г. Саратов |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А57-19961/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Лыткиной О.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Изаковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Смирновой Татьяны Анатольевны Рыбакова А.Ю., действующего по доверенности от 29.12.2010, представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области Ярыш И.А., по доверенности от 26.09.2012, представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Шатуновой О.Г., действующей по доверенности от 28.01.2013 N 64/2013-06,
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 февраля 2013 года по делу N А57-19961/2012 (судья Е.Л. Большедворская)
по иску индивидуального предпринимателя Смирновой Татьяны Анатольевны (город Саратов, ОГРНИП 306645003200012)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица: правительство Саратовской области (г. Саратов)
комитет по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов)
ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал (г. Москва)
администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА" (г. Саратов)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Саратов)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Смирнова Татьяна Анатольевна (далее - ИП Смирнова Т.А., истец) с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 13 667 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 февраля 2013 года по делу N А57-19961/2012 исковые требования ИП Смирновой Татьяны Анатольевнык Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7 общей площадью 37746 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 13 667 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Интертрейдинг-Саратов" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета по управлению имуществом Саратовской области поддерживает позицию федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.07.2011 N 1454 Смирновой Т.А. в аренду, сроком на 49 лет, предоставлен земельный участок общей площадью 37 746 кв. м с кадастровым номером 64:48:040424:7 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н в Ленинском районе, для строительства автостоянки без ограничения вместимости в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
На основании указанного постановления между администрацией муниципального образования "Город Саратов" и Смирновой Т.А., был заключен договор аренды указанного земельного участка от 15.07.2011 N А-11-274Ф-4.
Договор аренды участка зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющейся в материалах дела Выпиской из ЕГРП от 28.01.2013 01/005/2013-3214.
Таким образом, в настоящее время арендатором земельного участка общей площадью 37 746 кв. м с кадастровым номером 64:48:040424:7 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н в Ленинском районе, является Смирнова Т.А.
Спорный земельный участок, относится к категории земель населенных пунктов, в границах муниципального образования "Город Саратов", имеет вид разрешенного использования - "для размещения автостоянки". В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 05.02.2013 N 64/201/2013-27762, кадастровая стоимость земельного участка составляет 82 581 453.72 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2 187.82 руб. /кв. м.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанного земельного участка. Согласно отчету от 17.08.2012 N 01/08-12 РБ по определению рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 64:48:040424:7), площадью 37 746 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Рижская, б/н, по состоянию на 02.06.2012 составляет 13 667 000 рублей.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца либо ответчика принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца (ответчика) именно ответчиком (истцом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В договоре аренды земельного участка N А-11_274Ф-4 от 15.07.2011 г., с учетом приложения к договору (Расчет арендной платы) годовой размер арендной платы рассчитывается исходя из 0,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде представителем третьего лица Комитета по управлению имуществом Саратовской области представлено Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012, которым утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012. Указанное Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012 официально опубликовано и вступило в законную силу.
Согласно Приложению к Распоряжению Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Рижская, б/н, с разрешенным использованием - предназначенный для размещения гаражей и автостоянок, по состоянию на 02.06.2012 составляет 82 581 453. 72 руб.
Указанная новая кадастровая стоимость была внесена ФГБУ "ФКП Росреестра" в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается имеющейся в материалах дела кадастровой выпиской о земельном участке (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 05.02.2013 N 64/201/2013-27762.
Как указывает истец, результаты кадастровой оценки, с учетом вступившего в законную силу Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012, значительно превышающей действительную стоимость земельного участка, нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенной и экономически необоснованной арендной платы за землю.
Согласно Постановлению "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" от 27 ноября 2007 г. N 412-П годовой размер арендной платы за земельные участки, " предназначенные для размещения автостоянок" установлен годовой размер арендной платы равный 0,5% кадастровой стоимости арендуемых арендных участков.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 34:35:020203:223, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Истцом, с учётом уточнения заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учёта. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Волгоградской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 01/08-12 РБ от 17.08.2012 г. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, составленный ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА".
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011, при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92).
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика. Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный в материалы дела отчет, в том числе выводы о размере рыночной стоимости земельного участка сторонами и третьими лицами не оспорен.
В представленном отчёте действительная рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 13 667 000 рублей была определена оценщиком на 02.06.2012, т.е. на дату новой государственной кадастровой оценки земель в населенных пунктах в Саратовской области на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 989-р от 28.12.2012.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка на основании представленного отчета ООО "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА".
На основании представленных доказательств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Рижская, б/н, по состоянию на 02.06.2012 года составила 13 667 000 рублей.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с толкованиями, изложенными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права Смирновой Т.А., нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только правообладателями, но и любыми иными заинтересованными лицами разъясняется также Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости (Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27.05.2011).
Таким образом, Смирнова Т.А., как арендатор спорного земельного участка, имеет право на судебную защиту путем изменения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе изучены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и они не могут быть основанием к отмене принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах, вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2013 года по делу N А57-19106/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А.Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19961/2012
Истец: ИП Смирнова татьяна Анатольевна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестр"
Третье лицо: администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа", Правительство Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ