г. Челябинск |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А47-14342/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Ершовой С.Д., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2013 по делу N А47-14342/2012 (судья Миллер И.Э.)
Муниципальное образование Тоцкого района в лице Администрации Тоцкого района, с. Тоцкое Оренбургская область (ОГРН 1025603215835) (далее - истец, Администрация МО Тоцкого района) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, г. Оренбург (ОГРН 1035605503042) (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 2 590 219 руб. 18 коп., связанных с исполнением судебных постановлений о взыскании расходов, понесенных врачами, провизорами, средним медицинским и фармацевтическим персоналом бюджетных учреждений, финансируемых из средств районного бюджета, работающим и проживающим в сельской местности на территории Тоцкого района (с учетом уточнений - т.1, л.д. 8-14, т.6, л.д.134).
Определением суда первой инстанции от 06.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные споры относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Тоцкая центральная районная больница", с. Тоцкое, Тоцкий район, Оренбургская область (далее - Минфин Оренбургской области, МБУЗ "Тоцкая ЦРБ", третьи лица) (т.6, л.д. 114-116).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.02.2013 (резолютивная часть от 19.02.2013) исковые требования Администрации МО Тоцкого района удовлетворены в полном объёме (т.12, л.д. 89-101).
В апелляционной жалобе Минфин России просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в иске отказать (т.12. л.д. 104-108).
В обоснование доводов апелляционной жалобы Минфин России ссылалось на неправильное применение судом первой инстанции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 22.06.2006 N 23). Кроме, того судом не должным образом применены пункты 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения Совета депутатов муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, которыми устанавливались меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в Тоцком районе.
Совокупность элементов, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности на Минфин России не доказана. Законодательство не предусматривает ответственности Минфин России по данной категории дел. Меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности на территории Тоцкого района Оренбургской области, являются расходными обязательствами муниципального обязательства Тоцкий район Оренбургской области. Поскольку на момент вступления в законную силу ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ МБУЗ "Тоцкая ЦРБ" находилась в ведении МО Тоцкий район, полностью финансировалось из местного бюджета, следовательно, с 01.01.2005 обязанность по социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников учреждения перешла к Администрации МО Тоцкий район.
Поскольку выплаты медицинским работникам компенсаций коммунальных услуг в 2009 - 2011 в бюджете муниципального образования выделялись, решениями Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области определялись меры социальной поддержки лицам, имеющим право на льготу, устанавливались предельные размеры ежемесячной компенсации, компенсация оплаты за наем жилого помещения, отопление и освещение предоставляется за счет средств местного бюджета.
Восполнение недостатка денежных средств на вышеуказанные цели должно решаться муниципальным образованием в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации через регулирование в форме затребования необходимых бюджетных инвестиций, платежей из бюджета Оренбургской области в форме субвенций и субсидий.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Тоцкого района Оренбургской области N 368 2005 г., N 133 от 16.02.2007 г. утверждены Положения о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг квалифицированным работникам муниципальных учреждений здравоохранения и образования, работающих и проживающих в сельской местности муниципального образования Тоцкий район, определена мера социальной поддержки лицам, имеющим право на льготу в виде частичной компенсации оплаты за наем жилого помещения и коммунальные услуги в форме ежемесячной компенсации, определен предельный размер ежемесячной компенсации (т.1, л.д.18-23).
Финансирование расходов, предусмотренных данным постановлением, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Решениями судов общей юрисдикции, вынесенными в период с мая 2011 года по февраль 2012 года, вступившими в законную силу, с истца в пользу физических лиц-работников муниципальных учреждений здравоохранения, взыскано всего 2 590 219 руб. 18 коп., в счет полной компенсации расходов физических лиц по оплате за освещение и отопление за различные периоды времени, начиная с 01 января 2005 года (т.2 л.д.5-107, т.3 л.д.1-148, т.4 л.д.1-155, т.5 л.д. 1-155, т.6 л.д.3-83, т.10 л.д. 1- 125, т.11 л.д.1-98, т.12 л.д.1-85).
Исполняя решения судов, истец произвел соответствующие перечисления денежных средств взыскателям, в подтверждение чего в материалы дела представлены платежные поручения с отметкой об оплате (т.1 л.д. 66-112, т.2 л.д.160-169, т.7 л.д.3-153, т.8 л.д.18-57).
Ссылаясь на оплату расходов в отношении коммунальных услуг медицинским работникам и невозмещение расходов муниципального образования, связанных с исполнением данного обязательства, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением. В качестве правового обоснования заявленных требований указал статьи 15, 16, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", статью 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции исходил из того, что факт несения истцом за счёт собственных средств расходов в связи с исполнением судебных актов по компенсации предоставления льгот медицинским работникам в сумме 2 590 219 руб. 18 коп. подтверждён материалами дела. Поскольку финансовое обеспечение предоставления льготы является расходным обязательством Российской Федерации и должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета, доказательства выделения истцу из федерального бюджета денежных средств для надлежащего исполнения муниципальным образованием ранее установленных федеральным законодательством расходных обязательств в материалы дела не представлены, исковые требования признаны судом обоснованными подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере.
Выводы суда являются правильными, основаны на представленных сторонами доказательствах и требованиях действующего законодательства.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 50 статьи 35 Закона N 122-ФЗ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6, в силу которых меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ)
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 01.03.2007 N 129-О-П), закрепленное в части 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 18 указанного постановления возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (пункт 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается и судом правильно установлено, что факт несения истцом за счёт собственных средств расходов в связи с исполнением судебных актов по компенсации предоставления в период с 01.01.2005 льгот медицинским работникам в сумме 2 590 219 руб. 18 коп. подтверждён материалами дела (решения судов, исполнительные листы, платёжные документы).
Доказательства выделения истцу из федерального бюджета денежных средств, достаточных для надлежащего исполнения муниципальным образованием ранее установленных федеральным законодательством расходных обязательств, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Таким образом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16.12.1997 N 20-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 9-П, определениях от 01.03.2007 N 129-О-П, от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 01.12.2005 N 521-О, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности по компенсации убытков истца на Российскую Федерацию.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения ответственности на Минфин РФ судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий фактическим обстоятельствам дела действующему законодательству.
Утверждение ответчика о том, что совокупность элементов необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности на Минфин РФ не доказана, подлежит отклонению.
Российская Федерация, установив законодательно льготы медицинским работникам, проживающим в сельской местности, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот. Указанная обязанность обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При этом, специальное обращение муниципального образования в Российскую Федерацию за выделением денежных средств на реализацию мер социальной поддержки не требуется.
Учитывая, что меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности, предусмотрены федеральным законодательством и Российской Федерацией в лице Минфина России не выделены денежные средства на реализацию таких мер, суд первой инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что расходы на предоставление вышеуказанных льгот относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, данные убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на неправильное применение судом первой инстанции законодательства российской Федерации апелляционной коллегией не принимается во внимание, поскольку являются несостоятельными и не подтверждёнными соответствующими доказательствами. Суд первой инстанции правильно оценил все имеющие значение для правильного разрешения указанного заявления обстоятельства и вынес законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2013 по делу N А47-14342/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14342/2012
Истец: Администрация муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, МО Тоцкого района в лице Администрации Тоцкого района, Муниципальное образование Тоцкого района в лице Администрации Тоцкого района , с. Тоцкое Оренбургская область
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, Управление Федерального казначейства по Оренбургской области
Третье лицо: МБУЗ "Тоцкая центральная районная больница", Министерство финансов Оренбургской области, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Тоцкая центральная районная больница"