г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2013 г. |
Дело N А56-79358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Беляева Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Тарасов А.В. - доверенность от 25.12.2012
от ответчика (должника): предст. Данилова Л.А. - доверенность N 02-004421/12-0-0 от 29.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7122/2013) ООО "Миларин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2013 по делу N А56-79358/2012 (судья Гранова Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Миларин" (ОГРН 1037811051101; место нахождения: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Свободы, д. 63, литер А) (далее - ООО "Миларин", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет, административный орган) от 18.10.2012 N 005-2012/П-432-1151 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 01.03.2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Миларин" просит решение суда от 01.03.2013 отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и без учетам фактических обстоятельств дела и арбитражной практики. Податель жалобы ссылается на то, что общество в нарушение требований части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" было уведомлено о проведении проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала (уведомление получено 12.09.2012, проверка начата 17.09.2012), что является грубым нарушением порядка организации и проведения проверок. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что паспорта на отходы, образующиеся в том числе в результате деятельности ООО "Миларин", имеются у ООО "БИНОС", у которого общество арендует земельный участок и производственные площади. Таким, образом по мнению подателя жалобы, ООО "Миларин" через ООО "БИНОС" фактически соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования в области обращения с отходами производства и потребления.
В судебном заседании представитель ООО "Миларин" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда от 01.03.2013 оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.08.2012 N 005-2012/Р1-432 Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в период с 17.09.2012 по 11.10.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Миларин" требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки административным органом выявлены и отражены в акте проверки от 11.10.2012 N 005-2012/Акп-432 следующие нарушения:
- обществом не составлены и не утверждены в установленном порядке паспорта опасных отходов на отходы 2-4 класса опасности, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности общества, что является нарушением пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации отходов";
- в нарушение пункта 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 N 50, обществом ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями (пункт 4 Порядка), в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившего нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не представлялось.
По факту выявленного правонарушения 11.10.2012 уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении общества составлен протокол N 005-2012/Па-432 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 18.10.2012 N 005-2012/П-432-1151 ООО "Миларин" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения и не установил нарушения процедуры проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции от 01.03.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства
При этом Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона N 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
Как установлено в ходе проверки и не оспаривается обществом, в процессе деятельности общества образуются отходы II - IV классов опасности (масла трансмиссионные отработанные: код 54100206023, остатки дизельного топлива: код 54101100023, масла гидравлические отработанные не содержащие галогены: код 5410021302033, опилки древесные, загрязненные минеральными маслами: код 1713020101034 и т.д.), а следовательно именно на общество в силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ возложена обязанность по паспортизации опасных отходов.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается обществом, в нарушение требований статьи 14 Закона N 89-ФЗ паспорта опасных отходов на образующиеся в процессе хозяйственной деятельности общества отходы ООО "Миларин" не составлены и не утверждены в установленном порядке. Наличие паспортов опасных отходов у арендодателя земельного участка и производственных площадей (ООО "БИНОС") не освобождает общество, в процессе деятельности которого образуются отходы, от составления и утверждения в установленном порядке паспортов опасных отходов, которые образуются в результате его собственной производственной деятельности. Кроме того, обществом не были представлены в ходе проверки и в материалы дела паспорта опасных отходов ООО "БИНОС".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
В силу пункта 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разработаны обществом и утверждены 17.02.2009 (регистрационный номер 17-02-474-0-08/42) сроком на 5 лет (л.д.25-27). Однако в нарушение пункта 11 Порядка обществом ежегодное подтверждение неизменности производственных процессов и сырья в виде технического отчета в уполномоченный орган не представлялось. Указанное обстоятельство обществом не отрицалось (доказательства представления ежегодных технических отчетов в материалы дела не представлены).
Нарушение обществом требований законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, правомерно квалифицировано Комитетом по статье 8.2 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Судом также не установлено нарушения Комитетом порядка привлечения общества к административной ответственности, в том числе требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка ООО "Миларин" проведена на основании распоряжения заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.25012 N 005-2012/Р1-432. Указанное распоряжение было передано обществу посредством факсимильной связи 12.09.2012 (данное обстоятельство обществом не оспаривается). Как указано в акте проверки от 11.10.2012 N 005-2012/Акп-432 проверка проводилась с 17.09.2012 по 11.10.2012. Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, ООО "Миларин" было уведомлено о проведении плановой проверки в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Закона N 294-ФЗ. При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, предоставленный заявителю промежуток времени с 12.09.2012 по 17.09.2012 позволял обществу подготовиться к проведению проверки и направить для ее проведения уполномоченных лиц.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2012 N 005-2012/П-432-1151.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда от 01.03.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 марта 2013 года по делу N А56-79358/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миларин" - без удовлетворения.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79358/2012
Истец: ООО "МИЛАРИН"
Ответчик: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7834/13
04.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7834/13
20.05.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7122/13
01.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-79358/12