи с чем, данный приказ является нормативным, устанавливает определённые требования к поставщикам лекарственных средств, носит властно-распорядительный характер и обязателен к применению для всех хозяйствующих субъектов.
Министерство здравоохранения Саратовской области также ссылается в апелляционной жалобе на следующие обстоятельства.
Отношения между ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" и субъектами обращения лекарственных средств, в том числе организациями оптовой торговли лекарственными средствами, строятся в рамках гражданского законодательства на принципе равенства участников, свободы договора.
В соответствии с заключенными договорами организации оптовой торговли добровольно предоставляют учреждению сведения о ввозимых на территорию области лекарственных препаратах, а учреждение предоставляет профессиональные услуги по экспертизе их качества (мониторинг - исследование по наличию лекарственного препарата в базе Росздравнадзора по забракованным и приостановленным в обращении; испытания качества на соответствие требованиям фармакопейной статьи (нормативной документации), в том числе по трем показателям).
Министерство здравоохранения Саратовской области считает, что указанные отношения не являются частью административно обязательных действий, не регулируются обязательными нормативными требованиями, (не совершаются во исполнение какого-либо нормативного акта субъекта РФ) и являются частью обычной деятельности хозяйствующего субъекта. Отношения не находятся в правовом поле государственного контроля и надзора и не являются дополнительным региональным административным контролем. Проведение экспертизы качества фармацевтическая организация вправе осуществить в любой экспертной организации, имеющей соответствующую аккредитацию и технические возможности. В связи с этим министерство полагает, что не создало хозяйствующим субъектам препятствий для доступа на товарный рынок.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку рассматриваемый приказ носил для хозяйствующих субъектов обязательный характер, о чём свидетельствуют факты того, что хозяйствующие субъекты были вынуждены при осуществлении хозяйственной деятельности обращаться в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" на основании опубликованного в "Региональном медико - фармацевтическом вестнике" N 47 (103) 30 ноября 2011 года приказа от 17.11.2011 г. N 1828.
Министерство здравоохранения Саратовской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что УФАС Саратовской области и судом первой инстанции неправомерно и безосновательно ответственность за нарушения законодательства при определении условий документации о закупке и реализации заключенных договоров, допущенные лечебными учреждениями, возложена на ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" и Министерство здравоохранения области.
Считает, что гражданско-правовые отношения по размещению Министерством здравоохранения области государственного заказа в части исполнения заключенных контрактов и проверки соблюдения его требований к качеству поставляемого товара ошибочно оценены судом первой инстанции как введение Министерством процедуры государственного контроля качества лекарственных средств.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод несостоятельным, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" регламентировано, что лекарственные средства подлежат подтверждению соответствия в форме обязательного декларирования или сертификации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, иных требований, ограничивающих выпуск лекарственных средств в гражданский оборот законодательством Российской Федерации не установлено; нормативно - правовые акты, предусматривающие обязательное проведение экспертизы качества лекарственных средств при поступлении их в обращение на территории регионов Российской Федерации, обязанность оптовых и розничных фармацевтических организаций по предоставлению ими отчетных сведений о реализуемых лекарственных препаратах в региональные центры контроля качества лекарственных средств, а также необходимость получения субъектами обращения лекарственных средств регистрационных номеров (индивидуальных кодов) на поставляемые (закупаемые) лекарственные средства в настоящее время отсутствуют.
Установленная приказом Минздрава процедура возлагает обязанность дополнительной проверки качества поставляемого товара не на покупателя в порядке контроля исполнения государственного (муниципального) заказа, что соответствовало бы закону, а на поставщика, что законом не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что УФАС по Саратовской области в действиях Министерства здравоохранения Саратовской области правомерно установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доводы апелляционной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2013 года по делу N А57-24285/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-24285/2012
Истец: Министерство здравоохранения Саратовской области, Министерство здравоохранения Саратовской области представитель Глебов П. И.
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной Службы по Саратовской области
Третье лицо: ГАУ "Цетр контроля кмачества и сертификации лекарственных средств", ЗАО "СИА Интернешнл ЛТД", ЗАО "СИА Интернешнл", ЗАО НПК "Катрен", ЗАО фирма "Центр Внедрения "Протек", ООО "Ориола", ООО "Теко-С", Прокуратура Саратовской области, Управление ФС по надзору в сфере здравохранения и соразвития по Саратовской области, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метеорологии и испытаний им. Б. А. Дубовикова в Саратовской области"