г. Хабаровск |
|
24 мая 2013 г. |
А73-13079/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Спец-торг": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: Оглоблин М.Г., представитель по доверенности от 30.04.2013 N 04-37/48;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 07.03.2013
по делу N А73-13079/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леонова Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спец-торг" (ИНН 2721155830, ОГРН 1082721000372)
к Хабаровская таможне (ОГРН 1022701131826; ИНН 2722009856)
о признании незаконным решения от 23.05.2012 N 13-22/6331 об отказе в возврате денежных средств в части денежных средств в сумме 1 004 655,61 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спец-торг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с требованием которого просило признать незаконным решение Хабаровской таможни, оформленное письмом от 23.05.2012 N 13-22/6331 об отказе в возврате денежных средств в сумме 2 624 184 руб. 73 коп., излишне уплаченных по ГТД N, N 10703052/110810/0001308, 10703052/120810/0001333, 10703052/270810/0001469, 10703052/271010/0001899, 10703052/251110/0002079, 10703052/231210/0002271, 10703052/211210/0002249, 10703052/180810/0001378, 10703052/290910/0001721, 10703052/281010/0001908, 10703052/250211/0000365, 10703052/171110/0002025, 10703052/260810/0001456, 10703052/201010/0001854, 10703052/171110/0002261,10703052/030311/0000414.
Определением суда от 27.09.2012 по делу N А73-9641/2012 требования ООО "Спец-торг" о признании незаконным отказа Хабаровской таможни в возврате излишне уплаченных денежных средств, оформленного письмом от 23.05.2012 N 13-22/6331, в части сумм:
1 004 655,61 руб. по ГТД N , N 10703052/281010/0001908, 10703052/290910/0001721,10703052/201010/0001854,10703052/271010/0001899;
346 006,66 руб. по ГТД N ,N 10703052/171110/0002025, 10703052/251110/0002079;
676 204,99 руб. по ГТД N , N 10703052/260810/0001456, 10703052/270810/0001469, 10703052/110810/0001308, 10703052/120810/0001333, 10703052/180810/0001378;
236 351,48 руб. по ГТД N , N 107035/211210/0002249, 10703052/221210/0002261, 10703052/231210/0002271, выделены в отдельное производство.
Делу по выделенным требованиям о признании незаконным решения от 23.05.2012 N 13-22/6331, об отказе в возврате денежных средств в части суммы 1 004 655,61 руб. по ГТД N, N 10703052/281010/0001908 (далее - 1908), 10703052/290910/0001721 (далее - 1721), 10703052/201010/0001854 (далее -1854), 10703052/271010/0001899 (далее -1899) присвоен номер А73-13079/2012.
Решением суда от 07.03.2013 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, также на неполное выяснение всех фактических обстоятельств по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, дополнительно сославшись на невозможность произведения возврата, суммы НДС, поскольку фактически он возвращен декларанту, что подтверждается, по мнению, таможни, письмом ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска от 06.03.2012.
Общество в отзыве на жалобу отклонило позицию заявителя, считает решение суда законным и обоснованным, участие в судебном разбирательстве во второй инстанции не принимало.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя таможенного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между ООО "Спец-торг" (покупатель) и SUIFENHE RONGXIANG ECONOMIC AND TRADE., LTD (продавец) 28.01.2010 заключен контракт N 07-08 на поставку различных товаров общей стоимостью 1 000 000 долларов США, в рамках исполнения которого общество ввезло на территорию Российской Федерации товары различного назначения и наименования, в том числе пряжа хлопчатобумажная, строительные материалы, сантехнические изделия и др., оформленным по ГТД N N 1721; 1854; 1899; 1908.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных по указанным ГТД, определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа приняты решения о проведения дополнительной проверки, в том числе: от 30.09.2010 по ГТД N 1721; от 20.10.2010 по ГТД N 1854; от 28.10.2010 по ГТД N 1899; от 29.10.2010 по ГТД N 1908.
В соответствии с названными решениями обществу предложено представить дополнительные документы: заверенные копии дилерских и иных соглашений между продавцом и покупателем, заверенные копии действующих положений, дополнений, изменений, спецификаций к представленному контракту, банковские платежные документы; перевод китайских печатей в контракте, инвойсе, отгрузочной спецификации, договор перевозки до места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, счета-фактуры на оплату транспортных расходов и всех дополнительных расходов и др.
В ответ на запрос таможенного органа общество письмами сообщило, что документы, указанные в решении о проведении дополнительной проверки представить не имеет возможности в связи с их отсутствием.
По результатам анализа представленных документов, таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров в том числе: решение от 30.09.2010 по ГТД N 1899; решение от 29.10.2010 по ГТД N 1908; решение от 30.09.2010 по ГТД N 1721; решение от 20.10.2010 по ГТДN 1854.
Декларанту предложено определить таможенную стоимость в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, исходя из предложенной таможенным органом информации по резервному методу.
Согласившись определить таможенную стоимость товаров другим методом, декларант самостоятельно заполнил декларацию таможенной стоимости по форме ДТС-2, определив таможенную стоимость по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, которая была принята таможенным органом путем проставления в декларациях таможенной стоимости формы ДТС-2 отметки "ТС принята" от 20.10.2010 по ГТД N 1854, от 30.09.2010 по ГТД N 1721, от 29.10.2010 по ГТД 1908, от 28.10.2010 по ГТД N 1899.
В связи с корректировкой таможенной стоимости, сумма подлежащих уплате таможенных платежей была увеличена на 1 004 655,61 руб., в том числе: на 503 605 руб. 22 коп. по ГТД N 1721; на 44 169 руб. 01 коп. по ГТД N 1854; на 372 637 руб. 52 коп., по ГТД и N 1899; на 84 243 руб. 86 коп., излишне уплаченных по ГТД N 1908.
Названная сумма была уплачена обществом за счет авансовых платежей, находящихся на лицевом счете общества в таможенном органе.
Полагая, что основания для корректировки таможенной стоимости отсутствовали, общество 22.05.2012 обратилась в таможню с заявлением о возврате дополнительно начисленных таможенных платежей, в том числе уплаченных по ГТД N 1721, ГТД N 1854, ГТД N 1899, ГТД N 1908.
Письмом от 23.05.2012 N 12-22/6331 таможня возвратила заявление общества без рассмотрения, указав на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Расценив названное письмо как решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество, обратилось с настоящим заявлением в суд, который удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из следующего.
Согласно пунктов 1 и 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), вступившему в силу с 06.07.2010 (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
Пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) установлено, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из перечисленных в этой норме условий.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6-10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2-5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Пунктом 3 статьи 2 Соглашения и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определённости и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определённым характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном случае, основанием для принятия решений о корректировки таможенной стоимости товаров по спорным ГТД послужили выводы таможенного органа о непредставлении обществом документов по перевозке декларируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из материалов дела и заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей следует, что факт излишней уплаты подлежащих возврату таможенных платежей общество обосновывает незаконной корректировкой таможенной стоимости, а также необоснованным принятием таможенным органом откорректированной таможенной стоимости.
В свою очередь, таможенный орган указывает, что обществом не представлено документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства таможенным органом представлены следующие решения Хабаровской таможни:
- решение от 12.02.2013 N 10703000/120212/13 об отмене решения Хабаровского таможенного поста от 21.10.2010 о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 1854;
- решение от 12.02.2013 N 10703000/120213/12 об отмене решения Хабаровского таможенного поста от 30.09.2010 о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных по ГТД N 1721;
- решение от 08.02.2013 N 10703000/08213/11 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Хабаровского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ГТДN 1908;
- решение от 08.02.2013 N 10703000/08213/10 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Хабаровского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ГТДN 1899.
Таким образом, Хабаровской таможней признана незаконность решений Хабаровского таможенного поста, послуживших основанием для доначисления обществу таможенных платежей.
В силу части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном настоящей статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу (часть 5 статьи 70 АПК РФ)
Арбитражный суд принимает в качестве признания таможенным органом обстоятельств, связанных с несоответствием закону решений о корректировке и о принятии таможенной стоимости товаров по спорным ГТД. Следовательно, данные обстоятельства не проверяются судом в ходе производства по делу.
Поскольку незаконность корректировки таможенной стоимости, а также незаконность решений о принятии таможенной стоимости товаров по спорным ГТД признана ответчиком, то дополнительно начисленные в результате корректировки таможенной стоимости товаров таможенные платежи по спорным ГТД в сумме 1 004 655,61 руб. являются излишне уплаченными.
Следовательно, у таможенного органа не имелось оснований для отказа в возврате обществу этих платежей.
Довод таможенного органа о непредставлении обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты, судом отклоняется по вышеизложенным основаниям.
При этом ссылку о том, что решения в порядке ведомственного контроля были вынесены Хабаровской таможней после обращения общества с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и после обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, арбитражный суд считает несостоятельной, поскольку принимая решения об отмене в порядке ведомственного контроля, таможенный орган признал незаконность решений о корректировки и принятия таможенной стоимости на момент их принятия.
Следовательно, эти решения не могли послужить основанием для доначисления обществу таможенных платежей. Иных решений о корректировке таможенной стоимости по спорным декларациям таможенным органом не принималось.
Довод таможенного органа о том, что сумма НДС, уплаченная декларантом в составе таможенных платежей, уже возмещена обществу налоговым органом в соответствии с требованиями налогового законодательства, уже была предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и обосновано им отклонена.
Права и обязанности общества, возникающие при возврате ему таможней НДС, излишне начисленного и уплаченного в составе таможенных платежей, регулируются нормами налогового законодательства, в том числе положениями статьи 81 НК РФ о представлении уточнённой налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Данное обстоятельство само по себе не может служить препятствием для разрешения вопросов о правомерности произведённой таможенным органом корректировки таможенной стоимости товаров и обоснованности подачи в связи с этим обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Учитывая изложенное, решение таможни, оформленное письмом решения от 23.05.2012 N 13-22/6331, об отказе в возврате денежных средств в части суммы 1 004 655,61 руб. по ГТД N, N 1908, 1721, 1854, 1899, обосновано признано судом первой инстанции незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
В целях восстановления нарушенных прав декларанта в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал таможню совершить действия, входящие в ее компетенцию, определенную судом.
Следовательно, процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.03.2013 по делу N А73-13079/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13079/2012
Истец: ООО "Спец-торг"
Ответчик: Хабаровская таможня
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3972/13
29.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3972/13
24.05.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2164/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13079/12