г. Пермь |
|
14 апреля 2010 г. |
Дело N А60-5478/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей: Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ООО "Сатурн-Трейд": Банников А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 24.02.2010;
от заинтересованного лица Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу: не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Сатурн-Трейд"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2010 года
по делу N А60-5478/2010,
принятое судьей Севастьяновой М.А.,
по заявлению ООО "Сатурн-Трейд"
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сатурн-Трейд" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению по финансовому мониторингу по Уральскому округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 27.01.2010 г. по делу N 03-10/4, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2010 (резолютивная часть объявлена 26.02.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, постановление вынесено за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. В жалобе указывает на то, что ООО "Сатурн-Трейд" было зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.2007 г., оно должно было представить карту постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утвердить правила внутреннего контроля и назначить должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, не позднее 28.01.2008 г., а направить правила внутреннего контроля на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 04.02.2008 г. Тем самым, датой совершения административного правонарушения, в данном случае будет считаться день, следующий за последней датой предоставления сведений, установленной нормативным актом, то есть - 29.01.2008 г. и 05.02.2008 г. соответственно. Ответственность за данные нарушения наступает за факт невыполнения обязанностей и непредставления документов в указанный в нормативном акте срок, и не сопряжена с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на юридическое лицо под угрозой административного преследования. Кроме того, считает, что основаниями для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ являются: необходимость учета кризисных явлений, происходящих на мировом финансовом рынке, незначительный срок просрочки постановки на учет и утверждения правил внутреннего контроля, назначение должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, а также возможность сохранения общества в условиях кризиса и принятие обществом деятельных мер по устранению выявленных нарушений.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на то, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 КоАП РФ, относится к числу длящихся, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Сатурн-Трейд" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривает.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Сатурн-Трейд" согласно его уставу является деятельность по организации тотализаторов, организации лотерей, включая продажу лотерейных билетов.
01 сентября 2008 года Федеральной налоговой службой обществу выдано разрешение N 600 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "ФОРТУНА ЛОТО" серия "ФОРТУНА 5".
Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проведена проверка исполнения ООО "Сатурн-Трейд" требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что при фактическом осуществлении обществом предпринимательской деятельности в г. Новоуральске Свердловской области, по ул. Вокзальная, 1, в г. Екатеринбурге по ул. 8 Марта, 145 и по ул. Проспект Космонавтов, 41, ООО "Сатурн-Трейд" не встало на учет в МРУ Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу, у общества отсутствуют правила внутреннего контроля, программа его осуществления, не назначены специальные должностные лица за соблюдением правил внутреннего контроля и по реализации программ.
В ходе проверки 18.01.2010 г. прокуратурой были взяты объяснения у директора общества Бабенко И.И., который пояснил допущенные нарушения тем, что о соответствующих обязанностях обществу не было известно.
19.01.2010 г. заместителем прокурора ЗАО г. Новоуральск в присутствии законного представителя общества Бабенко И.И. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этот же день материалы дела об административном правонарушении направлены в МРУ Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу для рассмотрения по существу.
При рассмотрении материалов проверки дела административным органом установлено наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в части неисполнения обществом обязанности по разработке, утверждению и направлению на согласование правил внутреннего контроля в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по указанному нарушению.
27.01.2010 г. в присутствии законного представителя общества Бабенко И.И. рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 03-10/4 в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившееся в неисполнении обязанности по назначению специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления, наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения административным органом процессуальных требований при привлечении заявителя к административной ответственности, вынесения постановления в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, и отсутствия оснований для признания вменяемого административного правонарушения в качестве малозначительного.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно вышеназванной норме права субъектом данного правонарушения является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом и не исполняющая законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в состав которого входит вышеуказанный Федеральный закон N 115-ФЗ.
В соответствии с данным Законом Правительством Российской Федерации Распоряжением от 17.07.2002 N 983-р утверждены Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно пункту 1 настоящих Рекомендаций к числу организаций, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности (статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ).
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ, является исчерпывающим.
Согласно Уставу основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Сатурн-Трейд" является деятельность по организации тотализаторов, организации лотерей, включая продажу лотерейных билетов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Факт нарушения заявителем законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, выразившийся в отсутствии в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 г. N 6 установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28 (далее -Положение), постановке на учет подлежат, в том числе организации, организующие и (или) проводящие лотереи (подпункт "в" пункта 2). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3). Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7).
Поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.2007 г., оно должно было представить карту постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утвердить правила внутреннего контроля и назначить должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, не позднее 28.01.2008 г., и направить правила внутреннего контроля на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 04.02.2008 г.
Датой совершения административного правонарушения в данном случае будет считаться день, следующий за последней датой предоставления сведений, установленной нормативным актом. Ответственность за данные нарушения наступает за факт невыполнения обязанностей и непредставления документов в указанный в нормативном акте срок, и не сопряжена с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на юридическое лицо под угрозой административного преследования.
При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Из чего следует, что обязанность по назначению данных лиц подлежит исполнению также не позднее 28.01.2008 г.
Таким образом, вменяемое административным органом ООО "Сатурн-Трейд" правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ, за факт не назначения должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, считается оконченным с момента окончания 5-дневного срока представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля, исчисляемого со дня их утверждения.
Аналогичная позиция изложена в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
То обстоятельство, что административное правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку обязанность выявления административных правонарушений возложена на административный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Суд апелляционной инстанции считает, что факт совершения нарушения, выразившегося в не назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля в установленный 30-дневный срок, был обнаружен Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск 19.01.2010 г. (день составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), однако, само нарушение совершено 29.01.2008 г. и 05.02.2008 г., поскольку в предыдущие дни истек последний срок исполнения обществом обязанностей и представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отмечает, что постановление о привлечении общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в не назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля могло быть вынесено не позднее 05.02.2009 г., так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Поскольку оспариваемое постановление управлением вынесено 27.01.2010 г., спустя два года со дня совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что управление в отношении указанного нарушения вынесло постановление от 27.01.2010 N 03-10/4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса, за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что правонарушение является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении обществом обязанности по назначению специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, является неправомерным и подлежит отклонению.
Согласно подпункта 6 пункта 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, постановление Межрегионального управления по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу N 03-10/4 от 27.01.2010 г. о привлечении ООО "Сатурн-Трейд" к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Сатурн-Трейд" в данной части являются обоснованными.
Суд первой инстанции, оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, пришел к выводу о том, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к экономическим интересам государства в целом, не позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 Кодекса.
С данными выводами суда первой инстанции арбитражному суду апелляционной инстанции можно было бы согласиться, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, при соблюдении административным органом сроков для привлечения общества к административной ответственности, поэтому положенные в основу апелляционной жалобы доводы по малозначительности административного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 27 февраля 2010 года по делу N А60-5478/2010 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2010 года по делу N А60-5478/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу N 03-10/4 от 27.01.2010 г. о привлечении ООО "Сатурн-Трейд" к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5478/2010
Истец: ООО "Сатурн-Трейд"
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу, МРУ Росфинмониторинга по УФО