г. Москва |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А41-49803/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.01.2013 по делу N А41-49803/12, принятое в порядке упрощенного производства судьей Валюшкиной В.В., по заявлению государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N11 "РОСИНКА" штрафа в сумме 31 613,40 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) пенсионный фонд обратилось в Арбитражный суд Московской области к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N11 "РОСИНКА" (далее - заинтересованное лицо, МБДОУ Д/С N11 "РОСИНКА") о взыскании штрафа в сумме 31 613,40 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.01.2013, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что ссылка суда на нормы Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) неправомерны, так как данное правонарушение регламентируется законодательством об индивидуальном (персонифицированном учете). Заявитель указывает, что заинтересованное лицо привлечено в ответственности за представление недостоверных сведений за 3 квартал 2011 года.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156, 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителей заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.02.2012 учреждением представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам АДВ-6-2, СЗВ-6-3 за 3 квартал 2011 года.
Пенсионный фонд, выявив ошибки в представленной отчетности, составил протокол проверки файлов и направил страхователю соответствующее уведомление.
01.03.2012 заявителем составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 16 по признаку представления неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3 квартал 2011 г. (л.д.7).
13.04.2012 заявителем принято решение N 16 о привлечении МБДОУ Д/С N11 "РОСИНКА" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и назначении финансовой санкции в виде штрафа в сумме 31 613,40 руб. (л.д.6).
Направленное страхователю требование исполнено не было, что послужило основанием для обращения ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о существенном нарушении органом Пенсионного фонда процедуры привлечения МБДОУ Д/С N 11 "РОСИНКА" к ответственности, что не позволило учреждению реализовать предоставленные права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, а органу Пенсионного фонда при рассмотрении материалов проверки установить, в том числе, наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которые они уплачивают страховые взносы.
Являясь страхователем, МБДОУ Д/С N 11 "РОСИНКА" обязано представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В частности, ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Несоблюдение названных норм является нарушением, которое может выражаться в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений страхователями, за которое статьей 17 Закона предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что суд неправомерно применил нормы Закона N 212-ФЗ, так как данное правонарушение регламентируется законодательством об индивидуальном (персонифицированном учете) отклоняется в силу следующего.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регламентируется Законом N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, заявителем в отношении учреждения вынесено решение от 13.04.2012 N 16 о привлечении МБДОУ Д/С N11 "РОСИНКА" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 39 Закона N212-ФЗ (л.д.6).
Согласно статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (ч. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В силу части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (часть 4 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Проверив порядок производства по делу о правонарушении в сфере обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции правомерно установил его несоответствие нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств направления в адрес организации Акта об обнаружении фактов, доказательств надлежащего извещения страхователя, в том числе уполномоченным должностным лицом, о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
20.10.2011 учреждением представлены через телекоммуникационные виды связи в орган пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам РСВ-1, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 за 3 квартал 2011 года.
08.02.2012 ответчиком получен протокол проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам РСВ-1, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 за 3 квартал 2011 года, согласно которому в ходе проверки файлов органом пенсионного фонда выявлены ошибки.
Согласно отзыву заинтересованного лица, представленного в суд первой инстанции, сроки, установленные законом на представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по формам РСВ-1, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3 за 3 квартал 2011 года учреждением не нарушены.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что во всех случаях состав вменяемого в вину МБДОУ Д/С N 11 "РОСИНКА" правонарушения должен быть четко выражен в Акте проверки, а также в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Из Акта N 16 от 01.03.2012 установить состав вмененного в вину МБДОУ Д/С N11 "РОСИНКА" правонарушения не представляется возможным, поскольку из указанного документа не следует, выразилось правонарушение в представлении неполных и недостоверных, неполных или недостоверных сведений, в отношении каких заинтересованных лиц, в чем выразилась неполнота, недостоверность сведений.
В протоколе проверки файлов не указано на отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, следовательно, квалифицировать неполноту сведений не представляется возможным; указание в протоколе на расхождения, выразившиеся в том, что в отношении одного застрахованного лица уплачено страховых взносов больше, чем начислено, также не может расцениваться автоматически как недостоверность сведений.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в пункте 16 информационного письма N 79 от 11.08.2004 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 17 Закона следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 пояснил, что при выявлении факта представления неполных или недостоверных сведений указывается на взыскание финансовых санкций в размере 10% причитающихся за отчетный период платежей только в отношений тех застрахованных лиц, за которые представлены неполные либо недостоверные сведения.
Доводы, приведенные ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.01.2013 по делу N А41-49803/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49803/2012
Истец: ГУ Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области
Ответчик: МБ ДОУ детский сад комбинированного вида N11 "Росинка"
Третье лицо: МДОУ детский сад N11 "Росинка"