г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А56-61386/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Дмитриева И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Асфандеровой Е.А. по доверенности от 01.10.2012 N 06-12/60
от ответчика (должника): представителя Предигер Л.А. по доверенности от 20.02.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4056/2013) ООО "ИНТЕР-ЛАЙН" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2012 по делу N А56-61386/2012 (судья Соколова Н.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Кировском районе Санкт-Петербурга
к ООО "ИНТЕР-ЛАЙН"
о взыскании штрафных санкций
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР-ЛАЙН" (далее - Общество) штрафных санкций в размере 64631 руб. 30 коп. за представление в орган Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверных (неполных) индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Решением суда от 10.12.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном исследовании доказательств и неправильном применением норм права, просит изменить решение в части взыскания с Общества в бюджет Управления штрафных санкций в размере 64 631 руб. 30 коп., взыскав штрафные санкции в размере 823 руб. 10 коп.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Пенсионного фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 Управлением составлен акт камеральной проверки N 2338, в котором зафиксирован факт представления Обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2011 года. Акт направлен Обществу по почте 16.02.2012.
Управлением вынесено решение от 21.03.2012 N 11 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 64 631 руб. 30 коп., что составляет 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ. Решение направлено Обществу по почте 24.03.2012.
На основании решения оформлено требование об уплате штрафных санкций от 20.04.2012 N 2153. Требование направлено Обществу по почте 19.04.2012.
Поскольку Общество штрафные санкции в срок, установленный в требовании, не оплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованным как по праву, так и по размеру.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пп. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся, соответственно, за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
То есть, из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения:
1) несвоевременное представление сведений,
2) представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Кроме того, на основании пункта 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.
В силу пунктов 40, 41 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987-н) Пенсионный фонд осуществляет контроль за достоверностью сведений о начисленных страхователями взносов путем проведения проверок страхователей, истребования необходимых документов. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки достоверности этих сведений Пенсионный фонд уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Из вышеуказанных норм следует, что проверка достоверности сведений об уплачиваемых страховых взносах должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ, в также представляемых в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", а не на основании декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Указанный подход, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
В связи с этим, вывод Управления о недостоверности сведений, отраженных в ведомости уплаты страховых взносов, который сделан лишь на основании сравнения этих сведений с данными декларации, признан апелляционным судом необоснованным.
В рассматриваемом случае сумма штрафных санкций была выставлена Обществу со всей налогооблагаемой базы, указанной в РСВ-1 за 9 месяцев 2011 года.
Сумма расхождений сведений между начисленными и уплаченными страховыми взносами, поданных Обществом в управление, составляет 8 231 руб. (л.д.37), таким образом, сумма штрафных санкций, возлагаемых на Общество, должна составлять 823 руб. 10 коп., что равняется 10% от суммы расхождения сведений, указанных в АДВ-6-2 и РСВ-1.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Госпошлина в размере 2 000 руб., уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежит зачету за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2012 по делу N А56-61386/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР-ЛАЙН" (ОГРН 1027801555374, ИНН 7802164020, дата регистрации в качестве юридического лица: 19.02.2001, адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 29, Лит. АД) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 823 руб. 10 коп. штрафных санкций.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Судья |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61386/2012
Истец: ГУ - УПФ РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Интер-Лайн"