г. Москва |
|
15 мая 2013 г. |
Дело N А41-55116/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя (ГУ-ГУПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю Московской области, ИНН: 5003013896, ОГРН: 1035000035510) - Богданова О.А., представитель по доверенности б/н от 15.03.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-ГУПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2013 по делу NА41-55116/12,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
по заявлению ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области к Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю Московской области о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю Московской области (далее - организация) о взыскании 1 716 руб. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило. Дело рассмотрено в порядке ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь Московской области в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Должностным лицом ГУ-УПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области на основании представленных Кресто-Воздвиженским Иерусалимским ставропигиальным женским монастырем Московской области индивидуальных сведений персонифицированного учета за период 4 квартал 2011 года был установлен факт предоставления неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем 03.04.2012 составлен акт N 51.
По результатам рассмотрения акта заместителем начальника управления 21.05.2012 принято решение N 45 о привлечении организации к ответственности за непредставление страхователем сведений персонифицированного учета в установленные сроки (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") в виде взыскания штрафа в сумме 1 716 руб.
Требованием N 45 от 18.06.2012 управление предложило организации в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 06.07.2012.
Поскольку добровольно сумма финансовых санкций в срок, установленный в требовании, организацией уплачена не была, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным фондом неверно определен состав совершенного правонарушения, в связи с чем, правонарушению дана неправильная квалификация и неправомерно применена санкция; кроме того, взыскиваемый размер штрафа, подлежащий взысканию за предоставление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, и определенный от суммы платежей в отношении всех застрахованных лиц, не обоснован.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого судебного акта, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в соответствующей редакции) страхователи, под которыми понимаются юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", обязаны ежегодно представлять в орган пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для персонифицированного учета.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), предусмотренные данным Федеральным законом:
за период 2002 - 2009 - один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 01.08.2010;
за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15.02.2011;
с 2011 года - ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют о каждом работающем у него застрахованном лице.
Таким образом, у юридического лица, уплачивающего страховые взносы за своих работников, применительно к отчетному периоду 4 квартал 2011 года имелась обязанность представить до 15.02.2012 сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, законодательством предусматривается два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что по отчетность Кресто-Воздвиженским Иерусалимским ставропигиальным женским монастырем за 4 квартал 2011 года представлена в орган пенсионного фонда 09.02.2012, т.е. в установленный в законом срок, что подтверждается представленными в материалы дела описью сведений, передаваемых страхователем в ПФР.
В уведомлении об ошибках и расхождениях ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области известило страхователя в том, что при обработке сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за отчетные периоды 2 полугодие 2010 года - 4 квартал 2011 года выявлены общие ошибки, не позволяющие разнести данные на индивидуальные лицевые счета. Страхователю предлагалось устранить выявленные ошибки и представить исправленные документы в Управление в срок до 27.02.2012.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пенсионный фонд утверждает, что неустранение выявленных ошибок послужили основанием для составления в отношении Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря акта проверки N 51 от 03.04.2012 и последующего вынесения решения от 21.05.2012 N 45 и требования от 18.06.2012 N 45 об уплате штрафа в срок до 06.07.2012.
Вместе с тем, согласно статьям 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в случае выявления нарушений в ходе проверки представленных страхователем документов, орган пенсионного фонда составляет акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Формы и требования к документам установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".
В соответствии данным приказом итоговая часть акта камеральной проверки должна содержать, в том числе, предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений.
Согласно представленному в материалы дела акту от 03.04.2012 N 51, полученном от пенсионного фонда, констатируется факт непредставления страхователем за отчетный период 4 квартал 2011 в установленные сроки полных, достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и предложено привлечь организацию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В мотивировочной части решения от 21.05.2012 N 45 Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю указывается на неполному (недостоверность) представленных индивидуальных сведений, однако, в чем выразилась недостоверность представленных сведений, пенсионным фондом не указано.
Кроме того, данным оспариваемым решением (в резолютивной его части) организация привлекается к ответственности за иное правонарушение - за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в решении содержится указание на совершение обществом двух разных правонарушений, ответственность за которые установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета).
Указанные нарушения, допущенные пенсионным фондом при составлении акта проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного страхователем нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования и реализовать предоставленные страхователю права на дачу пояснений относительно выявленного нарушения.
Допущенные пенсионным фондом нарушения процедуры проведения проверки и рассмотрения ее результатов являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы проведенной в отношении Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря проверки. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, и по смыслу нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Сведения о том, каким образом был рассчитан назначенный учреждению штраф пенсионным фондом в решении от 21.05.2012 N 45 не указаны.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2013 года по делу N А41-55116/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55116/2012
Истец: ГУ-Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8, ГУ-ГУПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области
Ответчик: Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигальный женский монастырь Русской Православной Церкви МП
Третье лицо: Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь