г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2013 г. |
Дело N А56-38244/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Федюшев А.А. по доверенности от 28.06.2012
от ответчика (должника): Дмитриева О.Ю. по доверенности от 09.01.2013 N 19-20-03/00045, Левшин Д.В. по доверенности от 10.01.2013 N 19-10-03/00091
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7075/2013) МИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2013 по делу N А56-38244/2012 (судья В.В. Захаров), принятое
по заявлению ООО "Факел"
к МИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Факел" (ОГРН 1099847001132; 198188, Санкт-Петербург, ул.Зайцева, д.26, лит А, пом.5Н; далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившиеся в непринятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), представленной обществом с ограниченной ответственностью "Факел" за 3-й квартал 2011 года; а также бездействия Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не проведении камеральной проверки декларации по НДС, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Факел" за 3-й квартал 2011 года и не возврате налоговых вычетов за 3-й квартал 2011 г. в размере 98 775 950 руб.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2013 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, суд первой инстанции признавая незаконными действие и бездействие Инспекции, не принял во внимание выводы эксперта о подписании декларации по НДС представленной ООО "Факел" за 3-й квартал 2011 года не уполномоченным на то лицом, что исключает принятие декларации к проверке и как следствие принятие по результатам проверки решения. Так же налоговый орган полагает, что Обществом не подтверждено право на налоговый вычет по НДС в заявленном им в декларации размере.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.10.2011 ООО "Факел" представило в Межрайонную ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по НДС за 3-й квартал 2011 года.
Уведомлением N 7347 от 17.01.2012 Обществу было отказано в принятии декларации со ссылкой на основания, предусмотренные п. 133 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н. По мнению налогового органа, декларация подписана неустановленным лицом, а не генеральным директором налогоплательщика Воздвиженской Н.Ю., поскольку в соответствии с заключением эксперта N 001-12 (без даты) подписи Воздвиженской Н.Ю. на налоговой декларации по НДС за 3-й квартал 2011 года выполнены не самой Воздвиженской Н.Ю., а иным лицом.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований для не принятия поданной Обществом декларации по НДС за 3-й квартал 2011 года и не проведения по ней проверки с принятиям по ее итогам решения.
Апелляционный суд, изучил материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Положения главы 21 НК РФ, в том числе статей 165 и 176, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС.
Согласно утвержденному порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В данном случае судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом факт поступления 20.10.2011 в Межрайонную ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу налоговой декларации ООО "Факел" по НДС за 3-й квартал 2011 года.
23.12.2011 налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля произвела опрос руководителя Общества - Воздвиженской Н.Ю. в рамках которого директор подтвердила свою причастность к финансово-хозяйственной деятельности ООО "Факел", а также указала на то, что декларации поступившая в Инспекцию 20.10.2011 по НДС за 3-й квартал 2011 года подписана ею лично.
По результатам опроса и отбора образцов почерка налоговым органом 29.12.2011 была назначена почерковедческая экспертиза подписи руководителя ООО "Факел", выполненной на декларации по НДС за 3-й квартал 2011 года.
Согласно заключению эксперта N 001-12 от 12.01.2012 подписи Воздвиженской Н.Ю. на налоговой декларации по НДС за 3-й квартал 2011 года выполнены не самой Воздвиженской Н.Ю., а иным лицом.
Указанные мероприятия налогового контроля произведены на основании статей 90, 95 НК Российской Федерации, то есть в рамках проверки.
При этом, инспекцией камеральная проверка окончена не была.
Уведомлением N 7347 от 17.01.2012 Обществу было отказано в принятии декларации со ссылкой на основания, предусмотренные п. 133 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н.
Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Регламент).
Согласно пунктам 128, 129 и 132 Регламента (действующего в спорный период) налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Должностные лица налогового органа, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов), обязаны: 1) проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика; 2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату); 3) зарегистрировать налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности" (приложение N 12 к названному Регламенту); 4) по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
В силу пункта 133 Регламента налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя), в том числе:
- при отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы (подпункт 2);
- при представлении налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке (подпункт 3);
- при отсутствии в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати (подпункт 4).
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 Регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме в случае, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом (пункт 134).
Из материалов дела видно, что декларация за 3 квартал 2011 года принята должностным лицом инспекции. (уведомление N 7347 от 17.01.2012 содержит указание на дату приема декларации).
Декларация принята к проверке в соответствии со статьей 88 НК РФ.
Положения регламента, в том числе пунктов 128 - 133 не предусматривают приема декларации с отсутствующими подписями. Указанное обстоятельство в соответствии с регламентом устанавливается непосредственно при приеме (лично) и декларация либо не принимается с уведомлением налогоплательщика о необходимости внесения изменений, либо принимается с проставлением штампа "Требует уточнения".
20.10.2011 декларация Общества за 3 квартал 2011 года была принята. Штамп "Требует уточнения" на декларации не проставлен.
Фактически декларация была принята к камеральной проверке и совершены мероприятия налогового контроля в целях установления правомерности заявления о налоговых вычетах.
Отказ в приеме документа (декларации) после начала камеральной проверки и по истечении срока для проведения камеральной проверки не предусмотрен Административным регламентом.
Направив Обществу уведомление N 7347 от 17.01.2012 об отказе в приеме декларации (срок окончания налоговой проверки 20.01.2012), Инспекция фактически возвратила налоговую декларацию, уже принятую к камеральной налоговой проверке, что является нарушением положений Регламента и статьи 88 НК РФ.
Ни Административным регламентом, ни Налоговым кодексом РФ не предусмотрено в качестве основания прекращения камеральной проверки отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), поскольку данное обстоятельство устанавливается исключительно при приеме декларации.
Кроме того следует отметить, что в ходе опроса 23.12.2011 Воздвиженская Н.Ю. подтвердила не только свою причастность к финансово-хозяйственной деятельности ООО "Факел", а также факт подписания декларации поступившей в Инспекцию 20.10.2011 по НДС за 3-й квартал 2011 года - лично.
Учитывая данные показания Воздвиженской Н.Ю. выводы, изложенные в экспертном заключении, не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах следует признать, что в соответствии с требованиями ст. 176 НК РФ Обществом соблюдена процедура предоставления декларации по НДС за 3 квартал 2011 года в связи с чем, у налогового органа отсутствовали правовые основания для возвращения декларации без проведения проверки.
Следует так же отметить, что возвратив декларацию налогоплательщика по сроку окончания проверки, инспекция в нарушение положений ст. 88 НК РФ в течение 3-х месяцев не проводила мероприятий налогового контроля в отношении заявленных Обществом сумм налоговых вычетов, а только спустя 2 месяца с момента начала камеральной проверки осуществила назначение почерковедческой экспертизы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела наличие незаконного действия налогового органа, выразившегося в непринятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), представленной обществом с ограниченной ответственностью "Факел" за 3-й квартал 2011 года; а также бездействия Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не проведении камеральной проверки декларации по НДС, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Факел" за 3-й квартал 2011 года, требования Общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы подателя жалобы, а также Общества, в отношении заявленных в налоговой декларации за 3-й квартал 2011 года налоговых вычетов по НДС в размере 98 775 950 руб. в настоящем споре не имеют правового значения, и не подлежат оценке судом в рамках настоящего дела, поскольку Обществом материальное требование в виде обязания налогового органа возместить НДС в заявленном размере на расчетный счет не заявлялось, в связи с чем правомерность применения налоговых вычетов по НДС не входит в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов (часть 4 статьи 200 АПК Российской Федерации; пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2013 по делу N А56-38244/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38244/2012
Истец: ООО "Факел"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6096/13
20.05.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7075/13
08.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-38244/12