г.Москва |
|
30 апреля 2013 г. |
N А40-96432/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.04.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Автофрамос"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2013
по делу N А40-96432/12, принятое судьей Скачковой Ю.А.,
по заявлению ОАО "Автофрамос" (ОГРН 1027739178202; г.Москва, г.Москва, ул.Воронцовская, д.35)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (Управлению Росреестра по г.Москве)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, обязании зарегистрировать право,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Манжелий В.О. по доверенности от 22.10.2012, Зайцев Р.В. по доверенности от 18.06.2012, Антоненко А.В. по доверенности от 03.10.2012, |
от ответчика: |
Хромова А.С. по доверенности от 09.01.2013, |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Автофрамос" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 19.04.2012 N 77-77-17/001/2011-961 в государственной регистрации права собственности ОАО "Автофрамос" на объект незавершенного строительства, расположенное по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36, а также обязании ответчика зарегистрировать право собственности ОАО "Автофрамос" на указанный объект незавершенного строительства.
Решением от 13.02.2013, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, сославшись на отсутствие оснований, предусмотренных законом, для признания ненормативного акта недействительным. При этом суд исходил из того, что заявителем на государственную регистрацию не были представлены необходимые в силу закона документы, являющиеся основанием для регистрации права собственности на указанный объект незавершенного строительства.
Не согласившись с данным решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. При этом заявитель жалобы указывает на необоснованность применения к возникшим правоотношениям положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующей получение разрешения на строительство, поскольку заявитель просил осуществить регистрационные действия не в отношении вновь созданного объекта незавершенного строительства, а в отношении имущества, полученного на основании Постановления Правительства Москвы, право собственности на которое ранее уже было зарегистрировано. Считает, что Обществом в регистрирующий орган представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе подтверждающие наличие у заявителя прав в отношении объекта.
Представитель ответчика в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу, возражая против изложенных в ней доводов, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указал, что Обществом на государственную регистрацию не представлено разрешение на строительство в нарушение ст.25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Считает, что в отсутствие данного документа регистрация права собственности на объект незавершенного строительства невозможна.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением Правительства г.Москвы от 30.11.1999 N 1091 "О мерах по дальнейшей реализации Постановления Правительства Москвы от 31.03.1998 N 242 "О создании совместного Российско-Французского предприятия - ОАО "Автофрамос" предусмотрено приобретение в собственность г.Москвы с последующей передачей ОАО "Автофрамос" (посредством внесения в уставный капитал) ряда объектов недвижимости, включая объект незавершенного строительства по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, 42.
Указанный объект, адрес которого был обозначен как г.Москва, Волгоградский проспект, вл.42, корп.36, был передан ОАО "Автофрамос" по акту приемки-передачи N 796п от 28.06.2000 с одновременным подписанием Авизо N 706п от 28.06.2000 о передаче имущества с баланса Департамента имущества г.Москвы на баланс заявителя.
На основании вышеуказанного Постановления N 1091, Протокола собрания акционеров ОАО "Автофрамос" от 04.02.2000 и Акта приемки-передачи N 706п 31.08.2000 была произведена государственная регистрация права собственности заявителя в отношении незавершенного строительством объекта по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36, условный номер 66138, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77 НН N 033648 от 31.08.2000 (том 1 л.д.25). Во исполнение Постановления Правительства г.Москвы N1091 от 30.11.1999 был разработан проект завода по производству автомобилей ОАО "Автофрамос", которым, среди прочего, была предусмотрена реконструкция производственных корпусов, ранее принадлежащих ОАО "Москвич", включая вышеуказанный объект по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36.
Проект, предусматривающий выделение двух пусковых комплексов, был согласован заключением Московской вневедомственной экспертизы N 112-П5/02 ММГЭ от 23.12.2002. Письмом Мосгосэкспертизы N МГЭ-7/301 от 28.02.2005 были согласованы изменения в названное заключение по проекту реконструкции и строительства завода ОАО "Автофрамос" в части корректировки состава двух пусковых комплексов. В результате произведенной корректировки реконструкция и перепланировка административно-бытового корпуса ВЗ по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36, была отнесена ко второму пусковому комплексу.
Работы по первому пусковому комплексу были выполнены полностью, в то время как работы второго пускового комплекса, к которым относится и реконструкция и перепланировка корпуса ВЗ, выполнены не были по причине отсутствия финансирования. В связи с завершением работ по первому пусковому комплексу соответствующие объекты по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36, отнесенные к первому пусковому комплексу, были приняты комиссией по Акту приемки законченного строительством объекта N 050022 от 18.03.2005, утвержденному Распоряжением Префекта ЮВАО г.Москвы N 705 от 04.04.2005, и введены в эксплуатацию Распоряжением Префекта N 831 от 20.04.2005.
На основании указанных документов о вводе в эксплуатацию объектов первого пускового комплекса произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Автофрамос" на нежилое здание площадью 123 322,9 кв.м. по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77 АГ 0187416 от 22.03.2006 (том 1 л.д.61).
Из пояснений заявителя следует, что в состав объекта по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36 входили элементы, относящиеся как к первому, так и ко второму комплексу строительства завода ОАО "Автофрамос", которые не были приняты в эксплуатацию и сохранили статус объектов незавершенного строительства. Так, в эксплуатацию не была принята часть здания по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36, обозначенная на ситуационном плане как корпус ВЗ, который в соответствии с кадастровым паспортом от 13.12.2011 представляет собой пристройку к нежилому зданию, площадь застройки которой составляет 1618,4 кв.м. и степень готовности 25%.
23.12.2011 ОАО "Автофрамос" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - административную пристройку к нежилому зданию, площадью застройки 1618,4 кв.м., расположенную по адресу: Москва, Волгоградский проспект, д.42, корп.36.
Письмом от 19.04.2012 N 77-77-17/001/2011-961 на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ОАО "Автофрамос" отказано в регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества со ссылкой на непредставление заявителем разрешения на строительство.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "Автофрамос" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа в государственной регистрации.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на котором основан оспариваемый отказ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В силу п.1 ст.17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст.18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно п.4 ст.25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
В силу ч.ч.1, 2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 утверждена форма разрешения на строительство. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, является Министерство регионального развития, Приказом которого от 19.10.2006 N 120 утверждена форма разрешения на строительство и перечень данных, которые должны быть отражены в документе.
В настоящем случае такие документы заявителем в регистрирующий орган представлены не были.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что документом, на основании которого ответчик должен был произвести государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства, является вышеозначенное Постановление Правительства Москвы, в связи с чем полагает необоснованным вывод ответчика о необходимости представления разрешения на строительство.
Данные доводы не приняты апелляционным судом как необоснованные, поскольку из содержания Постановления Правительства Москвы от 30.11.1999 N 1091 невозможно сделать вывод о том, что объект незавершенного строительства, право собственности на который требует зарегистрировать заявитель, передан Обществу в составе имущества, поименованного в данном Постановлении. Из пояснений заявителя следует, что указанный объект незавершенного строительства (административная пристройка к зданию) передан в составе имущества, обозначенного в п.2.1.1 Постановления. Между тем в Постановлении указывается лишь площадь передаваемого имущества, без каких-либо идентифицирующих признаков, позволяющих достоверно установить, какие именно объекты передаются Обществу. В том числе невозможно сделать безусловный и однозначный вывод о том, что спорный объект - пристройка к нежилому зданию, площадь застройки которой, как указано в кадастровом паспорте объекта от 13.12.2011, составляет 1618,4 кв.м., входит в состав имущества, передаваемого согласно названному Постановлению.
При таких обстоятельствах представляется правомерным отказ ответчика в государственной регистрации права собственности Общества на указанный объект со ссылкой на непредставление документов, необходимых в силу закона для государственной регистрации права.
Учитывая сказанное, вывод суда относительно законности и обоснованности оспариваемого решения Управления Росреестра по Москве, и, как следствие, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, правомерен.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.02.2013 по делу N А40-96432/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96432/2012
Истец: ОАО "Автофрамос"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41968/13
23.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-96432/12
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8943/13
30.04.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8932/13
13.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-96432/12