г. Владивосток |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А51-4109/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-3799/2013
на определение от 19.02.2013
судьи О.Н. Голубкиной
по делу N А51-4109/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю
к Общественной организации инвалидов "Элегант" г. Уссурийска
(ИНН2511013814, ОГРН 1032500008265)
о признании несостоятельным (банкротом), рассмотрении заявления об установлении требования
при участии:
от уполномоченного органа - Никифорова И.А. по доверенности N 12-03-16/695 от 04.03.2013, служебное удостоверение N 648950;
иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2012 общественная организация инвалидов "Элегант" г. Уссурийска признана несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим должником утвержден Екидин Александр Александрович. Объявление о введении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 22.12.2012.
Федеральная налоговая служба 09.01.2013 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника 27505,87 руб. пени, рассчитанных за период наблюдения.
Определением суда от 19.02.2013 в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просил принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов уполномоченный орган указал, что в соответствии с положениями статьи 63 Федерального закона о банкротстве, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, пени, начисленные за период с даты введения наблюдения по дату открытия конкурсного производства на недоимку по налогам, включенную в реестр требований кредиторов, подлежат включению в реестр требований кредиторов должника в порядке, установленном Законом о банкротстве. Начисление пени нельзя приравнивать к начислению процентов, обозначенных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве".
В судебное заседание апелляционной инстанции, за исключением представителя уполномоченного органа, иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие. Представитель МИФНС N 9 по Приморскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно правилам статьи 71, пункту 1 статьи 100, пункту 2 статьи 129, пункту 4 статьи 134 Закона о банкротстве в ходе процедуры банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику, обоснованность которых и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов арбитражный суд проверяет в соответствии с пунктом 5 статьи 100 и пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве даже при отсутствии возражений относительно заявленных требований. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Определением суда от 17.10.2012 в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования уполномоченного органа в размере 168 235 рублей 73 копейки основной задолженности и 31 712 рублей 55 копеек пеней.
Уполномоченный орган, доначислив на сумму задолженности по страховым взносам за период наблюдения с 10.04.2012 по 08.12.2012 пени в размере 23771,86 руб., на сумму задолженности по обязательным платежам за период наблюдения с 10.04.2012 по 08.12.2012 пени в размере 3734,01 руб., обратился с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника доначисленных за период наблюдения пени за неуплату налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, обоснованность которых уже рассмотрена и требование включены в третью очередь реестра требований кредиторов в соответствии с определениями суда по настоящему делу, не может быть признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции нашёл данный вывод правомерным.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Заявленное уполномоченным органом требование не является текущим.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из названной нормы следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника пеней в размере 27 505 рублей 87 копеек, начисленных за период наблюдения.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неправомерное применение судом первой инстанции по аналогии разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", необоснованна, поскольку из пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве следует, что требование, заявленное в процедуре наблюдения, устанавливается только один раз и в том объеме, который был на дату введения наблюдения и не подлежит изменению.
Доводы уполномоченного органа, основанные на том, что сумма пени, начисленная за период наблюдения, подлежит включению в реестр требований кредиторов на основании пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, арбитражный суд считает не влияющими на выводы суда по настоящему делу, поскольку в соответствии с пунктом 27 указанного постановления требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего требования, суд руководствовался положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве, согласно которому состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. То обстоятельство, что требование уполномоченного органа не является текущим, лицами, участвующими в деле не оспаривается. Однако, в силу прямого указания статьи 4 Закона о банкротстве доначисление сумм пени за процедуру наблюдения по состоянию на дату конкурсного производства и включение их в реестр требований кредиторов должника недопустимо.
Доводы заявителя, приведенные им в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счёл, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2013 года по делу N А51-4109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4109/2012
Должник: Общественная организация инвалидов "Элегант" г. Уссурийска
Кредитор: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю, ООО "Коллекторское агенство "Скиф", Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Екидин А. А., конкурсный управляющий общественной организации инвалидо "Элегант" Екидин Александр Александрович, Малахов Владимир Анатольевич, НП РСОПАУ, ОАО "ДВБ", Отдел судебных приставов по Уссурийскому городскому округу, УМУПТС, Управление Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю, Управление федеральной регистрационной службы по ПК, Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Уссурийский городской суд
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2013 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-4109/12
03.10.2013 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-4109/12
07.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3224/13
23.05.2013 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-4109/12
08.05.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3799/13
08.12.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-4109/12