6 мая 2013 г. |
А79-9644/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гущиной А.М.,
судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" (ОГРН 1062135016712, ИНН 2116476071, Чувашская Республика, рп. Кугеси) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.01.2013 по делу N А79-9644/2012,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике к закрытому акционерному обществу "Чувашское" о взыскании 288 058 рублей 92 копеек.
В судебном заседании, проведенном с применением систем видеоконференц-связи, до объявления перерыва приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Чувашское" - генеральный директор Мурзаков Н.П. и Иванова В.Т. по доверенности от 01.06.2012 сроком действия 3 года;
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике - Кочкомазова О.С. по доверенности от 09.01.2013.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Чувашское" (далее - Общество, ЗАО "Чувашское") задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года в сумме 288 058 руб. 92 коп.
До обращения в суд Управлением в адрес Общества направлялось требование от 13.07.2012 N 43-2012 об уплате задолженности, которое не было исполнено последним в установленный в срок (до 26.07.2012).
По мнению Управления, данная задолженность образовалась в результате невнесения платы по размещению Обществом на эксплуатируемой им санкционируемой свалке, расположенной около д. Ильбеши Чебоксарского района Чувашской Республики, отходов производства и потребления, полученных от федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике", федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике", федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Чувашской Республике".
Решением от 24.01.2012 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что объем принятых отходов от указанных организаций подтвержден лишь справками самого Общества без представления первичных документов.
Общество отметило, что вывоз и обезвреживание отходов федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Чувашской Республике" осуществляло общество с ограниченной ответственностью "Забота".
ЗАО "Чувашское" полагает, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду пятикратного повышающего коэффициента неправомерно, поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание суда на то, что размер доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в 13,3 раза превышает размер платы за услуги по утилизации отходов, взимаемой с указанных организаций.
В судебном заседании до объявления перерыва представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Управление и федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании до объявления перерыва представитель Управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу. По мнению представителя Управления, при расчете платы правомерно применен повышающий коэффициент, поскольку Обществом допущено злоупотребление, связанное с определением лимитов на размещение отходов.
Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике", федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Чувашской Республике", общество с ограниченной ответственностью Забота" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Общества является удаление и обработка твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО).
ЗАО "Чувашское" имеет лицензию от 08.12.2008 N ОТ-44-000528 на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по адресам: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Ильбеши, свалка ТБО и п. Кугеси, ул. Механизаторов, д. 13, сроком действия до 08.12.2013.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что на основании договоров от 01.01.2011 N 11, от 13.01.2012 N 60/14, заключенного с федеральным казенным учреждением "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике, договоров от 01.01.2011 N15, 01.01.2012 N36, заключенных с федеральным казенным учреждением "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике", Общество оказывало данным организациям услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов производства и потребления на санкционированной свалке ТБО, д.Ильбеши.
Факт оказания названных услуг подтверждается представленными в материалы дела актами оказанных услуг, счетами-фактурами, выставленными Обществом в адрес указанных организаций, справками Общества по вывозу ТБО в 3,4 кварталах 2011 года и в 1 квартале 2012 года.
Объем принятых ТБО, отраженный в вышеназванных документах, соответствует данным о количестве принятых отходов, которые Общество отражало в списках природопользователей, разместивших отходы на Ильбешевском полигоне (санкционированной свалке), ежеквартально представляемых в Управление (т.1 л.д.74-75,
Кроме того, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество в спорных периодах размещало на эксплуатируемой им свалке ТБО федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Чувашской Республике" (ранее - Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Чебоксарскому району).
Как следует из материалов дела, 19.01.2010, 01.01.2011, 12.01.2012 между обществом с ограниченной ответственностью "Забота и Отделом вневедомственной охраны при ОМВД по Чебоксарскому району были заключены договоры на вывоз и захоронение ТБО N 74, N124 N 90.
Из письма от 14.06.2012 N 8 следует, что общество с ограниченной ответственностью "Забота" за спорный период вывезло 5,3 тонны отходов.
Судом по материалам дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Забота" собственного полигона для размещения отходов не имеет.
Из списков природопользователей, разместивших отходы на Ильбешевском полигоне, ежеквартально представляемых Обществом в Управление, следует что ЗАО "Чувашское" в спорный период осуществляло размещение отходов Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по Чебоксарскому району в указанном объеме.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество в 3, 4 кварталах 2010 года, 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года осуществляло специализированную предпринимательскую деятельность по сбору и размещению ТБО, в результате которой оказывалось негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем ЗАО "Чувашское" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Утверждение Общества о наличии у федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" и федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" лицензий на размещение и захоронение отходов не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по внесению платы.
Между тем расчет размера платы проверен судом апелляционной инстанции и признан необоснованным в части применения пятикратного повышающего коэффициента.
Конституционный суд Российской Федерации при проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в постановлении от 05.03.2013 N 5-П пришел к выводу о том, что в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, в нарушение статей 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.
В связи с чем Конституционный суд Российской Федерации постановил впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Материалы рассматриваемого дела не свидетельствуют о наличии каких-либо злоупотреблений со стороны Общества, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов. Конкретных доводов со ссылкой на представленные доказательства Управлением не приведено.
С учетом изложенного Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности требования Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 3, 4 кварталах 2010 года, 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года в общей сумме 57 597 руб. 59 коп. Требование о взыскании задолженности в сумме 230 461 руб. 33 коп. является неправомерным.
Таким образом, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.01.2013 в части удовлетворения требования Управления о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие в размере 230 461 руб. 33 коп. подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, а апелляционная жалоба Общества в указанной части - удовлетворению, в остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по платежному поручению от 21.02.2013 N 21 в сумме 6 761 руб. 17 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.01.2013 по делу N А79-9644/2012 отменить в части взыскания с закрытого акционерного общества "Чувашское" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2010 года по 1 квартал 2012 года в сумме 230 461 рубль 33 копейки.
В удовлетворении требований в указанной части Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.01.2013 по делу N А79-9644/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Чувашское" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6761 рубль 17 копеек, уплаченную по платежному поручению от 21.02.2013 N 21.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9644/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
Ответчик: ЗАО "Чувашское"
Третье лицо: ОВД ОМВД по Чебоксарскому району Чувашской Республики, ООО "Забота", ФКУ ЛИУ-7 УФСИН по ЧР, ФКУ СИЗО-2 УФСИН по ЧР, ЗАО "Чувашское", Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору