Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/12489-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 г.
Открытое акционерное общество "Варьеганнефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившихся в отказе в проведении перерасчёта и возврате Обществу излишне уплаченных сумм пени в размере 424.593 руб. 04 коп., об обязании осуществить перерасчёт пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и возвратить излишне уплаченные пени в сумме 424.593 руб. 04 коп.
Решением от 28.06.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 25.09.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченной пени в размере 424.593 руб. 04 коп. Инспекция обязана в установленном Налоговом кодекса РФ порядке возвратить Обществу излишне уплаченные пени в сумме 424.593 руб. 04 коп. В удовлетворении остальных требований отказано. При вынесении судебных актов суды исходили из того, что налоговым законодательством не установлены сроки уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, соответственно отсутствуют основания для начисления пени.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган частично не согласился с вынесенными судебными актами. При этом Инспекция ссылается на то, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы подлежат уплате юридическими лицами в соответствии с п. 17 Инструкции Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчётным. Также указывает на то, что спорная сумма пени начислена за период после вынесения признанного недействительным решения и предметом рассмотрения суда не являлась.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как установлено судами при рассмотрении дела по существу, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2004 N Ф04/2193-274/А75-2004 решение от 21.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского АО по делу А75-2040-А/03 об отказе в удовлетворении требований ОАО "Варьеганнефть" в части признания недействительным решения от 20.06.2003 N 2/03 Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому АО в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 2180460 руб. за неуплату сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2002 год и начисления сумм пени в размере 2436228 руб. 64 коп. по отчислениям воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2002 год отменены. В данной части принято новое решение, требования ОАО "Варьеганнефть" в указанной части удовлетворены.
Общество уплатило пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 1705360 руб. 05 коп., начисленные согласно решению от 20.06.2003 N 2/03, и пени за несвоевременную уплату платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 736450 руб. 54 коп., начисленные налоговым органом с момента вынесения решения от 20.06.2003 N 2/03 за период с 21.06.2003 до момента оплаты отчислений 30.12.2003.
Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому АО осуществлён возврат уплаченной налогоплательщиком пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 1705360 руб. 05 коп. и часть пени за несвоевременную уплату платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 311857 руб. 50 коп.
Налогоплательщик обратился в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, в которой состоит на учёте с 28.04.2006, с заявлением о перерасчёте пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и возврате излишне уплаченной пени в размере 424593 руб. 04 коп.
Письмом от 26.03.2007 N 52-17-11/05908 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 отказала в возврате излишне уплаченной пени в размере 424593 руб. 04 коп., при этом инспекция мотивировала отказ тем, что по результатам налоговой проверки в 2003 году выявлена сумма налога (7631610 руб.) подлежащая уплате по сроку до 20.06.2003. Обязанность по уплате налога была исполнена 30.12.2003, пеня в сумме 424593 руб. 04 коп. за период с 21.06.2003 по 30.12.2003 начислена правомерно в соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ и не считается излишне уплаченной.
Доводы налогового органа о том, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы подлежат уплате юридическими лицами в соответствии с п. 17 Инструкции Госналогслужбы России N 44 от 31.12.1996 ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчётным, не принимаются судом кассационной инстанции.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 1 января 2002 года, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы признавались федеральным налогом.
В соответствии со статьями 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" от 08.08.2001 N 126-ФЗ этот федеральный налог был отменен с 1 января 2002 года. Следовательно, к моменту вынесения решения Инструкция Госналогслужбы России N 44 фактически утратила силу в связи с отменой федерального налога, порядок исчисления и уплаты которого она определяла.
Согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 2 Кодекса регулирует отношения по взиманию налогов и сборов, состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 4 Кодекса установлено, что федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно статье 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории России и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 указанного Закона, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано: "Пункт 1 статьи 1 Кодекса устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 Кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах".
Преамбулой Инструкции Госналогслужбы России N 44 определено, что она была издана на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1, Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", Федерального закона от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
Инспекция ссылается на то, что в соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, согласно Федеральному закону "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, предусмотренные подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 названного Закона налоги, служащие источником образования дорожных фондов, включая налог на пользователей автомобильных дорог, подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены и (или) установления частью второй Налогового кодекса Российской Федерации иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений. Требование же об установлении непосредственно в самом налоговом законе всех элементов налогообложения, перечисленных в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ранее не упоминавшихся в утративших силу положениях Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 1 января 1999 года.
При этом Инспекция ссылается на то, что согласно подп. "а" п. 17 Инструкции Госналогслужбы России N 44 отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы подлежат уплате юридическими лицами ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчётным.
Между тем, настоящая Инструкция принята на основании постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597, которое утратило силу с 01.01.2002.
На момент принятия Инспекцией решения от 20.06.2003, которым налогоплательщика обязали уплатить пени за несвоевременную уплату платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налоговый орган был не вправе применять Инструкцию N 44, изданную на основании утратившего силу постановления Правительства РФ N 597, которым Госналогслужба РФ была уполномочена на утверждение данной Инструкции и Закон Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального законодательства не установлено.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 284, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 28.06.2007 по делу N А40-21693/07-140-132 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 25.09.2007 N 09АП-12071/2007АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2007 г. N КА-А40/12489-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании