Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 октября 2007 г. N КГ-А40/10751-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2007 г.
Некоммерческая организация "Благотворительный фонд: детям экологических катастроф - Генеральная дирекция благотворительной международной лотереи "Дети Чернобыля" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации и Совету Федераций Федерального Собрания Российской Федерации о взыскании 7.000.000 руб., составляющих сумму убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 марта 2006 г. по делу N А40-1121/06-37-12, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2006 г. N 09АП-4937/2006-ГК в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 января 2007 г. N КГ-А40/10122-06 принятые судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы с указанием на необходимость проверки обстоятельств запрета реализации лотерейных билетов и порядка изъятия нереализованных билетов с учётом всех доводов участвующих в деле лиц и всех имеющихся в деле доказательств.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от исковых требований в отношении Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Федерального казначейства РФ, Совета Федераций и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации убытки (упущенную выгоду) в размере 7.000.000 руб.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17 апреля 2007 г. производство по делу N А40-1121/06-37-12 по иску НО "Благотворительный фонд: детям экологических катастроф - Генеральная дирекция благотворительной международной лотереи "Дети Чернобыля" к Президенту Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации и Совету Федераций Федерального Собрания Российской Федерации о взыскании 7.000.000 руб., составляющих сумму убытков, прекращено.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2007 г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 7 августа 2007 г., при новом рассмотрении настоящего дела в удовлетворении иска отказано.
При этом суд исходил из того, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и размером убытков, заявленных истцом.
Не согласившись с принятым решением и постановлением, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы в ином составе судей.
Истец полагает, что выводы суда не соответствуют требованиям законодательства, так как они недостаточно обоснованны.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 1391-р истцу было предоставлено право на организацию и проведение благотворительной международной лотереи "Дети Чернобыля".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1004 "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" Минфину России было поручено разработать и утвердить условия проведения Всероссийской государственной лотереи.
Истец 30 ноября 2000 г. утвердил и согласовал с ответчиком, в лице Минфина России условия проведения на территории Российской Федерации благотворительной международной моментальной лотереи "Дети Чернобыля" в количестве 200 млн. штук лотерейных билетов на сумму 40 млн. рублей.
Истцом был издан приказ N 1-л от 5 декабря 2000 г. о проведении в 2001-2010 г.г. 4-х тиражей по 1 млн. шт. лотерейных билетов, а так же 4 января 2001 г. истец заключил с ЗАО "БлицЛос" договор на изготовление и поставку лотерейных билетов в количестве 1 млн. шт.
Письмами от 10 ноября 2002 г. N 5-304/А и от 20 ноября 2003 г. N 05-03.04, ответчик со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1004 "О совершении государственного регулирования лотерейного и игрового бизнеса в РФ" продлил действие разрешения на проведение истцом лотереи сроком до 31 декабря 2003 г., а затем сроком до 31 декабря 2004 г.
Истец 21 декабря 2004 г. обратился к ответчику с просьбой продлить разрешение на проведение лотереи сроком до 31 декабря 2005 г., однако ответчик письмом от 28 декабря 2004 г., N 05-03-05/252 со ссылкой на пункт 2 статьи 27 Федерального закона РФ N 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г. "О лотереях", отказал истцу в продлении действия разрешения на проведение лотереи.
Истец считая, что отказ ответчика в продлении действия разрешения на проведение лотереи привел к возникновению у него убытков в виде стоимости нереализованных билетов 1-го тиража на сумму 7.000.000 руб.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с действующим законодательством возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать, во-первых, факт нарушения права, во-вторых, наличие и размер понесенных убытков, в-третьих, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Материалами дела не доказано, что вред, понесенный истцом, возник именно по вине ответчика, и находится в прямой причинно-следственной связи с его действиями (бездействием).
Кроме того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих принятие мер для получения упущенной выгоды и сделанных с этой целью приготовлений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что разрешение на организацию и проведение благотворительной международной лотереи "Дети Чернобыля", полученное истцом в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 1391-р, утратило силу в соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ РФ "О лотереях", и ответчик не вправе был продлить срок проведения лотереи, поскольку полномочия по выдаче разрешений были переданы Федеральной налоговой службе, а Распоряжение Правительства, согласно которому истцу предоставлено право на проведение лотереи, отменено. Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", а также Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" ФНС России, с момента формирования, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выдаче разрешений на проведение всероссийских лотерей, ведению государственного реестра лотерей, контролю за проведением лотерей.
В материалах дела отсутствуют и документы, свидетельствующие о обращении истца в ФНС России с заявлением о выдаче разрешения на проведение лотереи.
Таким образом, возможность фактической реализации лотерейных билетов истцом не утрачена.
Кроме того, суд указал, что в Постановлении Правительства РФ N 1004 от 13 августа 1997 г. "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" нет сведений об обязании ответчика установления порядка изъятия нереализованных лотерейных билетов и законодательством не установлен порядок изъятия нереализованных билетов и оплаты компенсации.
Представленный истцом в подтверждение убытков, вызванных невозможностью реализации лотерейных билетов, расчет правомерно не принят судом как доказательство понесенных убытков.
Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке собранных по делу доказательств. Между тем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств спора, установленных судом первой и апелляционной инстанций, так как статьей 286 АПК РФ установлены пределы рассмотрения дела в третьей инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает обжалованные решение и постановление законными и обоснованными.
Нормы материального и процессуального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Порядок рассмотрения дела не нарушен. Оснований для отмены или изменения решения и постановления, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 29 мая 2007 г. по делу N А40-1121/06-37-12 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 7 августа 2007 г. N 09АП-9800/2007-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу дирекции - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2007 г. N КГ-А40/10751-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании