г. Самара |
|
06 марта 2013 г. |
Дело N А55-19696/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - представителя Губановой М.К. (доверенность от 01 января 2013 года),
от министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09 января 2013 года),
от третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2013 года апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 года по делу N А55-19696/2010 (судья Щетинина М.Н.), принятое по заявлению ОАО "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990), г.Самара, к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным предписания от 04 июня 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) от 04 июня 2010 года об устранении нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2011 года, оставленным без изменений постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Самаранефтегаз" было отказано.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2012 года заявление ОАО "Самаранефтегаз" о пересмотре дела по новым обстоятельствам удовлетворено, решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2011 года отменено.
Определением суда дело N А55-19696/2010 было назначено к рассмотрению после отмены судебного акта по новым обстоятельствам.
Заявитель в обоснование своих требований ссылается на незаконность предписания от 04 июня 2010 года о необходимости заключения договора аренды всех лесных участков, занимаемых линейными объектами заявителя по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметского участкового лесничества), поскольку министерством не учтено, что участки, используемые заявителем для эксплуатации линейных объектов не относятся к землям лесного фонда в границах Волжского района, а относятся к землям промышленности. В частности, заявитель указал на то, что объекты ОАО "Самаранефтегаз" расположены на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости к категории земель промышленности, на которые имеются договоры аренды, ранее заключенные заявителем. Отнесение земельных участков к землям промышленности подтверждается наличием кадастровых паспортов на них. Из положений Лесного кодекса Российской Федерации также не вытекает обязанность общества заключить договоры аренды земельного участка под пролетами воздушных линий электропередач. На указанные участки заявителем заключены договоры аренды с полномочными органами и зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией как на земли промышленности. Кроме того, заявитель указывает, что часть земельных участков находится в собственности Российской Федерации, а часть в собственности заявителя. Также заявитель ссылается на необоснованность довода министерства о необходимости оформления прав на участки лесного фонда для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников и лиан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 года предписание министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 04 июня 2010 года об устранении нарушения лесного законодательства в части требования о заключении договоров аренды на лесные участки, занимаемые линейными объектами ОАО "Самаранефтегаз" по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское лесничество) признано незаконным.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ОАО "Самаранефтегаз" о признании недействительным предписания министерства от 04 июня 2010 года в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" заключить договор аренды лесных участков (п.1 предписания) отказать, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции и их несоответствие фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Самаранефтегаз" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04 июня 2010 года министерство природопользования выдало заявителю предписание об устранении нарушения лесного законодательства на основании акта плановой проверки от 04 июня 2010 года (т.1, л.д.8-9,60-62).
Согласно указанному предписанию заявитель должен в срок до 05 сентября 2010 года заключить договор аренды на лесные участки на территории Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества, занимаемые линейным и объектами "Самаранефтегаз" путем подачи заявления в министерство природопользования в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (п.1 предписания).
Кроме того, указанным предписанием заявителю предписано провести противопожарные мероприятия на территории объектов, находящихся в лесном фонде в кварталах: 34,35,37,39,41,42,43,44,45 Дубово-Уметского участкового лесничества.
Основанием выдачи данного предписания послужил акт проверки о соблюдения лесного законодательства от 04 июня 2010 года, составленный по итогам плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению N 175 от 05 мая 2010 года с участием должностного лица заявителя - Полетаева М.С. (т.1, л.д.60-63).
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом проверки от 04 июня 2010 года следует, министерством выявлено нарушение выраженное в не заключении договоров аренды лесных участков из состава земель лесного фонда в отношении объектов, расположенных на земельных участках с кадастровым номером 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:0000000:004.
Также министерство в своем акте указало на не заключение договора аренды лесного участка из земель лесного фонда в отношении объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0000000:0004. Иные договоры министерством не рассматривались и нарушения относительно отсутствия договоров аренды лесных участков в отношении других земельных участков не выявлялись.
Земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:0004 принадлежит ОАО "Самаранефтегаз" на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи N 258/2003 от 17 ноября 2003 года зарегистрированным в установленном законом порядке и свидетельством о государственной регистрации права от 08 декабря 2003 года серия 63-АБ N 037255 (т.1, л.д.70).
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:0000000:004 используются ОАО "Самаранефтегаз" на основании договоров аренды N 321-2002/07/3114 АП-О от 09 апреля 2002 года, N 314-2009/14/09-07134-010/3224409/3807Д от 07 декабря 2009 года, N 52-2010/12/10-02534-010/3224410/1505Д от 24 мая 2010 года, заключенных с Территориальным управлением Росимущества в Самарской области, прошедших государственную регистрацию, предусмотренную ст.2,12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) (т.1, л.д.71-77,98-109, т.2, л.д.10-15).
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0004 относятся к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
На основании ст.2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Договоры аренды N 321-2002/07/3114 АП-О от 09 апреля 2002 года, N 314-2009/14/09-07134-010/3224409/3807Д от 07 декабря 2009 года, N 52-2010/12/10-02534-010/3224410/1505Д от 24 мая 2010 года, договор купли-продажи N 258/2003 от 17 ноября 2003 года зарегистрированы в установленном законом порядке и являются юридическими актами признания государством возникновения прав ОАО "Самаранефтегаз" на данные земельные участки и подтверждают правомерность отнесения указанных земельных участков к категории земель промышленности, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в силу положений ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет к определенной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Действия органов кадастрового учета по отнесению указанных земельных участков к землям промышленности в установленном порядке не признаны незаконными. Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что права аренды на спорные участки также в установленном порядке не оспорены.
Следовательно, требования министерства, указанные в оспариваемом предписании о заключении на данные земельные участки договоры аренды как на лесные участки из состава земель лесного фонда противоречит требованиям ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст.7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
Учитывая положения ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Следовательно, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям промышленности.
Материалы лесоустройства, план лесного участка определяют границы лесных участков, а не земельных участков, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к категории земель промышленности, поскольку, категория и границы земельных участков, поставленных на кадастровый учет, определяются в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 29 февраля 2012 года по делу N А55-162/2011, постановлении ФАС Поволжского округа от 27 марта 2012 года по делу N А55-23933/2010, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2012 года по делу N А55-19697/2010.
Доводы министерства о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0004 отнесены к категории лесного фонда, а не к категории земель промышленности, фактически оспаривается кадастровый учет данных земельных участков и правомерность договоров аренды, зарегистрированных в установленном законом порядке, являются несостоятельными.
Оспаривание правомерности кадастрового учета земельных участков, зарегистрированного права, а также правомерности заключения договоров аренды возможно на основании соответствующих заявлений в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания, в связи с чем данные доводы министерства не могут быть предметом рассмотрения в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания от 04 июня 2010 года.
Учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 года N 16576/11 по вышеуказанным обстоятельствам, а также наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0004 к категории земель промышленности, зарегистрированных в установленном законом порядке договоров аренды на земельные участки, доводы министерства об отнесении данных земельных участков к категории земель лесного фонда являются необоснованными и противоречат требованиям ст.7, 67. 69 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.2 Федерального закона N 122-ФЗ.
Предписанием от 04 июня 2010 года нарушены права и законные интересы ОАО "Самаранефтегаз" в связи с обязанием заключить второй договор аренды на каждый земельный участок, на котором расположен объект общества, только как отнесенный к категории земель лесного фонда.
Правомерность доводов министерства о необходимости оформления прав на участки лесного фонда для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников и лиан не нашло своего подтверждения в материалах дела.
В силу ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с положениями части 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи предписания), устанавливающими, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков.
Аналогичные положения предусмотрены в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 июня 2007 года N 417, Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 05 февраля 2010 года N 28 (действовавших в период выдачи предписания).
Министерством не представлено доказательств, что заявитель на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев, лиан, кустарников.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом заявителя, которые подтверждены материалами дела, о том, что земельные участки, занимаемые линейными объектами ОАО "Самаранефтегаз" по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество) поставлены на кадастровый учет как земли промышленности.
Земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, отнесенный к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Кроме того, в силу п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч.4 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, даже в случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи министерством ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Полномочия министерства лесного хозяйства в области лесных отношений определены положениями статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанная норма не предусматривает право государственного органа в административном порядке, минуя гражданско-правовую процедуру, обязывать хозяйствующие субъекты к заключению договоров. В связи с изложенным у министерства отсутствуют полномочия по понуждению к заключению договора аренды лесного участка путем выдачи предписания. Ссылки на закон, предусматривающий обязанность ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды на лесные земельные участки в предписании не содержится, а указаны лишь общие нормы регистрации права на лесные участки. Более того, наличие у хозяйствующего субъекта обязанности по совершению каких-либо гражданско-правовых действий не обуславливает право контролирующих органов своими предписаниями подменять судебные органы путем выдачи административных документов.
Административный ненормативный акт, каким является предписание, в силу своей властно-распорядительной природы, не может регулировать гражданско-правовые отношения сторон, основанные на свободе договора.
Таким образом, требование предписания об обязании ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды лесных участков противоречит ст.421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.21, 43, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Добровольность заключения договора аренды также подтверждается Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 года N 319, которым предусмотрена подача заявления с приложением необходимых документов заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицом в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 года по делу N А55-19967/2010.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель обоснованно обратился в арбитражный суд с настоящим требованием в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое предписание не соответствует положениям ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о проведении лесоустройства на участках, на которых располагаются объекты ОАО "Самаранефтегаз", как на землях лесного фонда не могут быть приняты, поскольку противоречат сведениям государственного кадастра недвижимости, которые министерством или иным лицом не были оспорены. В этой связи ссылки министерства на лесоустроительную документацию несостоятельны.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 25 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 года по делу N А55-19696/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19696/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1541/13
25.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19696/10
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19696/10
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
12.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16919/11
25.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6855/11
22.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2654/11
02.02.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19696/10