город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2013 г. |
дело N А53-36076/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - представитель - Путилина Ирина Владимировна, доверенность от 10.01.2013 г.,
от открытого акционерного общества "Энергия" - Пануева Галина Александровна, доверенность от 18.01.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергия"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2013 по делу N А53-36076/2012
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Энергия"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным решения N 1187/02 и предписания N 2037/02 комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31.08.2012 по делу N 2037/02
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Энергия" (далее - ОАО "Энергия") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по Ростовской области) о признании недействительными: решения от 31.08.2012 г. N 1187/02 и предписания от 31.08.2012 г. N 2037/02.
Решением суда от 06.03.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у ОАО "Энергия" отсутствуют правовые основания обязывать Иванова А.А. предоставлять в сетевую организацию заявление-обязательство, выданное органами Ростехнадзора, а также выполнять проект электроснабжения гаражного бокса в границах земельного участка.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Энергия" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 30.09.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что гаражный бокс не относится к объектам индивидуального жилищного строительства, на которые в силу ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ распространяются положения п. 25.1 Правил N 861. При включении спорных положений в технические условия общество руководствовалось Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 г. N 6. До вынесения антимонопольным органом решения требование о предоставлении заявление-обязательство органа Ростехнадзора было исключено из технических условий.
В судебном заседании представитель ОАО "Энергия" поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель антимонопольного управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС по Ростовской области поступило обращение (вх. N 19121 от 21.11.2011) гр. Иванова А.А. о неправомерных действиях ОАО "Энергия" по уклонению от заключения договора технологического присоединения и навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.
По результатам проведенной в отношении ОАО "Энергия" проверки УФАС по Ростовской области вынесено решение от 31.08.2012 г. N 1187/02, которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Указанное нарушение выразилось в незаконном обязании потребителя представить в сетевую организацию заявление-обязательство, выданное органом Ростехнадзора, а также выполнить проект электроснабжения в границах гаражного бокса, 170.
Обществу выдано предписание от 31.08.2012 г. N 2037/02 в месячный срок с момента получения предписания, направить Иванову А.А. предложение об исключении из технических условий пунктов 1, 2, 3 и 6.
Полагая, что решение и предписание УФАС по Ростовской области от 31.08.2012 г. являются недействительными, общество "Энергия" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение УФАС по Ростовской области может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу не является доказанным.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений Закона "О защите конкуренции", суд первой инстанции обоснованно признал, что ОАО "Энергия" применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, заключающиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Правоотношения в области электроэнергетики входят в сферу антимонопольного регулирования и контроля, что специально предусмотрено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевые организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязательность сетевой организации заключить договор об осуществлении технологического присоединения, являющегося публичным.
Из материалов дела усматривается, что Иванов А.А. 07.06.2011 г. обратился в ОАО "Энергия" с заявлением об осуществлении технологического присоединения от своего гаража, расположенного по адресу: г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, 2г к электрическим сетям ОАО "Энергия".
В письме от 08.06.2011 г. общество сообщило Иванову А.А. о том, что представленный им план расположения помещения на первом этаже не является планом расположения энергопринимающих устройств.
В адрес ОАО "Энергия" 17.06.2011 г. была представлена топографическая съемка гаражного кооператива, в котором находится гаражный бокс, а также ситуационный план гаражного кооператива.
Ивановым А.А. 04.10.2011 г. получен проект договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), а также проект технических условий.
В технических условиях содержалось, в том числе, требование о разработке проекта электроснабжения в границах земельного участка гаражного бокса N 170 (п. 1), о согласовании проекта с ОАО "Энергия", отделом территориального развития и со всеми заинтересованными организациями города, эксплуатирующими инженерные коммуникации (п. 2, 3); предоставлении заявления-обязательства, выданного органом Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В рассматриваемом случае управление вменяет обществу "Энергия" в вину выдачу технических условий, в которых на потребителя возлагается обязанность по разработке проекта электроснабжения, его согласования, а также представления заявления-обязательства, выданного органом Ростехнадзора.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной. Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами (пункт 19 Правил N 861).
Пунктом 16 названной статьи установлено, что не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Подпункт "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения предусматривает распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий в зависимости от границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства.
При этом антимонопольный орган пришел к правильному выводу о том, что названный пункт Правил не предполагает наличия в технических условиях для заявителей - физических лиц обязанности по разработке проектной документации и представлению заявления-обязательства органа Ростехнадзора.
Учитывая изложенное, ОАО "Энергия" обоснованно признано нарушившим положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Градостроительное законодательство таких требований также не содержит.
Ссылка антимонопольного органа в оспариваемом решении на ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства, тогда как спорный гаражный бокс к таким объектам не относится, не привела к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2013 по делу N А53-36076/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36076/2012
Истец: ОАО "Энергия"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13785/13
19.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13785/13
10.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3610/13
22.05.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5329/13
06.03.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-36076/12