г. Вологда |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А52-3484/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Зайцевой А.Я.,
судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды представителя Волар Т.А. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клуб охотников и рыболовов "Альфа" на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 ноября 2012 года по делу N А52-3484/2012 (судья Васильева О.Г.),
установил:
государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (ОГРН 1056000309331, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области к обществу с ограниченной ответственностью "Клуб охотников и рыболовов "Альфа" (ОГРН 1089847329098, далее - Общество) с исковым заявлением о прекращении права пользования животным миром.
Решением суда от 21.11.2012 исковые требования удовлетворены.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Комитет в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Комитета, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество на основании долгосрочной лицензии серии 60 N 0000015, выданной 31.03.2010, приложением и неотъемлемой частью которой являются условия пользования животным миром, и договора о предоставлении территории, акватории Пушкиногорского района Псковской области, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 31.03.2010 N 60-15 является пользователем животным миром (охотопользователем), осуществляющим долгосрочное пользование объектами животного мира (охотничьими ресурсами) в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Территория, акватория Пушкиногорского района, площадью 18 903 га, разрешенный вид пользования животным миром - охота, предоставлена распоряжением администрации Псковской области от 26.03.2010 N 90-р.
По требованию Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры от 12.03.2012 Комитет принял приказ от 23.03.2012 N 167 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица".
Комитет в период с 02.04.2012 по 11.04.2012 провел внеплановую выездную проверку в отношении Общества по месту фактического осуществления его деятельности. По результатам проверки составил акт от 11.04.2012 N 01-АГ-02-2012.
Из акта проверки от 11.04.2012 следуют выводы о нарушении Обществом норм Закона 209-ФЗ, Федерального закона от 24.01.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ), приказа Минприроды Российской Федерации о 23.04.2010 N 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов", Положения о составе и порядке ведения государственного охотохозяйственного реестра и хранения содержащейся в нем документированной информации, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 06.09.2010 N 345, Порядка проведения биотехнических мероприятий в целях сохранения охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010 N 560, Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 29.06.2010 N 228, Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 06.09.2010 N 344, Условий пользования животным миром и договора о предоставлении территории, акватории Пушкиногорского района Псковской области, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 31.03.2010 N 60-15.
Обществу 10.05.2012 предложено в добровольном порядке прекратить право пользования животным миром.
Комитет обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном прекращении Обществом права пользования животным миром.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Согласно статье 3 названного закона законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Условия пользования объектами животного мира, предоставление животного мира в пользование, права и обязанности пользователей, порядок выдачи и аннулирования лицензий, установлены статьями 35, 40, 47 Закона N 52-ФЗ.
В силу статьи 33 Закона N 52-ФЗ объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В соответствии со статьей 35 Закона N 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
Согласно статье 36 Закона N 52-ФЗ долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Охотничьими ресурсами согласно статье 1 Закона N 209-ФЗ признаются объекты животного мира, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Перечень охотничьих ресурсов закреплен статье 11 названного закона. К ним относятся различные виды млекопитающих животных (копытных, пушных животных, медведи), а также птиц.
В соответствии со статьей 8 Закона N 209-ФЗ специальные основания и порядок приобретения и прекращения физическими и юридическими лицами права на добычу охотничьих ресурсов предусмотрены данным Законом. При этом данное право возникает исключительно с момента выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Под данным разрешением, согласно статье 1 Закона N 209-ФЗ, понимается документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
Общий порядок и основания прекращения прав на добычу охотничьих ресурсов установлены статьей 47 Закона N 52-ФЗ.
В силу статьи 47 Закона N 52-ФЗ пользование животным миром прекращается полностью или частично путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование животным миром.
Основанием для прекращения права пользования животным миром является, в том числе нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром.
Принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
Пользователи животным миром в соответствии со статьей 40 Закона N 52-ФЗ обязаны
- осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром;
- соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром;
- применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
- осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
- проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
- оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- применять при пользовании животным миром гуманные способы.
Согласно Условиям пользования животным миром, а также территорией, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, являющиеся приложением N 1 к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 60 N 0000015, помимо обязанностей, предусмотренных статьей 40 Закона N 52-ФЗ ответчик принял на себя обязательства осуществлять ведение охотничьего хозяйства в соответствии с лицензией, договором о предоставлении территории и проектом внутрихозяйственного охотоустройства, разработанным в течение 1,5 лет с момента получения долгосрочной лицензии, иметь минимальное материально-техническое обеспечение, штат специалистов, принятых на работу, заключить охотохозяйственное соглашение в двух месячный срок со дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, обеспечить допуск ко всем видам охоты населения, проживающего на территории, предоставленной для пользования охотничьими животными, на льготных условиях.
Он также принял на себя обязательства ежегодно в установленные сроки проводить учет используемых охотничьих животных, предоставлять по установленным формам и в установленные сроки отчеты о реализации разрешений на право охоты и итогах деятельности, связанной с использованием животного мира.
Перечень документированной информации, сроки ее предоставления в уполномоченный орган юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере охотничьего хозяйства, в отношении охотничьих угодий, закрепленных за ними установлены Положением о составе и порядке ведения государственного охотохозяйственного реестра и хранения содержащейся в нем документированной информации, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 06.09.2010 N 345.
Суд первой инстанции установил, что в ходе проведенной проверки и анализа всех представленных Обществом сведений по мониторингу охотничьих ресурсов и документированной информации за период с 31.03.2010 по 31.03.2011 выявлен факт получения им 50 бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В то же время разрешения на добычу охотничьих ресурсов не выдавались. Добыча охотничьих ресурсов не осуществлялась. Услуги в сфере охотничьего хозяйства не оказывались.
Суд установил, что заявка на установление квоты добычи охотничьих ресурсов подана 07.06.2011. При этом срок подачи такой заявки - до 15.04.2011.
Как правильно указал суд, нарушение сроков привело к не установлению квоты добычи охотничьих ресурсов.
При этом не проводились мероприятия по учету, оценке состояния объектов животного мира и оценке состояния среды обитания объектов животного мира, по воспроизводству охотничьих ресурсов, биотехнические мероприятия в целях сохранения охотничьих ресурсов, что является нарушением пункта 4 Порядка проведения биотехнических мероприятий в целях сохранения охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010 N 560.
Кроме того, ответчиком не проводился учет ценных в охотохозяйственном отношении видов бурого медведя, барсука, выдры, норок, не проводился учет бобра, что является нарушением пункта 6 части 2 Условий пользования животным миром и договора о предоставлении территории, статьи 40 Закона N 52-ФЗ.
В нарушение требований статьи 39 Закона N 209-ФЗ ответчик не разработал проект внутрихозяйственного охотоустройства.
Вышеперечисленные нарушения выявлены при проведении проверки, по результатам которой 11.03.2012 составлен акт.
С данным актом представитель ответчика ознакомлен, возражений не представил. Проверка проводилась в его присутствии, что отражено в акте.
Изложенные в акте факты подтверждены приложенными к нему документами проверки, объяснениями представителей сторон.
Объективных доказательств, опровергающих вышеперечисленные нарушения и установленные истцом и судом факты, ответчик в порядке статьи 65 АПК РФ в арбитражный суд не представил. Имеющиеся в деле документы такими доказательствами не являются, поскольку не содержат соответствующих сведений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал о законности требований истца, заявленных по правилам статьи 47 Закона N 52-ФЗ.
Новых доводов податель жалобы не привел, в тексте жалобы не содержится каких-либо конкретных возражений по иску и решению.
В связи с этим, правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Комитета у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21 ноября 2012 года по делу N А52-3484/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клуб охотников и рыболовов "Альфа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3484/2012
Истец: Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды
Ответчик: ООО "Клуб охотников и рыболовов "Альфа"