Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 декабря 2007 г. N КА-А40/13038-07-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 г.
ООО "Сургутгазпром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения от 01.04.2005 N 59/53-01 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - налоговый орган, инспекция) недействительным в части суммы 385622998 руб., в т.ч. налогов 344369813 руб., пени 41253185 руб. как противоречащего статьям 4, 87, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Решением от 06.07.2006 Арбитражного суда г. Москвы заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части суммы налогов 177392683 руб. и соответствующих пеней.
Постановлением от 16.11.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено. В части отказа заявителю в удовлетворении требований по сумме налога на прибыль 22579535 руб. и пени в размере 5145940 руб. решение отменено. В этой части требования заявителя удовлетворены. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением от 22.02.2007 Федерального арбитражного суда Московского округа судебные акты в части признания недействительным решения инспекции от 01.04.2005 N 59/57-01 по эпизодам начисления НДС с дебиторской задолженности по соглашению от 14.01.1997 п. 6 и начисления налога на прибыль в связи с исключением расходов на содержание баз отдыха "Факел" и "Северянка" отменены и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением от 23.05.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 05.09.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части предложения уплатить НДС в сумме 10181011,15 руб. и соответствующую часть пеней. При этом суды исходили из того, что НДС с сумм, составивших дебиторскую задолженность, был обществом исчислен и уплачен в бюджет, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для повторного обложения данной суммы налогом на добавленную стоимость.
В части начисления налога на прибыль в связи с исключением расходов на содержание баз отдыха "Факел" и "Северянка" в удовлетворении требования заявителю отказано, поскольку расходы по содержанию объектов непроизводственной сферы не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в силу ограничений, установленных подп. "ж", "к" пункта 2 и пункта 4 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить судебные акты в части удовлетворения требования общества по эпизодам начисления НДС с дебиторской задолженности, ссылаясь на непредставление обществом доказательств уплаты НДС.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
От общества поступил письменный отзыв на жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представители общества возражали против отмены судебных актов по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судебными инстанциями, доказывается материалами дела (в частичности, карточками счетов 6060 (дебет), 6210 (кредит), 7632 (дебит), 6801 (кредит) - т. 5) и выявлено самой инспекцией при проведении налоговой проверки (стр. 3 решения налогового органа), спорные операции заявителя и расчеты по ним путем взаимозачетов с поставщиком (ОАО "Тюменьэнерго"), а также исчисление по этим операциям по дебету счета 68 сумм НДС к уплате в бюджет, были отражены обществом в бухгалтерском учете в 1997 г., что соответствовало его учетной политике на 1997 г. об определении выручки "по оплате".
Как указали суды обеих инстанций, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", заявителю решением комиссии МНС РФ по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом от 29.12.2000 г. N 10-4-5/294-2001 было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в размере 1.002.366.000 руб., в том числе НДС - 577.131.000 руб. Указанный размер задолженности сложился из недоимки, имеющейся по состоянию на 01.01.1998 г., 01.01.1999 г., 01.01.2000 г. (т. 5 л.д. 121-129).
Реструктуризация была предоставлена заявителю сроком на 6 лет, и в соответствии с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, решением от 26.08.2002 г. N 35 Инспекции МНС России по Сургутскому району Тюменской области задолженность ООО "Сургутгазпром" по пеням и штрафам в размере 1 453 168 869,97 руб. была списана в связи с тем, что общество в течение 2001 года перечислило всю реструктурируемую задолженность (т. 5 л.д. 129-130). Платёжные поручения о перечислении сумм задолженности и справка налоговой инспекции представлены заявителем в материалы дела (т. 6 л.д. 20-24).
Выводы судебных инстанций инспекцией не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций, удовлетворяя требование общества в обсуждаемой части, сочли подтвержденным материалами дела факт уплаты обществом спорной суммы НДС, исчисленной заявителем в связи с проведением зачета на общую сумму 339.804.192 руб.
Сам факт проведения зачетов налоговым органом не оспаривается.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводами общества и выводами суда о том, что начисление НДС на сумму дебиторской задолженности в размере 61086066,95 руб. (входит в состав суммы 339.804.192 руб.), возникшей в связи с неисполнением поставщиками в полной мере своих обязательств по поставке заявителю продукции, является по существу, попыткой повторного обложения налогом суммы, с которой уже был в 1997 г. исчислен и в 2001 г. уплачен НДС.
При изложенных выше обстоятельствах сам факт списания дебиторской задолженности в указанной сумме в 2001 г. на счет 92440001 "Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания", не является поводом для доначисления НДС к уплате.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не имеется.
В остальной части судебные акты не обжалуются и предусмотренные ст. 288 АПК РФ безусловные основания для их отмены отсутствуют.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 23.05.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 05.09.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-18717/05-4-92 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2007 г. N КА-А40/13038-07-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании