г. Киров |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А82-9596/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя Груздевой Г.И., действующей на основании доверенности от 27.07.2012,
представителя ответчика Гренковой М.В., действующей на основании доверенности от 07.12.2012,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "СОЮЗ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2012 по делу N А82-9596/2012, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по заявлению закрытого акционерного общества "СОЮЗ" (ОГРН 1117611001408, Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, д. 18)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (ОГРН 1047601808110, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Луначарского, д. 89),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
закрытое акционерное общество "СОЮЗ" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "СОЮЗ") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции от 10.07.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Турнир" (далее - ООО "Турнир").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "СОЮЗ" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ЗАО "СОЮЗ" зарегистрировано по указанному в решении суда адресу; данный адрес (место нахождения исполнительного органа ООО "Турнир") следует указывать при учреждении последнего; до даты регистрации создаваемого юридического лица его исполнительный орган не может находиться по заявленному адресу,
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, решение суда считает законным и обоснованным.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.06.2012 единственным учредителем (ЗАО "СОЮЗ") принято решение об учреждении общества с ограниченной ответственностью "Турнир", об утверждении его устава, полного и сокращенного фирменного наименования, определении уставного капитала создаваемого Общества, об избрании в качестве единоличного исполнительного органа ЗАО "СОЮЗ" управляющей компании, об определении места нахождения ООО "Турнир": Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, д. 18, офис 2, о возложении на директора ЗАО "СОЮЗ" Васильева О.В. обязанности по обеспечению регистрации создаваемого юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке (л.д. 26-28).
03.07.2012 ЗАО "СОЮЗ" обратилось с заявлением по форме N Р11001 о государственной регистрации ООО "Турнир" в качестве юридического лица (л.д. 15-25).
10.07.2012 ответчик, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц), принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц необходимых для государственной регистрации документов, а именно - заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 (л.д. 14). При этом регистрирующий орган указал, что в представленных для регистрации документах присутствуют недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств того, что исполнительный орган вновь регистрируемого юридического лица находится по адресу, указанному в заявлении по форме N Р11001.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащий сведения и документы, определенные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
По смыслу указанных норм сведения о местонахождении юридического лица, должны быть достоверными.
Из пунктов 1.2, 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
Статьей 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации проверяет сведения, указанные в данном заявлении.
Материалами дела подтверждено, что в заявлении по форме N Р11001 о государственной регистрации ООО "Турнир" заявитель в сведениях о месте нахождения ЗАО "СОЮЗ", являющегося единственным учредителем создаваемого юридического лица и его управляющей компанией, указал адрес: Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, дом 18, офис 2. Однако, из материалов дела следует, что местом нахождения ЗАО "СОЮЗ" согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, является адрес: Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, д.18. При этом офис N 2 не указан в качестве места регистрации ЗАО "СОЮЗ".
Из составленного должностным лицом Инспекции акта выхода на место от 15.06.2012 следует, что ЗАО "СОЮЗ" в нежилом здании по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, дом 18, не находится.
Из пояснений регистрирующего органа следует, что ЗАО "СОЮЗ" является учредителем других юридических лиц: ООО "Делегат", ООО "Степень", ООО "Этикет", ООО "Дистанция", ООО "Абаим", ООО "Автор", ООО "Авизо", ООО "Авгит", ООО "Индивид", которые также зарегистрированы по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, д.18; указанные юридические лица отнесены Инспекцией к категории не представляющих отчетность, созданных без цели ведения хозяйственной деятельности (л.д. 113).
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.12.2002 Раскову А.И. принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 360,8 кв.м., этаж 2 по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, д.18 (л.д. 51). Из пункта 1.1 договора аренды от 16.09.2011 N 2 (л.д. 48) следует, что Расков А.И. (арендодатель) передал во временное владение и пользование ЗАО "СОЮЗ" (арендатор) часть нежилого помещения (офис N 2), площадью 5 кв.м, расположенного в указанно нежилом здании. На основании дополнительного соглашения от 10.03.2012 к договору аренды от 16.09.2011 права и обязанности арендодателя перешли от Раскова А.И. к новому собственнику нежилого здания - Расковой Т.А. (л.д. 50).
В силу пункта 1 статьи 432 и части 1 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В рассматриваемой ситуации в договоре аренды от 16.09.2011 часть помещения, арендуемого ЗАО "СОЮЗ" индивидуально не определена и фактически не может быть определена с учетом незначительной площади арендуемого помещения, что в свою очередь свидетельствует о неопределенности предмета аренды.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что исполнительный орган регистрируемого юридического лица - ООО "Турнир" расположен по адресу, указанному в заявлении по форме N 11001 - Ярославская область, г. Данилов, ул. Ленина, дом 18, офис 2.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что заявителем на государственную регистрацию были представлены документы, содержащие недостоверные сведения о месте нахождения исполнительного органа вновь регистрируемого юридического лица - ООО "Турнир", следовательно, такие документы не отвечают требованиям статьи 12 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, согласно которым представляемые на государственную регистрацию документы должны содержать достоверную информацию.
Отсутствие содержащих достоверную информацию документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ЗАО "СОЮЗ" зарегистрировано по указанному в решении суда адресу; данный адрес (место нахождения исполнительного органа ООО "Турнир") следует указывать при учреждении последнего; до даты регистрации создаваемого юридического лица его исполнительный орган не может находиться по заявленному адресу, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации исполнительным органом ООО "Турнир" определена управляющая компания - ЗАО "СОЮЗ", адрес государственной регистрации ЗАО "СОЮЗ" был указан в заявлении по форме N Р11001 в качестве адреса исполнительного органа ООО "Турнир", между тем, материалами дела подтверждено, что ЗАО "СОЮЗ" фактически по указанному адресу не находится, что в свою очередь свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в заявлении по форме N Р11001.
Остальные доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны подлежащими отклонению, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы в размере 1000 рублей, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, относятся на заявителя жалобы, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета плательщику на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2013 по делу N А82-9596/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "СОЮЗ" - без удовлетворения.
Возвратить Груздевой Галине Игоревне из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 06.03.2013 N 2187815354.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9596/2012
Истец: ЗАО "СОЮЗ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области