г. Чита |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А58-4840/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Л.В. Капустиной, А.В. Макарцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Золотухиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Окружной администрации г.Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 года по делу N А58-4840/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Бовин" к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и муниципальному образованию Городской округ "Город Якутск" в лице Окружной администрации г. Якутска о взыскании 6 481 135 рублей 99 копеек (суд первой инстанции: судья Федорова М.И.),
при участии в судебном заседании:
от истца ООО "Бовин" (ОГРН 1101435009280; 677007, Якутск Город, Чкалова Улица, 1, 61): не явился, извещен;
от ответчика Минфина РС(Я) (ОГРН 1031402066079; 677000, Якутск Город, Кирова Улица, 12): не явился, извещен;
от ответчика Окружной администрации г. Якутска (ОГРН 1031402045124; 677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Ленина пр-кт, 15): не явился, извещен;
от третьего лица ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" (ОГРН 1021401063859; 677007, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, Автодорожная ул, 16): не явился, извещен;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бовин" (далее - истец, ООО "Бовин") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик, Минфин РС(Я)) о взыскании в субсидиарном порядке за счет казны Республики Саха (Якутия) долга по договору цессии от 09 июля 2012 года в размере 6 481 135 руб. 99 коп.
Определением от 18 сентября 2012 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образование Городской округ "Город Якутск" в лице Окружной администрации г. Якутска (далее - ответчик, Окружная администрация г. Якутска). Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требования уточнил, просил произвести взыскание долга размере 6 481 135 руб. 99 коп. с муниципального образования ГО "Город Якутск" за счет средств казны в порядке субсидиарной ответственности.
Определением от 19 октября 2012 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение Республики Саха (Якутия) "Энергоснабжающая организация" (далее - третье лицо, ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 года с муниципального образования ГО "Город Якутск" в лице Окружной администрации г. Якутска в пользу ООО "Бовин" взыскан долг в сумме 6 481 135,99 руб. в порядке субсидиарной ответственности за счет казны, в остальной части иска отказано. Кроме того, с муниципального образования в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 55 405 руб. 68 коп. Суд руководствовался статьями 120, 125, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 9, 10, 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ); Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", частью 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ), статьями 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
Окружная Администрация г.Якутска, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, ставит вопрос о его отмене как необоснованного и принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
По мнению ответчика нормы пункта 2 статьи 120 ГК РФ при разрешении настоящего спора не применимы, поскольку ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" по своей организационно-правовой форме не является казенным учреждением, а в силу действующего на момент его создания в 2002 году законодательства являлось бюджетным. Считает, что поскольку спорный долг установлен после 01.01.2011 г., то в силу части 12 статьи 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения исключается.
Ответчик считает, что городской округ "город Якутск" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ГУ "Энергоснабжающая организация" не принято в муниципальную собственность, и при принятии распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 января 2011 года N 2-р о принятии в собственность Республики Саха (Якутия) ГУ "Энергоснабжающая организация Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук" и безвозмездной передаче его в муниципальную собственность волеизъявление органа местного самоуправления не учитывалось.
Считает неправомерным вывод суда о том, что учреждение является муниципальной собственностью, поскольку оно было создано для обслуживания Российской Академии наук и в силу пункта 1 постановления Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и Приложения 3 к нему является федеральной собственностью.
Ответчик указывает, что судом не учтено, что в силу пункта 3.1 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 января 2011 года N 2-р обязанность решить вопрос о погашения кредиторской задолженности ГУ РС (Я) "Энергоснабжающая организация" возложена на Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Стороны о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Администрация ГО "Город Якутск" ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Вследствие длительного отсутствия судья Бушуева Е.М. на основании распоряжения заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 года была заменена на судью Капустину Л.В., на основании части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела производилось с самого начала.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2011 года по делу N А58-4896/2011 в пользу ОАО "Водоканал" с ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" взыскана задолженность за самовольное подключение и самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и водоотведения в размере 6 481 135 руб. 99 коп. за период с 13 мая 2010 года по 31 августа 2010 года.
По договору цессии (уступки права требования) б/н от 09.07.2012 ОАО "Водоканал" уступило ООО "Бовин" свое право требования суммы долга к должнику - ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" по решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2011 года по делу N А58-4896/2011 и определением от 16 августа 2012 года Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) произвел замены в порядке процессуального правопреемства взыскателя с ОАО "Водоканал" на ООО "Бовин".
13.12.2011 г. по делу N А58-4896/11 был выдан исполнительный лист N 003159610. Возбужденное на основании данного исполнительного листа 13.01.2012 г. исполнительное производство N 535/12/37/14 постановлением от 28.06.2012 г. N 298672/12/37/14 судебного пристава-исполнителя Якутского городского отдела судебных приставов УФССП России по РС(Я) окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое можно обратить взыскание. Исполнительный лист был возвращен взыскателю.
Ссылаясь на неисполнение ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" решения суда по погашению долга, отсутствие у должника денежных средств и имущества, ООО "Бовин" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к публично-правовым образованиям, по его мнению, собственникам учреждения-должника.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции на основании представленных сторонами в дело доказательств правильно установил фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о возложении субсидиарной ответственности по неисполненному ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" обязательству на муниципальное образование ГО "Город Якутск", и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно постановлению Президиума Российской академии наук от 08.06.2010 г. N 135 и распоряжению ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС (Якутия) от 27.09.2010 г. N 01-03/283-р государственное учреждение "Энергоснабжающая организация Якутского научного цента Сибирского отделения Российской академии наук" (ОГРН 1021401063859, ИНН 1435003305, расположенное по адресу: г.Якутск, ул.Автодорожная,д.16), обладающее имущественным комплексом в составе котельных, тепловых сетей, оборудования, складов и другого имущества, обслуживающее население города Якутска передано в собственность Республики Саха (Якутия). Акт приема-передачи учреждения из федеральной собственности в собственность субъекта РФ подписан представителями сторон и утвержден распоряжением ТУ ФАУГИ в РС (Я) от 08.11.2010 N 01-03/345-р.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.01.2011 г. N 2-р подтверждено принятие государственного учреждение "Энергоснабжающая организация Якутского научного цента Сибирского отделения Российской академии наук" в собственность Республики Саха (Якутия), и постановлено передать его безвозмездно в муниципальную собственность городскому округу "Город Якутск".
07 апреля 2011 года ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" (ОГРН 1021401063859, ИНН 1435003305, расположенное по адресу: г.Якутск, ул.Автодорожная,д.16) принято муниципальным образованием Городской округ "Город Якутск"в собственность, что подтверждается передаточным актом, подписанным главой ГО "Город Якутск" Ю.В.Заболевым, направленным в адрес Минимущества РС(Я) письмом N 01-0328-ГО от 07 апреля 2011 г. При этом осуществлена передача-приемка всех прав и обязательств учреждения.
Указанные правовые акты уполномоченных федеральных органов и органов субъекта РФ муниципальным образованием ГО "Город Якутск" в установленном законом порядке не оспорены.
В соответствии с пунктами 9, 10, 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, право принятия решения о передаче имущества, являющегося федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ, в муниципальную собственность предоставлено законом собственнику имущества, получение предварительного согласия для этого муниципального образования не требуется.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности возложения субсидиарной ответственности на собственника ГУ РС (Я) "Энергоснабжающая организация", поскольку учреждение не является казенным апелляционный суд отклонят как не соответствующие нормам материального права.
Возможность создания казенного учреждения установлена Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ.
Государственное учреждение "Энергоснабжающая организация Якутского научного цента Сибирского отделения Российской академии наук" было создано 29.11.2002 года. В ЕГРЮЛ 25.01.2011 г. было зарегистрировано только изменение его наименования на ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация".
Из анализа положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 г.) следует, что на момент создания должник являлся бюджетным учреждением, поскольку иного вида учреждений на тот момент не существовало.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об исключении субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения в связи с тем, что спорный долг установлен после 01.01.2011 г., противоречат положениям статьи 120 ГК РФ и пункту 12 статьи 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.1994 N 51-ФЗ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ (введенному Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Вместе с тем, пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлено, что положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Спорная задолженность возникла у учреждения за период с 13 мая 2010 года по 31 августа 2010 года.
Следовательно, положения абзаца 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения к настоящему спору не применяются.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" по искам, предъявленным в порядке статьи 120 ГК РФ, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, при удовлетворении исков к публично-правовому образованию в резолютивной части решения суда должно быть указано о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, субсидиарным должником по спорному обязательству должника - ГУ РС(Я) "Энергоснабжающая организация" является его собственник - муниципальное образование Городской округ "Город Якутск".
В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени публично-правового образования главный распорядитель средств его бюджета.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 43 Устава Городского округа "Город Якутск", Окружная администрация города Якутска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и, соответственно, главным распорядителем бюджетных средств, а также муниципальным органом, имеющим право представлять интересы казны муниципального образования ГО "Город Якутск" в судах.
Установленные статьей 399 ГК РФ порядок и условия предъявления требования к субсидиарному должнику взыскателем - правопредшественником истца, соблюдены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании долга в субсидиарном порядке с муниципального образования ГО "Город Якутск" в лице Окружной администрации г. Якутска за счет казны муниципального образования ГО "Город Якутск".
Возложение пунктом 3.1 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 января 2011 года N 2-р обязанности решить вопрос о погашения кредиторской задолженности ГУ РС (Я) "Энергоснабжающая организация" на Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) не изменяет установленный законом порядок субсидиарной ответственности собственника учреждения по обязательствам последнего.
Вместе с тем, судом первой инстанции при принятии решения допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и в силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 270 АПК РФ являются основанием для его изменения.
Частью 5 статьи 170 АПК РФ установлено, что резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Между тем резолютивная часть оспариваемого решения содержит противоречивые выводы в части удовлетворения исковых требований (суд в абзаце первом резолютивной части сделал вывод об удовлетворении иска полностью, а в четвертом абзаце - об отказе в иске в остальной части), при этом вывод по требованию, предъявленному к соответчику - Республике Саха (Якутия), в резолютивной части решения отсутствует.
Кроме того, судом первой инстанции при взыскании государственной пошлины нарушены нормы части 3 статьи 110 АПК РФ и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
ООО "Бовин" при принятии искового заявления была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Между тем, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Таким образом, госпошлина в доход федерального бюджета в сумме 55 405, 68 руб. с муниципального образования ГО "Город Якутск" взыскана судом первой инстанции неправомерно.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 года по делу N А58-4840/2012 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: "Иск удовлетворить частично. Взыскать с муниципального образования Городской округ "Город Якутск" в лице Окружной администрации г. Якутска за счет казны муниципального образования Городской округ "Город Якутск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бовин" в порядке субсидиарной ответственности долг в сумме 6 481 135,99 руб.
В удовлетворении иска к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4840/2012
Истец: ООО "Бовин"
Ответчик: Городской округ "Город Якутск" в лице Администрации города Якутска, Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Муниципальное образование Городской округ "Город Якутск" в лице Окружной администрации г. Якутска
Третье лицо: ГУ Республики Саха (Якутия) "Энергоснабжающая организация"