26 февраля 2013 г. |
А55-12623/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В., с участием:
от ответчика - представитель Воропаев И.В. по доверенности от 23.08.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 по делу NА55-12623/2011 (судья Пономарева О.Н.)
по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани" (ОГРН 1027729005380), г. Самара,
о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
установил:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани" (далее - ООО "ИмпексКомпани", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 71 226 929 руб. 73 коп. по договору аренды земельного участка от 15.04.2005 N 020068з за период с 01.01.2008 по 15.12.2010, пени в сумме 84 096 748 руб. 20 коп. за период с 11.01.2007 по 15.12.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.08.2012 вышеуказанные судебные акта отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 в иске отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что пунктом 4.3 договора аренды предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Самарской области, нормативных актов органов местного самоуправления, нормативных актов Самарской области изменять размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по мнению истца, вывод суда первой инстанции о том, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете, и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством упразднения старых или введения новых расчетных коэффициентов, является не правомерным.
Судебное заседание, назначенное на 31.01.2013, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено в связи с необходимостью истребования у истца дополнительных доказательств.
Представитель ответчика в судебном заседании 19.02.2013 с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд установил.
15.04.2005 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "ИмпексКомпани" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 020068з, согласно которому ответчику (арендатору) передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 15 003:0020, площадью 28 586,30 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/Проспект Киров, под строительство многофункционального торгового комплекса.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 14.10.2005.
Срок действия договора установлен с 30.07.2004 по 29.07.2014.
С 01.07.2006 Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) с 01.07.2006 наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предназначенных для целей строительства.
По мнению истца, условия договора относительно срока внесения арендной платы и полноты её внесения ответчик не исполнил, в связи с этим у него за период с 01.01.2008 по 15.12.2010 образовалась задолженность по арендной плате в размере 71 226 929 руб. 73 коп.
Также истцом в соответствии с пунктом 7.2. договора за период с 11.01.2007 по 15.12.2010 начислены пени в размере 84 096 748 руб. 20 коп.
Министерством в адрес арендатора направлено письмо о необходимости подписать акты приема-передачи земельного участка по договору и погасить имеющуюся задолженность по арендной плате и пеням.
Поскольку требования Министерства удовлетворены в добровольном порядке ООО "ИмпексКомпани" не были, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 15 003:0020, площадью 28 586,30 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/Проспект Кирова, предоставлен ответчику в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного ответчику в аренду, составляет 304 235 129, 14 руб.
Следовательно, размер арендной платы в год составляет 6 084 702, 60 руб. (304 235 129, 14 руб. х 2 / 100), а за период с 01.01.2008 по 15.12.2010 ответчику следовало уплатить арендную плату в сумме 17 983 675, 80 руб.
При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией принята во внимание правовая позиция, сформулированная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 для земель федеральной собственности.
Поскольку в спорном периоде ООО "ИмпексКомпани" оплачивало арендные платежи в большем размере, чем следовало, и у него имеется переплата, что следует из представленных в материалы дела платежных поручений, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции принято обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст.110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 по делу N А55-12623/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12623/2011
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Ответчик: ООО "ИмпексКомпани"
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21767/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11
09.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13552/13
17.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13552/13
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4878/13
26.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17024/12
19.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11
22.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6372/12
12.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2316/12
09.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11