г. Москва |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А41-35987/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства: Бархатов М.В., по доверенности от 03.12.2012 N АБ-91;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от Государственного научного учреждения "Всероссийское научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук: Черенков П.А., по доверенности от 04.04.2012 N 23/87;
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Шишов О.В., по доверенности от 25.06.2012 N Д-12140118,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на решение Арбитражного суда Московской области от 09 января 2013 года по делу N А41-35987/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по заявлению Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственному научному учреждению "Всероссийское научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук, третье лицо: Государственная компания "Российские автомобильные дороги" о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственному научному учреждению "Всероссийское научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук с требованиями:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по осуществлению кадастрового учета земельных участков площадью 5 566 кв. метров (кадастровый номер 50:20:0070227:1043) и площадью 134 393 кв. метра (кадастровый номер 50:20:0000000:1328), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Одинцовский район, в районе с. Дубки;
- возложить на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области (филиал) обязанность снять с кадастрового учета земельные участки площадью 5 566 кв. метров (кадастровый номер 50:20:0070227:1043) и площадью 134 393 кв. метра (кадастровый номер 50:20:0000000:1328), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Одинцовский район, в районе с. Дубки.
К участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлечена Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований Фонд "РЖС" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур" направили в судебное заседание апелляционного суда своих представителей, которые возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представили, своих представителей в судебное заседание не направили.
В ходе судебного разбирательства в апелляционном суде представитель Фонда "РЖС" заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения суда по делу N А41-17171/12. Апелляционный суд считает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из представленных заявителем документов, по делу N А41-17171/12 Арбитражным судом Московской области рассматриваются следующие требования: по первоначальному иску ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур" РАСХН к ТУ ФАУГИ в МО (ТУ Росимущества в МО), Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по МО), ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, 3-и лица: Росимущество, РАСХН., ГК "Российские автомобильные дороги" о признании отсутствующим права собственности Фонда содействия развитию жилищного строительства на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0000000:862, 50:20:0070227:995, 50:20:0070227:999, 50:20:0070227:998, 50:20:0070227:997, 50:20:0070227:996.
По встречному исковому заявлению Фонда содействия развитию жилищного строительства к ГНУ ВНИИССОК, Росимуществу, 3-и лица: Управление Росреестра по МО, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, ТУ Росимущество в МО, ГК "Росавтодор" о признании отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0000000:1328, 50:20:0070227:1050, 50:20:0070227:1046.
В соответствии с частью 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае:
1) невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом;
2) пребывания гражданина-ответчика в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации или ходатайства гражданина-истца, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации;
3) смерти гражданина, являющегося стороной в деле, если спорное правоотношение допускает правопреемство;
4) утраты гражданином, являющимся стороной в деле, дееспособности.
Апелляционный суд не усматривает предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований для приостановления производства по настоящему делу, ввиду того, что не усматривается невозможность рассмотрения дела А41-35987/12 до разрешения дела А41-17171/12.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2019) годы", утверждённой распоряжением правительства от 30.11.2006 N 1708-р, реализуется инвестиционный проект "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" (далее - Инвестиционный проект) в Одинцовском муниципальном районе Московской области.
Правительство Московской области одобрило планы по строительству автомобильной дороги на территориях Одинцовского района. В частности Правительством Московской области приняты: Постановление от 13.10.2005 N 739/41 "Об одобрении схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития", а также Постановление от 11.07.2007 г. N 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития", на основании которых в документах территориального планирования Московской области предусмотрено строительство автомобильной дороги федерального значения - нового выхода с МКАД на автомобильную дорогу Ml (далее - Автомобильная дорога).
В 2006 году в целях реализации указанных документов территориального планирования и обеспечения осуществления Инвестиционного проекта, Правительство Московской области Постановлением от 27.06.2006 N 563/19 "О мерах по строительству соединительной автомобильной магистрали от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали Ml "Беларусь" Москва-Минск и развития связанных с ней территорий Московской области" (далее -Постановление о резервировании) зарезервировало земли, необходимые для строительства Автомобильной дороги. Постановление о резервировании с приложенной схемой резервирования территории Одинцовского района и описанием границ резервируемых территорий являются действующими актами, накладывающими ограничения на земельные участки, попадающие в полосу отвода автомобильной дороги.
Ответственным исполнителем Инвестиционного проекта в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 1708-р является Государственная компания "Российские "Автомобильные дороги", действующая на основании Федерального закона от 17.07.2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ о Государственной компании).
В рамках осуществления Инвестиционного проекта было заключено Концессионное соглашение от 17.07.2009 N К-1 "О финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" (далее - Концессионное соглашение). Государственная компания "Автодор" является Концедентом по Концессионному соглашению и обязана в соответствии с ст.21.12 передать Концессионеру на праве субаренды земельные участки, предназначенные для строительства Автомобильной дороги с категорией земель промышленности и транспорта.
В соответствии с Актом выбора земельных участков для строительства Автомобильной дороги от 04.06.2007 года, Распоряжением Росимущества от 26.07.2007 г. N 2741-р о предварительном согласовании места размещения Автомобильной дороги, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавтодор) издало Распоряжение от 01.04.2011 г. N 289-р о предварительном согласовании места размещения Автомобильной дороги.
На основании указанных актов, в соответствии с документами территориального планирования, схемами резервирования территории Одинцовского района Московской области, Росавтодор издал Распоряжение от 12.02.2009 года N 33-р "Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" (далее - Распоряжение об изъятии). Распоряжение об изъятии содержит перечень земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации. В этот перечень вошел, в том числе, участок 50:20:0070227:712 площадью 628608 кв. м. из которого, в соответствии с указанным распоряжением, должно быть изъято 77300 кв. м.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0000000:862, 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328 были образованы в результате раздела участка кадастровым номером 50:20:0070227:712.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:862 площадью 29888 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Одинцовский район, в районе с. Дубки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2011 50 - АВN 131262 (т.1 л.д. 17).
В соответствии с кадастровыми паспортами 06.07.2012 N N МО-12/ЗВ-47277 (т.1 л.д. 22-23), МО-12/ЗВ-472804 (т.1 л.д. 24-25) земельные участки площадью 5 566 кв. метров (кадастровый номер 50:20:0070227:1043) и площадью 134 393 кв. метра (кадастровый номер 50:20:0000000:1328), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Одинцовский район, в районе с. Дубки, были поставлены на кадастровый учет 05.08 2009.
Согласно выписке из ЕГРП от 27.01.2012 N 96/007/2012-193 (т.1 л.д. 76) земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070227:1043 площадью 5566 кв.м. находится в собственности Российской Федерации, государственная регистрация прав произведена 23.12.2010.
Согласно выписке из ЕГРП от 14.02.2012 N 96/001/2012-529 (т.1 л.д. 77) земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:1328 находится в постоянном (бессрочном) пользовании ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур, государственная регистрация прав произведена 03.08.2011.
В графе 16 кадастровых паспортов участков 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328 от 06.07.2012 N N МО-12/ЗВ-47277, МО-12/ЗВ-472804 содержится отметка о том, что в соответствии с кадастровыми сведениями граница участков 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:862.
Заявитель посчитав, что кадастровый учет участков 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328 проведен с нарушением законодательства, так как орган кадастрового учета не учел, что в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о другом земельном участке, кадастровый учет которого проведен ранее обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области. При этом указал, что незаконные действия органа кадастрового учета по осуществлению кадастрового учета участков 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328 привели к тому, что на одну и ту же территорию, в границах которой образованы земельные участки, зарегистрировано и право собственности Фонда, и право собственности Российской Федерации, и право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ ВНИИССОК. При этом площадь участков 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328 полностью накладывается на площадь участка 50:20:0000000:862, что нарушает права Фонда как собственника.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.3 ст.1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Одним из принципов ведения государственного земельного кадастра, закрепленного в ст. 4 Закона N 221-ФЗ недвижимости является обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 2. ст. 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из письменных пояснений по делу ГНУ ВНИИССОК В результате раздела земельного участка с кадастровым N 50:20:0070227:712 образовались земельные участки, сведения о которых носят временный характер, что отражено в пункте 4 статьи 24 Федерального закона 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости": "Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права, на образованный объект недвижимости".
Право собственности Фонда РЖС на земельные участки зарегистрировано в 2010 году. Таким образом, до даты регистрации права собственности Фонда на образованные земельные участки, сведения о них носят временный характер.
Пункт 9 статьи 4 Федерального закона 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что "В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ".
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
На основании указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в судебном порядке могут быть обжалованы только отказ регистрирующего органа от регистрации права либо уклонение от осуществления регистрационных действий. При этом законом не предусмотрена возможность признания незаконными действий регистрирующего органа по государственной регистрации прав и признания недействительной непосредственно самой государственной регистрации права.
Акт государственной регистрации права в ЕГРП, представляющий из себя соответствующую запись в реестре, не является ненормативным актом государственного органа, поскольку акт регистрации в отличие от ненормативных актов госорганов, не адресован ограниченному кругу лиц, не содержит конкретных обязательных предписаний для кого-либо, а также не носит разового характера (не прекращает своего действия в связи с исполнением).
Суд первой инстанции принимает во внимание разъяснения, изложенные пунктах 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суде Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" согласно которым зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Из анализа положений статей 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае снятия земельного участка с кадастрового учета такой земельный участок прекращает свое существование как объект права.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070227:1043, 50:20:0000000:1328, законность постановки на кадастровых учет которого оспаривает заявитель, принадлежат на праве собственности Российской Федерации и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур соответственно.
Таким образом, исключение из Государственного кадастра недвижимости сведений о названных земельных участках прекратит существование данных земельных участков как объектов земельных и гражданско-правовых отношений.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что между заявителем и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственным научным учреждением "Всероссийское научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур" Российской академии сельскохозяйственных наук, имеется спор о праве на указанные в регистрационных записях земельные участки. При этом управление не может являться надлежащим ответчиком по такому спору.
Заявитель обратился в суд с настоящими требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, спор о праве подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за защитой нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов в Арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав закреплены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства не подлежат удовлетворению, так как заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 января 2013 года по делу N А41-35987/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35987/2012
Истец: Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
Ответчик: ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области(филиал)
Третье лицо: ГНУ "ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур" (ГНУ ВНИИССОК), Государственная компания "Российские автомобильные дороги", ГУ ФАУГИ, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра"