город Воронеж |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А14-12852-2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия": Батищева Е.Т., представителя по доверенности N 1159 от 07.11.2012 г.,
от Поливаевой Н.Н.: Милютина Е.А., представителя по доверенности 36 АА 0576767 от 05.04.2012 г.,
от Управления лесного хозяйства по Воронежской области: Апевалова Е.А., представителя по доверенности N 01-01/3957 от 29.12.12,
от ТУФА УГИ по Воронежской области: Антонова А.В., представителя по доверенности НБ-12/8578 от 28.12.2012 г.,
от ООО "Гамма": Новиковой Е.Н., представителя по доверенности б/н от 06.02.2013 г.,
от Воронежской общественной организации "Федерация лыжероллеров": Савченко Е.Ф., представителя по доверенности от 06.03.2012 г.;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области: Зубарева М.С., представителя по доверенности 36 АВ 0705133 от 16.01.2013 г.;
от Перевертайло Л.В.: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Артемида": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ОАО "Управляющая компания Центрального района": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от МКП "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации городского округа город Воронеж: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2012 по делу N А14-12852-2011 (судья И.В. Федосеева), по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (ОГРН 1033600041584) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области (ОГРН 1027700485757),
третьи лица: Перевертайло Любовь Васильевна; Поливаева Наталья Николаевна; Воронежская общественная организация "Федерация лыжероллеров"; общество с ограниченной ответственностью "Артемида"; ТУФА УГИ по Воронежской области; Управление лесного хозяйства по Воронежской области; открытое акционерное общество "Управляющая компания Центрального района"; муниципальное казенное предприятие "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат"; Администрация городского округа город Воронеж; Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (ИНН 3666057069, ОГРН 1023601570904); общество с ограниченной ответственностью "Гамма" (ОГРН 1103668017188, ИНН 3664104147),
об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области исключить из реестра государственного кадастра недвижимости сведения о постановке на учет земельных участков с кадастровыми номерами N 36:34:0601010:2; N 36:34:0601010:13; N 36:34:0601006:37; N 36:34:060106:38; N 36:34:0602008:48; N 36:34:0602008:57,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (далее - заявитель, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", Учреждение, академия) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, кадастровая палата) об обязании исключить из реестра государственного кадастра недвижимости сведения о постановке на учет земельных участков с кадастровыми номерами N 36:34:0601010:2; N 36:34:0601010:13; N 36:34:0601006:37; N 36:34:060106:38; N 36:34:0602008:48; N 36:34:0602008:57, а также об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области произвести кадастровый учет лесного участка, кадастровый номер 36:34:0000000:249 с учетом местоположения границ, установленных межевым планом регистрационный номер 34-111/11-1039 от 04.10.2011, с учетом принятых судом уточнений.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционными суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение.
В обоснование своих доводов указывает на то, что имеющимися в материалах дела правоустанавливающими и правозакрепляющими документами подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования академии на лесной участок Правобережного лесничества площадью 2 123 га. Заявитель полагает, что имеет место образование новых земельных участков с кадастровыми номерами N 36:34:0601010:2; N 36:34:0601010:13; N 36:34:0601006:37; N 36:34:060106:38; N 36:34:0602008:48; N 36:34:0602008:57 из земельного участка площадью 2 123 га с кадастровым номером 36:34:0000000:249. Считает, что в случае образования новых участков должен был осуществляться раздел большего участка, из которого такие участки образуются, что произведено не было. Учреждение ссылается на то, что в результате кадастрового учета шести новых участков невозможно определить, поставлены они на учет как самостоятельные участки, или как часть участка, из которого они образованы. Также указывает, что при постановке на учет образованных самостоятельных участков площадь земельного участка, из которого они образованы, должна быть уменьшена с учетом вновь образованных участков, однако площадь Правобережного лесничества не была уменьшена.
Кроме того, податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не дал правовой оценки правомерности перевода земли из категории лесного фонда в земли населенных пунктов в отсутствие соответствующего акта Правительства РФ. По мнению заявителя, решение кадастровой палаты от 27.10.2011 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений местоположения границ участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249 по причине того, что границы такого участка пересекают границы смежных земельных участков, фактически лишает академию права пользования площадями участков, входящих в общую площадь земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249. Учреждение ссылается на отсутствие в деле доказательств правомерного изъятия спорных участков из его права постоянного (бессрочного) пользования.
Представитель ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит обжалуемое решение отменить.
Представитель ТУФА УГИ по Воронежской области поддерживает правовую позицию подателя апелляционной жалобы, просит судебный акт суда области отменить. В отзыве на жалобу с учетом дополнения указывает, что Территориальное управление Росимущества в Воронежской области не принимало решение о разделе земельного участка площадью 2 123 га, а также не согласовывало передачу в пользование частей этого участка. Ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами N 36:34:0601010:2; N 36:34:0601010:13; N 36:34:0601006:37; N 36:34:060106:38; N 36:34:0602008:48; N 36:34:0602008:57 расположены в границах указанного выше земельного участка площадью 2 123 га, следовательно при постановке на учет спорных земельных участков были нарушены права смежных землепользователей - Российской Федерации и ФГБОУ ВПО "ВГЛТА". В этой связи считает, что орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, должен был отказать в учете шести земельных участков. Управление считает, что кадастровой палатой был нарушен принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, а также принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Поскольку у органа, осуществляющего кадастровый учет, имелись сведения о наличии зарегистрированного за академией права постоянного (бессрочного) пользования и права собственности у Российской Федерации, а также картографический материал на земельный участок площадью 2 123 га, Управление считает неправомерной постановку земельных участков с кадастровыми номерами N36:34:0601010:2; N36:34:0601010:13; N36:34:0601006:37; N36:34:060106:38; N 36:34:0602008:48; N 36:34:0602008:57 на кадастровый учет.
Представитель Управления лесного хозяйства по Воронежской области отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании апелляционного суда поддержал позицию заявителя жалобы, считает обжалуемый судебный акт незаконным.
Представитель Воронежской общественной организации "Федерация лыжероллеров" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене. В обоснование своих возражений указывает, что земельный участок с кадастровым номером N 36:34:0601010:13 находится в аренде у Федерации лыжероллеров, срок действия договора N 165 от 25.04.2008 определен сторонами - 49 лет. Ссылается на то, что постановка земельного участка на кадастровый учет была осуществлена в соответствии с нормами законодательства, в связи с чем, признание ее незаконной приведет к нарушению прав Федерации лыжероллеров и возникновению убытков. По мнению общественной организации, заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, и фактически Учреждение оспаривает решение Кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета. Считает, что спорный земельный участок площадью 2 123 га является многоконтурным, т.к. внутри его существуют земельные участки, поставленные в установленном порядке на кадастровый учет. В этой связи полагает, что заявителю в целях постановки участка на кадастровый учет необходимо изготовить межевой план, как на многоконтурный земельный участок.
Представитель Поливаевой Н.Н. в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу с учетом дополнений, полагая принятое решение законным и обоснованным. Поливаева Н.Н. указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 753 кв.м., с кадастровым номером 36:34:0602008:57, который был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана от 07.04.2010. Ссылается на то, что по состоянию на 07.07.2009 земельный участок площадью 2 123 га был разделен на 64 самостоятельных земельных участка. При этом указывает, что на момент постановки на кадастровый учет участка с кадастровым номером 36:34:0602008:57 в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о границах указанных выше участков, образованных в результате раздела Правобережного лесничества. Поливаева Н.Н. обращает внимание суда на то, что принадлежащий ей земельный участок и участок, находящийся в пользовании заявителя по делу, расположены в разных кадастровых кварталах, а исходя из координат поворотных точек участков, содержащихся в материалах дела, границы таких участков не могут пересекаться. В этой связи считает, что заявитель необоснованно считает, что при кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 36:34:0602008:57 его границы было необходимо согласовать с ФГБОУ ВПО "ВГЛТА". Указывает, что материалы дела не содержат доказательств того, что при образовании принадлежащего Поливаевой Н.Н. земельного участка уточнялась граница такого участка, что требовало бы согласования границ со смежными землепользователями.
Представители ООО "Гамма", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области отзывы на жалобы не представили, против удовлетворения жалобы возражают, полагая обжалуемое решение неподлежащим отмене.
Перевертайло Л.В., Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, ОАО "Управляющая компания Центрального района", МКП "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат", Администрация городского округа город Воронеж, ООО "Артемида" доводы апелляционной жалобы не оспорили, отзывы не направили, явку своих представителей в судебное заседании не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителя в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.03.2013 по 01.04.2013.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР N 10925-р от 10.09.1946 ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" в постоянное (бессрочное) пользование передан участок лесного фонда площадью 21 230 000 кв.м., с Учебно-опытным лесхозом в границах и по балансу на 01.06.1946, расположенный по адресу: г. Воронеж, Правобережное лесничество.
09.08.2000 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРПН) внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Воронежской государственной лесотехнической академии на участок лесного фонда, площадью 21 230 000 кв.м. (2 123 га) с адресом: Правобережное лесничество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36 186554.
В ЕГРПН 16.07.2004 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, площадью 21 230 000 кв.м. (2123 га) с адресом: Правобережное лесничество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 36 АА 982293.
Сведения о данном земельном участке, с разрешенным использованием "Жилые, общественные здания и учебно-опытный лесхоз" 07.04.2011 внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) как о ранее учтенном объекте недвижимости. Земельному участку присвоен кадастровый номер 36:34:0000000:249. В особых отметках кадастровой выписки указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Впоследствии ГОУ ВПО "Воронежская государственная лесотехническая академия" был осуществлен раздел принадлежащего академии на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного площадью 21 230 000 кв.м. (2123 га) с адресом: Правобережное лесничество, на ряд земельных участков. В частности из данного участка было сформировано 64 земельных участка: 36:34:0601007:52; 36:34:0601010:118; 36:34:0601010:117; 36:34:0601007:53; 36:34:0601010:123; 36:34:0601010:125; 36:34:0601010:129; 36:34:0601007:56; 36:34:0601010:122; 36:34:0601010:121; 36:34:0602011:42; 36:34:0602011:44; 36:34:0602011:43; 36:34:0601008:74; 36:34:0601010:124; 36:34:0601006:22; 36:34:0601010:128; 36:34:0601008:4; 36:34:0601010:120; 36:34:0601009:10; 36:34:0601006:32; 36:34:0601006:34; 36:34:0601006:30; 36:34:0601006:25; 36:34:0601006:29; 36:34:0601006:23; 36:34:0601006:27; 36:34:0601006:26; 36:34:0602007:44; 36:34:0601006:31; 36:34:0602001:99; 36:34:0602007:45; 36:34:0601006:24; 36:34:0601006:28; 36:34:0601003:48; 36:34:0601003:47; 36:34:0601003:49; 36:34:0601002:2; 36:34:0601003:504; 36:34:0601010:126; 36:34:0601004:50; 36:34:0601006:33; 36:34:0601010:116; 36:34:0601001:63; 36:34:0601002:3; 36:34:0601003:514 36:34:0601008:3; 36:34:0601010:1304 36:34:0601007:554; 36:34:0601007:54; 36:34:0601008:8; 36:34:0601008:6; 36:34:0601008:5; 36:34:0601009:11; 36:34:0601009:9; 36:34:0601010:132; 36:34:0601010:133; 36:34:0601010:127; 36:34:0601010:131; 36:34:0602001:100; 36:34:0602011:45; 36:34:0602012:8; 36:34:0202022:33; 36:34:0601010:119.
При постановке на учет образованных объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об образованных объектах, которые носили временный характер.
В марте 2011 по решениям ФГУ "ЗКП" по Воронежской области сведения об указанных участках были исключены из ГКН на основании ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" 04.10.2011 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249. К заявлению прилагался межевой план от 26.07.2011, составленный с целью уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249.
Решением N 36:4306/11-569 от 27.10.2011 заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249 в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26, п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", а именно поскольку:
- граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает границы смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (N 36:34:0601010:2, N 36:34:0601010:13, N 36:34:0601006:37, N 36:34:0601006:38, N 36:34:0602008:48, N 36:34:0602008:57),
- представленный межевой план по форме и содержанию не соответствует "Требованиям к подготовке межевого плана", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 (отсутствуют необходимые для данного вида кадастровых работ разделы "Схема геодезических построений" и "Схема расположения земельных участков").
Указанным решением заявителю было предложено переоформить межевой план от 26.07.2011 в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", а также уточнить информацию о координатах характерных точек границ уточняемого земельного участка.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0601010:2, 36:34:0601010:13, 36:34:0601006:37, 36:34:0601006:38, 36:34:0602008:48, 36:34:0602008:57 поставлены на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства, а отказ в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249 нарушает права и законные интересы ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0601010:2, 36:34:0601010:13, 36:34:0601006:37, 36:34:0601006:38, 36:34:0602008:48, 36:34:0602008:57 осуществлена в соответствии с действовавшим в спорный период законодательством. Признавая, что отсутствуют основания для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249, Суд области исходил из того, что в представленном межевом плане от 26.07.2011 необходимые разделы графической части: "схема геодезических построений" и "схема расположения земельных участков" отсутствуют. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель пропустил процессуальный срок на оспаривание действий уполномоченного органа по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции по существу верным исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно статье 1 названного федерального закона, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными указанным Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Согласно пункту 1 статьи 16 названного закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно статье 7 Закона о кадастре относится и описание местоположения границ земельного участка.
Из анализа положений подпункта 2 пункта 1 статьи 22, пункта 3 статьи 38 и пунктов 1-3 статьи 39 указанного закона, с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть предоставлен межевой план, содержащий сведения о согласовании местоположения границ смежных земельных участков либо копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании границ земельного участка в установленном законом порядке.
Если при кадастровом учете земельного участка или при уточнении его границ нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с указанным Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (статья 27 Закона о кадастре).
Статьей 39 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В пункте 3 статьи 39 данного закона перечислены лица, с которыми предусмотрено согласование границ земельного участка, лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:34:0601006:37, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Докучаева, 1, площадью 1 597 кв.м., разрешенное использование: "Малоэтажный многоквартирный дом", на основании заявления Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.02.2011 и технического паспорта на жилой дом и земельный участок были внесены в ГКН 02.03.2011 как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Впоследствии решением кадастровой палаты от 01.07.2011 был произведен кадастровый учет участка в части уточнения местоположения границы, площади и вида разрешенного использования на основании постановления администрации городского округа город Воронеж от 16.06.2011 N 542 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого малоэтажным многоквартирным домом по ул. Докучаева, 1, на кадастровом плане территории 36:34:0601006", а также изготовленного межевого плана.
Границы участка согласованы с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, согласно акту согласования местоположений границы земельного участка (т.3, л.д. 87).
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601006:38, расположенный по адресу: г.Воронеж, ул. Тимирязева, 12-6, площадью 3 344 кв.м., разрешенное использование: "Многоквартирный среднеэтажный дом" поставлен на кадастровый учет 09.06.2011 на основании постановления администрации городского округа город Воронеж от 06.06.2011 N 493 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным домом по ул. Тимирязева, 12-6, на кадастровом плане территории 36:34:0601006".
В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:0601006:37 и 36:34:0601006:38 находятся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0602008:48, расположенный по адресу: г. Воронеж, пер. Лесной, 7-а, площадью 600 кв.м., разрешенное использование: "индивидуальное жилищное строительство" поставлен на кадастровый учет на основании постановления главы администрации Центрального района г. Воронежа от 29.12.1994 N 1862 "О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по пер. Лесной, 7а, площадью 600 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома гр. Перевертайло Любови Васильевне". Перевертайло Л.В. 08.04.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 36-АВ 023928. По заявлению правообладателя в части уточнения местоположения границы кадастровой платой 29.08.2008 было принято решение об учете изменений объекта недвижимости в части уточнения описания местоположения границ
Согласно акту согласования границ земельного участка (л.д. 131, т. 3), границы указанного участка были согласованы со смежным землепользователем - ГУГИ Воронежской области.
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0602008:57, расположенный по адресу: г.Воронеж, пер. Лесной, 9, площадью 753 кв.м., разрешенное использование: "индивидуальное жилищное строительство" поставлен на кадастровый учет 19.04.2010 на основании постановления управы Центрального района г. Воронежа от 26.02.2008 N 4 "Об утверждении проекта границ земельного участка площадью 800 кв.м по адресу: пер. Лесной, поз. 1". Право собственности Поливаевой Н.Н., на указанный участок зарегистрировано 21.06.2010, регистрационная запись N 36-36-01/163/2010-410.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о постановке на кадастровый учет вышеперечисленных земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании заявлений заинтересованных лиц, правоустанавливающих (правоудостоверяющих документов) на землю и иных необходимых для кадастрового учета документов, в соответствии с действовавшим законодательством.
При этом суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод подателя апелляционной жалобы о том, что орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, должен был отказать в учете данных четырех земельных участков, ввиду отсутствия согласования их границ с ФГБОУ ВПО "ВГЛТА".
Материалы дела свидетельствуют о том, что у ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" в постоянном (бессрочном) пользовании находится участок лесного фонда площадью 21 230 000 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, Правобережное лесничество.
Однако, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.04.2011 граница указанного участка, поставленного на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:34:0000000:249, в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, в том числе на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции.
Принимая во внимание отсутствие в ГКН сведений о границах земельного участка 36:34:0000000:249, у правообладателей участков с кадастровыми номерами 36:34:0601006:37, 36:34:0601006:38, 36:34:0602008:48, N 36:34:0602008:57 при осуществлении их кадастрового учета, а также учета изменений описания их местоположения, отсутствовала предусмотренная законом обязанность согласовать границы таких участков с заявителем, поскольку такое согласование по смыслу ст.ст. 39, 40 Закона N221-ФЗ противоречило бы цели определения местоположения границ двух смежных участков, в частности не исключило бы возможность их фактического наложения, ввиду отсутствия у органа кадастрового учета координат участка, с которым осуществляется согласование вновь образованных участков.
Представленные апелляционному суду план границ земельного участка спортивного комплекса "Олимпик" и правобережного лесничества, согласованный в марте 2012 года, план-схема лесоустройства Правобережного лесничества Учебно-опытного лесхоза ВГЛТА для рассмотрения настоящего спора правового значения не имеют, поскольку объект недвижимости для целей гражданского оборота и по смыслу закона N 221-ФЗ является учтенным, в случае внесения сведений о нем (в том числе сведения о местоположении границ земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в период постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0601010:2, 36:34:0601010:13 отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений, регулировали положения Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно ч.1, 2 ст. 19 названного федерального закона, государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В ч. 3 ст. 20 Закона N 28-ФЗ перечислены случаи, в которых в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в том числе, если: документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Материалы кадастрового дела объекта недвижимости N 36:34:0601010:2 свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:2, расположенный по адресу: г. Воронеж, Правобережное лесничество, квартал 42, выдел 23, 29, участок 3, площадью 12 000 кв.м., разрешенное использование: "Для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях" поставлен на кадастровый учет 09.08.2004 на основании договора аренды N 65 от 24.11.2003, заключенном между УОЛ ВГЛТА (арендодатель) и ООО "Воронежсельмаш-Агро" (арендатор).
Из акта согласования границ земельного участка от 22.07.2004 (т. 3, л.д. 21) усматривается, что границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями: УОЛ ВГЛТА в лице директора Батищева Е.Т. и с ВГЛТА в лице ректора Попова В.К. В плане земельного участка отражены координаты смежных землепользователей.
Из материалов кадастрового дела N 36:34:0601010:13 видно, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:13, расположенный по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 150-а, площадью 4 000 кв.м., разрешенное использование: "Для использования в культурно-оздоровительных целях" поставлен на кадастровый учет 27.04.2007 на основании постановления администрации Воронежской области от 01.07.2003 N 495 "О предоставлении участка лесного фонда Учебно-опытного лесхоза ВГЛТА", договора аренды N 45 от 08.08.2003 между УОЛ ВГЛТА (арендодатель) и ВГОО "Федерация Лыжероллеров" (арендатор). Границы земельного участка согласованы со смежным землепользователем: УОЛ ВГЛТА в лице директора Батищева Е.Т., согласно акту согласования границ земельного участка от 19.08.2003 (т.3, л.д. 37). Также произведено описание координат смежных землепользователей.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что постановка данных земельных участков на кадастровый учет произведена с согласия заявителя, границы участков согласованы.
Доказательств нарушения прав смежных землепользователей в результате произведенного кадастрового учета материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для обязания органа кадастрового учета исключить из реестра ГКН сведений о постановке на учет земельных участков с кадастровыми номерами N 36:34:0601010:2; N 36:34:0601010:13; N 36:34:0601006:37; N 36:34:060106:38; N 36:34:0602008:48; N 36:34:0602008:57, в связи с их постановкой на кадастровый учет в соблюдением норм закона.
Требование академии об обязании кадастровой палаты произвести кадастровый учет лесного участка, кадастровый номер 36:34:0000000:249 с учетом местоположения границ, установленных межевым планом регистрационный номер 34-111/11-1039 от 04.10.2011 также не подлежат удовлетворению с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным данным Кодексом.
При этом реализация права на судебную защиту возможна в том случае, если нарушены права и законные интересы заявителя, а целью предъявленного заявления является восстановление этих прав и интересов.
Таким образом, суд не вправе констатировать только факт незаконности действий или бездействия уполномоченного органа, если при этом не преследуется цель восстановить нарушенное право лица, либо восстановление такого права невозможно.
При оценке доводов заявителя о необходимости постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 2 123 га, апелляционная коллегия учитывает, что из представленной апелляционному суду кадастровой выписки о земельном участке от 19.09.2012 N 36-00/5002/2012-181743 усматривается, что на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:249, площадью 21 230 000 кв.м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Правобережное лесничество, правообладателем в выписке указано ВГЛТА, произведено описание местоположения границ данного земельного участка, в ГКН внесены сведения о координатах данного участка, также отражены координаты смежных участков. При этом сведения о наложении спорных в настоящем деле участков отсутствуют.
Постановка названного участка на кадастровый учет была произведена в соответствии с межевым планом, изготовленным кадастровым инженером Поляковым А.И., с учетом местоположения смежных земельных участков.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что заявитель не доказал какие его права и законные интересы нарушены и каким образом произойдет реальное восстановление его прав в случае обязания кадастровой палаты вновь произвести кадастровый учет лесного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:249 с учетом местоположения границ, установленных межевым планом регистрационный номер 34-111/11-1039 от 04.10.2011.
Кроме того, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает возможность постановки на кадастровый учет одного и того же объекта недвижимости дважды, поскольку каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер и обладает уникальными характеристиками.
Апелляционная коллегия учитывает, что решение кадастровой палаты от 27.10.2011 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 36:34:0000000:249, с учетом уточнения Учреждением заявленных в суде первой инстанции требований, в рамках настоящего дела не оспаривается.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Правомерность перевода земли из категории лесного фонда в земли населенных пунктов, с учетом предмета спора, в рамках настоящего дела оценке не подлежит.
Ссылка суда первой инстанции на пропуск заявителем процессуального срока на оспаривание действий уполномоченного органа по постановке на кадастровый учет спорных земельных участков не принимается апелляционной коллегией во внимание, поскольку рассмотрев по существу заявленные требования, суд фактически восстановил процессуальный срок. Однако, изложенное не привело к принятию незаконного и необоснованного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанций относится на заявителя апелляционной жалобы.
Госпошлина в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" платежным поручением N 2017655 от 17.10.2012, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2012 по делу N А14-12852-2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" - без удовлетворения.
Выдать ФГБОУ ВПО "ВГЛТА" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей из федерального бюджета, уплаченной платежным поручением N 2017655 от 17.10.2012.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12852/2011
Истец: ФГБОУ ВПО "ВГЛТА", ФГБОУ ВПО Воронежская государственнвя лесотехническая академия
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области", ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области
Третье лицо: Администрация ГО г. Воронеж, Администрация городского округа г. Воронеж, Воронежская городская общественная организация "Федерация лыжероллеров", Городская общественная организация "Федерация лыжероллеров", ДИЗО Воронежской области, МКП "ВЖКК", МКП ГО г Воронеж "ВЖКК", ОАО "Управляющая компания Центрального р-на", ООО "Артемида", ООО "ГАММА", Перевертайло Л В, Поливаева Н Н, ТУ Росимущество по Воронежской области, ТУФА по УГИ в ВО, ТУФА по УГИ в Воронежской области, Управление лесного хозяйства Воронежской области