г. Пермь |
|
17 сентября 2009 г. |
Дело N А50-9727/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Осиповой С.П.,
Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии
от истца Администрации города Перми: Алференко А.В. (паспорт серии 5708 N 305419, доверенность от 01.06.2009 г.),
от ответчиков:
от Министерства внутренних дел Российской Федерации: не явились,
от Главного управления внутренних дел по Пермскому краю: не явились,
от Министерства финансов Российской Федерации: Андреева И.Е. (удостоверение N 0617, доверенность от 19.01.2009 г.),
от Управления федерального казначейства по Пермскому краю: Андреева И.Е. (удостоверение N 0617, доверенность от 31.12.2008 г.),
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в заседании суда апелляционные жалобы истца Администрации города Перми, ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 июля 2009 года по делу N А50-9727/2009,
принятое судьей Л.И. Лысановой,
по заявлению Администрации города Перми
к Министерству внутренних дел Российской Федерации,
Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю,
Министерству финансов Российской Федерации,
Управлению федерального казначейства по Пермскому краю,
о взыскании 25 003 000 руб. убытков
установил:
Администрация города Перми (далее - Администрация, истец) на основании ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации, ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю (далее - ГУВД по Пермскому краю), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управлению федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю) о взыскании убытков в сумме 25 003 000 руб., понесенных муниципальным образованием "город Пермь" в связи с предоставлением квартир участковым уполномоченным милиции.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2009 г. (резолютивная часть решения объявлена 30.10.208г.) исковые требования частично удовлетворены: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "город Пермь" в лице Администрации города Перми взысканы убытки в сумме 8 739 516 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано, в части требований к МВД России, ГУВД по Пермскому краю, УФК по Пермскому краю отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных к Минфину России исковых требований, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт в указанной части отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, а так же неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы Администрация указывает на наличие достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку именно заявленная истцом сумма является реальной суммой убытков. Администрация считает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание подтверждающие рыночную стоимость переданных участковым уполномоченным милиции квартир отчеты оценщика, не учтено, что стоимость, указанная в договорах на момент приобретения жилья Администрацией убытки в полном объеме не возмещает (ст. 15, 1069, 1071, 1082 ГК РФ). При этом истец полагает так же, что возможность компенсации расходов органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не зависит от факта выбытия жилого помещения из муниципальной собственности, как ошибочно посчитал суд первой инстанции. По мнению Администрации, обязанность государства по возмещению расходов обусловлена фактом предоставления жилья указанным в действующем законодательстве лицам. В подтверждение правильности указанного довода Администрация указывает так же на то, что срок давности по аналогичным делам исчисляется судами именно с момента предоставления жилья, а не с момента вынесения решения суда об обязании предоставить помещение или передачи помещения в собственность гражданина.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, считает, что истцом представлены надлежащие доказательства в обоснование размера понесенных убытков в соответствии со ст.ст. 15, 16 ГК РФ. Настаивает на отмене судебного акта суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и удовлетворении иска в полном объеме в сумме 25 003 000 руб.
Минфин России, УФК по Пермскому краю письменные отзывы на жалобу Администрации не представили.
В судебном заседании представитель Минфина России, УФК по Пермскому краю против доводов апелляционной жалобы возражает, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований считает законным, оснований для его отмены в указанной части не усматривает, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Минфин России, УФК по Пермскому краю, не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, так же обратились с апелляционной жалобой, в которой просят судебный акт в указанной части отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы ответчики указывают на недоказанность обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему делу в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, в частности, ответчики полагают, что судом необоснованно не учтено, что расходные бюджетные обязательства Российской Федерации на очередной год отражаются в Законе о бюджете и подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, что, по мнению ответчиков, свидетельствует о том, что противоправного бездействия ими допущено не было. Кроме того, Минфин России и УФК по Пермскому краю полагают, что истцом пропущены специальный срок исковой давности (ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по всем предъявленным требованиям, а так же общий срок исковой давности по требованиям на сумму 8 248 000 (в части возмещения убытков по жилым помещениям, переданным гражданам Уструговой Е.И., Шарову И.В., Малафееву Д.В., Тутарову Д.В., Шляпникову А.В.), поскольку общий срок исковой давности, по мнению ответчиков, должен исчисляться с момента вступления в законную силу решений судов общей юрисдикции о предоставлении указанным лицам жилых помещений.
Представитель Минфина России, УФК по Пермскому краю в судебном заседании поддержал доводы жалобы, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности, о чем заявлялось в суде первой инстанции.
Администрация письменный отзыв на жалобу Минфина России, УФК по Пермскому краю не представила.
В судебном заседании представитель Администрации против доводов жалобы Минфина России, УФК по Пермскому краю возражает, решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований считает законным, оснований для его отмены в указанной части не имеет, ссылаясь на правомерное удовлетворение исковых требований.
МВД России, ГУВД по Пермскому краю представили отзыв на апелляционные жалобы, в котором поддерживают позицию Минфина России, УФК по Пермскому краю, доводы апелляционной жалобы Администрации считают необоснованными.
Указанные ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции, проверены апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с положениями ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции", на основании решений районных судов г Перми, вступивших в законную силу в 2005-2008 гг. (л.д. 16-52 т.1), на администрацию г. Перми возложена обязанность по предоставлению жилых помещений следующим участковым уполномоченным милиции: Малафееву Д.В., Шарову И.В., Шляпникову А.В., Мелентьеву Ю.А., Гачегову О.В., Гараеву И.К., Соловьеву С.И., Снопкову Л.В., Малкову И.А., Родачеву А.А., Уструговой Е.И., Тутарову Д.В.
Истец во исполнение указанных судебных актов на основании распоряжений главы Администрации от 03.10.06г. N 178-р, от 02.05.06г. N 33-р, приказов управления жилищных отношений администрации города Перми от 26.04.07г. N 184-ж, от 31.10.07г. N 444-ж, от 07.11.07г. N447-ж, от 22.11.07г. N 470-ж, от 08.02.08г. N 39-ж, от 14.02.08г. N 56-ж, от 27.02.08г. N 74-ж, от 21.08.08г. N 334-ж, от 02.09.08г. N 350-ж, от 01.10.08г. N 404-ж (л.д.53-65 т.1) предоставил вышеуказанным лицам следующие жилые помещения: Малафееву Д.В. - двухкомнатную квартиру N 109 общей площадью 45,7 кв.м. в доме N 51 по ул. Менжинского в Орджоникидзевском районе г.Перми (распоряжение ); Шарову И.В. - трехкомнатную квартиру N 69 общей площадью 60,4 кв.м. в доме N 19 по ул. Гашкова в Мотовилихинском районе; Уструговой Е.И. - двухкомнатную квартиру N 1 общей площадью 52,6 кв.м. в доме N 98 по ул. Пушкарской в Мотовилихинском районе; Малкову И.А. - трехкомнатную квартиру N 41 общей площадью 59,9 кв.м. в доме N 16 по ул. Маршала Толбухина в Орджоникидзевском районе; Родачеву А.А. - трехкомнатную квартиру N 149 общей площадью 101,8 кв.м. в доме N 29 по ул. Яблочкова Свердловского района; Тутарову Д.В. - двухкомнатную квартиру N 76 общей площадью 63,0 кв.м. в доме 17 по ул. Иньвенской в Мотовилихинском районе; Гачегову О.В. - двухкомнатную квартиру N 6 общей площадью 49,1 кв.м. в доме N 15 по ул. Крисанова Дзержинского района; Соловьеву С.И. - трехкомнатную квартиру N 66 общей площадью 90,4 кв.м. в доме N29 по ул. Яблочкова Свердловского района; Снопкову Л.В. - трехкомнатную квартиру N 14 общей площадью 56,1 в доме N 34 по ул. Волховской Орджоникидзевского района; Шляпникову А.В. - комнату общей площадью 27,36 кв.м. в трехкомнатной квартире N 72 в доме N 29 по ул. Яблочкова Свердловского района; Мелентьевой Н.А. (супруга Мелентьева Ю.А.) - две комнаты общей площадью 63, 24 (25,22 и 38,02 кв.м.) в трехкомнатной квартире N 72 в доме N 29 по ул. Яблочкова Свердловского района; Гараеву И.К. - трехкомнатную квартиру N 11 общей площадью 70,8 кв.м. в доме N 18 по ул. Академика Веденеева Орджоникидзевского района.
В материалы дела представлены договоры социального найма жилого помещения, заключенные с указанными гражданами в 2007-08 годах.
Согласно оценочных отчетов ООО "Пермпрофимущество" от 14.04.09г., 22.04.09г., 23.04.09г., 24.04.09г. (л.д. 66-76 т.1) общая рыночная стоимость вышеуказанных квартир составила 25 003 000 руб.
Полагая, что указанная сумма является убытками, причиненными бюджету города Перми, истец обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер убытков в сумме 8 739 516 руб. подтвержден материалами дела, а обязанность Минфина России по их возмещению предусмотрена нормами действующего законодательства. При этом надлежащими документами, подтверждающими размер убытков суд посчитал документы, подтверждающие стоимость приобретенных истцом (шести) квартир и в последующем переданных в собственность участковым уполномоченным, отклонив доводы истца о необходимости определения суммы убытков исходя из представленных в материалы дела оценочных отчетов о рыночной стоимости квартир.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возложения ответственности по взысканию убытков с казны Российской Федерации в отношении помещений, переданных во исполнение решений районных судов участковым уполномоченным милиции по договорам социального найма, поскольку это не привело к отчуждению собственности или изменению статуса жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В то же время, несмотря на указание необходимости исполнения данной нормы соответствующими органами законодатель не определил источник и порядок финансирования расходов, перечисленных в ст.30 данного закона исполнителей при ее реализации.
Поскольку гарантия предоставления жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
В Определении от 15.02.2005 г. N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением ч.1 ст.30 Закона "О милиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ч.1 ст.30 закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, следовательно как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Эта правовая позиция сохраняет свою силу в соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом положений п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 08.07.2004 г. N 303-О, обоснованно отметил, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению сотрудникам милиции жилых помещений предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования, что полностью соответствует принципам, закрепленным в статьях 132, 133 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По правилам статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статья 1071 ГК РФ предусматривает возмещение причиненного за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Пунктом 12 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что обязанность по возмещению убытков при рассмотрении настоящего спора не может быть возложена на главного распорядителя финансовых средств - Министерство внутренних дел Российской Федерации, поскольку в силу положений статьи 158 Бюджетного Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что на момент вынесения решений районными судами г. Перми главному распорядителю в лице МВД РФ были выделены финансовые средства для обеспечения сотрудников жильем, не имеется.
При указанных обстоятельствах ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Российской Федерации (п. 3 ст. 125 ГК РФ), что обоснованно со ссылкой на Положение "О министерстве финансов Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 329, отмечено судом первой инстанции.
Исходя из положений статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лицо, заявляющее требования о возмещении убытков должно доказать факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное и виновное поведение причинителя убытков, наличие причинной связи между неправомерным поведением ответчика и наступившими последствиями.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что, исполнив решения судов о предоставлении жилых помещений участковым уполномоченным милиции в рамках государственных полномочий, Администрация, тем самым, не исполнила собственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете.
Кроме того, при наличии судебных актов о предоставлении органами местного самоуправления (в том числе, истцом) жилых помещений меры по организации бюджетного финансирования соответствующих затрат не принимались. Указанные обстоятельства следует квалифицировать как неисполнение уполномоченным государственным органом возложенных на него обязанностей по планированию бюджетных расходов.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом положений норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что муниципальному образованию "город Пермь" причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с предоставлением квартир на осуществление государственных полномочий в части предоставления льгот, предусмотренных Законом о милиции и не обеспеченных передачей средств, необходимых для их осуществления, что противоречит ст.132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 18, 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", нормам бюджетного законодательства (ст.ст.83.84,86 БК РФ).
Доводы Минфина России и УФК по Пермскому краю, содержащиеся в апелляционной жалобе относительно того, что расходные бюджетные обязательства Российской Федерации на очередной год отражаются в Законе о бюджете и подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, в связи с чем не доказано бездействие указанных ответчиков в нарушение ст.1069 ГК РФ, подлежат отклонению на основании вышеизложенного, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Российская Федерация, законодательно установив льготы по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью, приняла на себя обязательство по обеспечению расходов по их предоставлению за счет средств федерального бюджета. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов в данном случае обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе Российской Федерации "О милиции" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При этом суд первой инстанции, обоснованно отклонив доводы Администрации о необходимости определения стоимости переданных квартир исходя из отчетов оценщика, правомерно принял во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, в подтверждение стоимости приобретенных истцом шести квартир в последующем переданных в собственность участковым уполномоченным представлены следующие документы: договор купли- продажи от 15.01.08г. (л.д.32 т.2) в отношении квартиры N 11 по ул. Академика Веденеева, 18 стоимостью 2 050 000 руб.; договор N 1/29а о долевом участии в финансировании строительства от 01.12.04г. (л.д. 26 т.2) по квартире N 1по ул. Пушкарская, 98 стоимостью 848 550 руб.; договор о передаче имущества в муниципальную собственность от 14.06.07г. (л.д.34 т.2) по квартирам N 66 и 72 по ул. Яблочкова, 29 стоимостью по 1 864 483 руб. каждая; договор купли-продажи от 14.11.05г. (л.д. 29 т.2) по квартире N 69 по ул. Гашкова, 19 стоимостью 1 132 000 руб.; договор купли-продажи от 18.07.06г. (л.д.30 т.2) по квартире N 109 по ул. Менжинского, 51 стоимостью 980 000 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции согласен с соответствующим выводом суда первой инстанции и полагает, что именно вышеуказанные документы подтверждают обоснованность заявленных Администрацией исковых требований на сумму 8 739 516 руб. Обоснованность расчета по указанным документам сторонами не оспаривается.
Оснований полагать, что Администрации причинены убытки в размере рыночной стоимости переданных квартир, определенных в отчетах об оценке по состоянию на 14.04.2009 г., у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иного апелляционному суду истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Так же суд первой инстанции обоснованно отметил, что представленные в качестве доказательств документы (выписка из реестра муниципальной собственности от 30.07.07г., договор о безвозмездной передаче имущества от 20.03.07г.) относительно квартир N 6 по ул. Крисанова, 15 и N 41 по ул. Маршала Толбухина, 16, правообладателями которых являются Гачегов О.В. и Малков И.А., размер заявленных убытков не подтверждают.
Оснований оспаривания указанного вывода суда первой инстанции апелляционные жалобы не содержат.
Судом первой инстанции правомерно указано, что из имеющихся в деле документов не усматривается наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителей вреда, причинную связь между этими элементами и вину причинителей вреда в отношении квартир, переданных участковым уполномоченным милиции по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, переданные следующим участковым уполномоченным милиции квартиры: Снопкову Л.В. - трехкомнатная квартира N 14 общей площадью 56,1 в доме N 34 по ул. Волховской Орджоникидзевского района; Родачеву А.А. - трехкомнатная квартира N 149 общей площадью 101,8 кв.м. в доме N 29 по ул. Яблочкова Свердловского района, Тутарову Д.В. - двухкомнатная квартира N 76 общей площадью 63,0 кв.м. в доме 17 по ул. Иньвенской в Мотовилихинском районе, предоставлены указанным лицам на условиях социального найма и находятся в муниципальной собственности (выписки - л.д.84, 86, 88 т.1).
По договору социального найма жилого помещения собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать гражданину (нанимателю) за плату жилое помещение во владение и в пользование для проживания.
Предоставление жилого помещения на условиях социального найма не влечет перехода права собственности на жилое помещение и не приводит к причинению собственнику - истцу убытков.
Документов свидетельствующих о том, что исполнение решений районных судов по предоставлению участковым уполномоченным по договору социального найма квартир, привело к отчуждению истцом собственности (ч. 1 ст. 235 ГК РФ) или изменению статуса спорного имущества в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Напротив, то обстоятельство, что предоставленные участковым уполномоченным квартиры, расположенные по вышеуказанным адресам, являются муниципальной собственностью, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и сторонами по существу, не оспаривается.
Не может быть принят во внимание довод истца о том, что юридическое значение при взыскании убытков имеет факт предоставления участковому уполномоченному милиции муниципального жилого помещения (предназначенного для иных целей), а не выбытие его из муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения и имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, в случаях, установленных федеральными законами.
Российская Федерация не может нести ответственность за передачу истцом имущества предназначенного для целей предоставления в социальный наем иной категории граждан, то есть для разрешения вопросов местного значения.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований в части возмещения убытков в связи с передачей квартир, находящихся в муниципальной собственности, по договорам социального найма, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу ст. 200 ГК РФ по обязательствам срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что убытки, а соответственно и право на их возмещение, возникли у истца - в момент передачи предоставленных участковым уполномоченным милиции жилых помещений в собственность (договоры безвозмездной передачи имущества от 26.07.2007 г., 12.12.2008 г., 17.04.2008 г., 08.12.2008 г., 13.11.2006 г., 27.10.2008 г.). Поскольку истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском 04.05.2009 г., срок исковой давности по заявленным исковым требованиям Администрацией не пропущен.
Ссылки ответчиков на необходимость исчисления срока давности с момента вступления в законную силу судебных актов об обязании Администрации предоставить жилые помещения судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, необоснованным является довод жалобы ответчиков о пропуске специального срока давности, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку положения указанной нормы на рассматриваемые в рамках настоящего спора правоотношения не распространяются.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Минфина России убытков в размере 8 739 516 руб. являются правильными.
Соответствующие доводы жалоб судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Пермскому краю не содержит доводов, относительно требования УФК по Пермскому краю и основания, по которым указанный ответчик обжалует решение, поскольку относительно данного ответчика (УФК по Пермскому краю) истцу в удовлетворении требований судом было отказано.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июля 2009 года по делу N А50-9727/2009 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации города Перми, Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9727/2009
Истец: Администрация г. Перми, Администрация города Перми
Ответчик: ГУВД по Пермскому краю, ГУВД по ПК, Министерство внутренних дел РФ, Министерство финансов ПК, Министерство Финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, УФК по Пермскому краю, УФК по ПК
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2230/10
23.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2230/10
06.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2230/10
11.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2230/10
24.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2230/10
15.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2230/10
30.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8705/09-С4
17.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8006/09