г. Томск |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А27-21541/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Усаниной Н. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Таргоний А. А. по дов. от 04.07.2012,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Белово и Беловском районе Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2013 по делу N А27-21541/2012 (судья Потапов А. Л.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Частная поликлиника Калашникова" (ИНН 4202025559, ОГРН 1054202000643), Кемеровская область, г. Белово, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Белово и Беловском районе Кемеровской области о признании незаконным решения N 808 от 27.11.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Частная поликлиника Калашникова" (далее - ООО "Частная поликлиника Калашникова", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда (государственного учреждения) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области (далее - УПФР в г. Белово и Беловском районе Кемеровской области, Управление, Пенсионный Фонд) N 808 от 27.11.2012.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2013 заявленное требование удовлетворено - решение N 808 от 27.11.2012, принятое Управлением Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, признано недействительным.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на то обстоятельство, что право на досрочное назначение пенсии имеют только работники медицинских "учреждений", а не "обществ", для которых осуществление медицинской деятельности не является основным видом деятельности.
Кроме того, по мнению апеллянта, им в полном объеме соблюдена процедура приема индивидуальных сведений, проведения проверки, принятия по ее итогам решения.
ООО "Частная поликлиника Калашникова" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ООО "Частная поликлиника Калашникова" в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.11.2012 ООО "Частная поликлиника Калашникова" по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде в Управление представлены следующие документы:
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2012 года (форма РСВ-1 ПФР);
- индивидуальные сведения по работникам о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц за девять месяцев 2012 года (формы СЗВ-6-2, АДВ-6-3);
- индивидуальные сведения по работникам о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц за девять месяцев 2012 года (формы СЗВ-6-1, АДВ-6-3).
27.11.2012 Пенсионным фондом в отношении ООО "Частная поликлиника Калашникова" вынесено решение N 05808, в соответствии с которым были откорректированы представленные обществом сведения за 3 квартал 2012 года в отношении 25 работников в части исключения из учета специального стажа таких работников.
Не согласившись с решением от 27.11.2012, ООО "Частная поликлиника Калашникова" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение нарушает права плательщика страховых взносов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
К плательщикам страховых взносов, указанным в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондом обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), относится ООО "Частная поликлиника Калашникова".
В пункте 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховщик имеет право: проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, при этом страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 4 указанной статьи, сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу статьи 19 Закона N 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 40 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н установлено, что территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе, застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросам территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие факт начисления и уплаты страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия представленных индивидуальных сведений результатам проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных данным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из оспариваемого решения следует, что обществом за 3 квартал 2012 года в Пенсионный Фонд были представлены индивидуальные сведения на своих работников с льготным стажем с кодом 27-ГД. Такие сведения были признаны Управлением недостоверными и обществу было предложено откорректировать сведения в отношении указания общего стажа в отношении работников.
По мнению Управления, общество не вправе было исчислять и подавать сведения в отношении своих работников с льготным стажем, поскольку такие лица работают в коммерческой организации (ООО "Частная поликлиника Калашникова"), а общество не является государственным или муниципальным учреждением.
Пенсионный фонд, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что право на льготный стаж при осуществлении лечебной деятельности имеют лица, работающие в учреждениях, к которым относятся государственные и муниципальные учреждения и не относятся коммерческие организации.
Между тем, судом первой инстанции правомерно указано на то, что данная позиция Управления является незаконной и ущемляет права работников общества, а также законные права и интересы самого общества.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П положение ранее действовавшего подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Закона N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2009 N 67-О-О возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Пенсионным фондом не представлено в материалы дела доказательств того, что характер деятельности общества не отвечает требованиям, предъявляемым к учреждениям здравоохранения, термин "учреждение здравоохранения" применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и к коммерческим организациям, созданным в организационно-правовой форме "общество с ограниченной ответственностью".
Таким образом, обществом правомерно в отчетных формах на 25 работников заполнена графа "условия для досрочного назначения трудовой пенсии" (код "27-ГД"), доводы апелляционной жалобы в данной части являются необоснованными.
Суд первой инстанции, кроме того, правомерно указал на нарушение Пенсионным фондом порядка проведения проверки в отношении страхователя и порядка принятия решения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 2 части 1 статьи 29 данного закона установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
Статьей 34 Закона N 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Частями 4, 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки страхователь заблаговременно не извещался, акт камеральной проверки Пенсионным фондом не составлялся, объяснения не отбирались.
Рассмотрение материалов проверки, возражений (в случае их представления) и принятия по ним решения представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) органа контроля по результатам рассмотрения материалов проверки мотивированного решения.
Обязанность органа контроля уведомлять лицо, в отношении которого проводилась проверка о дате и месте рассмотрения материалов проверки является гарантией соблюдения прав страхователя.
Отсутствие доказательств надлежащего уведомления лица, в отношении которого проводилась проверка, о дате и месте рассмотрения материалов проверки свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом порядка привлечения общества к ответственности, в результате чего последний не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иные процессуальные права, предусмотренные положениями Закона N 212-ФЗ.
В связи с изложенным, указанные Пенсионным фондом доводы апелляционной жалобы в данной части не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения суда.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2013 по делу N А27-21541/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21541/2012
Истец: ООО "Частная поликлиника Калашникова"
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в г. Белово и Беловском районе Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2927/13
13.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3544/13
22.05.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2927/13
13.03.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21541/12