08 августа 2011 г. |
А79-12504/2010 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Ершовой О.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рыбкиной О.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.05.2011 по делу N А79-12504/2010, принятое судьей Филипповым Б.Н., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, г. Чебоксары, к федеральному государственному унитарному предприятию "Чебоксарское
производственное объединение им. В. И. Чапаева", г. Чебоксары (ОГРН 1022101271444, ИНН 2126000242), о взыскании 760 210 руб. 36 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - не явился, извещен (уведомление N 67440, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя от 29.07.2011 N 04-25/4595);
от ответчика - Рытков А.Н. по доверенности от 22.03.2011 N 78-2/26.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском федеральному государственному унитарному предприятию "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева" (далее - ответчик, ФГУП "ЧПО им.В.И. Чапаева") о взыскании 760 210,36 руб., в том числе 731 572,38 руб. основного долга за период с 01.06.2010 по 31.12.2010, 28 637,98 руб. пеней за период с 01.05.2010 по 31.12.2010.
Решением от 03.05.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, доказательств отнесения арендованного земельного участка к землям обороны, безопасности и к землям иного специального назначения ответчиком не представлены, поэтому приложение N 3 к договору аренды содержит правильный расчет размера арендной платы, произведенный исходя из имеющихся у арендодателя показателей.
Считает, что в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу А79-4174/2010 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Указал, что наличие оборонных заказов, выполнение мобилизационных заданий, осуществление разработки и производства боеприпасов и их составных частей не свидетельствует об эксплуатации спорного земельного участка в указанных целях.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от
28.09.2007 серии 21АА N 293805 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:01 08 08:0030 площадью 17591 кв.м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Заводская, 3 (т.1, л.д.8).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева" (арендатор) заключен договор от 14.01.2010 N 208 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно договору арендодатель на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике от 28.12.2009 N 2805-р предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:01 08 08:0030 площадью 17591 кв.м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Заводская, 3, для эксплуатации растворо-бетонного узла.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.02.2010.
Согласно пункту 2.1 срок аренды участка устанавливается с 01.02.2010 до 30.12.2010.
В пункте 2.2 договора указано, что он вступает в силу с даты его подписания сторонами, условия договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 3.1 договора и приложением N 3 к договору
размер арендной платы с 01.02.2010, уплачиваемой за пользование участками, составляет 1 254 124 руб. 05 коп. в год или 104 510 руб. 34 коп. в месяц.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела и доводы заявителя апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки установлен Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582).
В частности, указанными Правилами установлен льготный размер арендной платы (в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка) за земельные участки, предоставленные лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, а также лицам, имеющим право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах (подпункт "а " пункта 3 Правил N 582).
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности; земли иного специального назначения.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков (подпункт 1 пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации самостоятельную категорию земель Российской Федерации составляют земли промышленности и иного специального назначения, в том числе земли обороны и безопасности. Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации и учитываются при проведении зонирования территорий.
Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, в том числе, к территориальным зонам специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ установлен перечень изъятых из оборота земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) организация обороны включает, в том числе, создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.
Как установлено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ), под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Законом N 61-ФЗ специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 31-ФЗ мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 3 статьи 2 названного Закона в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения военное время.
Таким образом, поскольку мобилизационная подготовка в силу статьи 2 ФЗ Закона N 31-ФЗ является составной частью организации обороны РФ, земли, на которых расположены мобилизационные мощности, относятся к ограниченным в обороте земельным участкам, предоставляемым для обеспечения обороны и безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, исходя из положений пункта 2.2 Устава ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева", основным видом деятельности предприятия является производство и реализация специальной продукции, а именно производство боеприпасов (т.2, л.д. 3-4).
Для осуществления указанной деятельности ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" получена соответствующая лицензия от 21.03.2007 серии 005371 N 3749-Б-БП-Р-П на осуществление разработки и производства боеприпасов и их составных частей (т.2, л.д. 5).
Предприятие находится в ведомственном подчинении Российского агентства по боеприпасам (пункт 1.4 Устава).
ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" является правопреемником завода N 320, ранее при строительстве именовавшегося как объект N 532а. В 1951 году завод N 320 был переименован в завод п/я 12. Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.1965 завод п/я 12 переименован в завод РТИ. Постановлением Совета министров СССР от 22.06.1973 N 350-12 Чебоксарский завод резино-технических изделий переименован в Чебоксарский завод имени В.И. Чапаева. Приказом Министра машиностроения СССР от 21.02.1979 N 72 Чебоксарский завод имени В.И. Чапаева переименован в Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева. Приказом Министерства экономики РФ от 24.09.1998 N 377 Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" (т.2, л.д. 55).
Земельный участок, на котором в настоящее время расположено ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева", был отведен предприятию Постановлением Совета
Народных Комиссаров Чувашской АССР от 08.09.1938 N 927, согласно которому под строительство объекта N 532а было выделено 682,1 га земельного участка (т.2, л.д. 10). Актом от 30.10.1941 завод N 320 был принят в эксплуатацию, как пиротехнический завод по выпуску мощных средств военной пиротехники дальнего действия (т.2, л.д. 12).
Впоследствии постановлением Чебоксарской городской администрации от 29.04.1994 N 445/5 за Чебоксарским производственным объединением им. В.И. Чапаева в постоянное (бессрочное) пользование закреплен земельный участок площадью 18 191 кв.м, занимаемый растворо-бетонным узлом (т. 1, л.д.46).
Таким образом, завод N 320, правопреемником которого является ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева", был построен и сдан в эксплуатацию как единый имущественный комплекс (здания и сооружения, в том числе земельные участки) для выпуска боеприпасов для нужд обороны. В последующем и по настоящий момент завод не поменял своего назначения, что подтверждается Уставом ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева", а также имеющейся у предприятия лицензией на разработку и производство боеприпасов и их составных частей.
Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 утвержден перечень стратегических пред приятий и стратегических акционерных обществ. Согласно пункту 507 данного Перечня (ред. от 12.06.2008) ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" был указан в списке федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" под номером 450 включено в перечень стратегических предприятий.
Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции "Ростехнологии"
ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" включено в перечень государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в федеральной собственности и передается в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии".
В соответствии с приказом Государственной корпорации Ростехнологии от 22.06.2009 N 87 "ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" включено в состав восьми предприятий вошедших в холдинговую компанию (интегрированную структуру) в области взрывчатых материалов, пиротехнических изделий военного и гражданского назначения ОАО "НПО "Пиротехнические материалы" (т.2, л.д. 52-54).
Из акта приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 21:01:01 08 08:0030 от 01.02.2010 (т.1, л.д.11) следует, что на нем расположены следующие объекты, закрепленные за ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" на праве хозяйственного ведения: склад для хранения извести; склад типа "Ангар"; столярная мастерская; склад-гараж; административно-бытовой корпус участка N 24; арматурный участок; растворо-бетонный узел с пристроенными двумя складами цемента.
В соответствии с выпиской (т.1, л.д.62) указанные в акте приема-передачи объекты числятся в перечне земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения.
При этом исходя из смысла пунктов 4 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничение оборотоспособности земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности зданиям, строениям и сооружениям, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие воинские формирования и органы, или предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, вызвано не отнесением этих земельных участков к землям обороны и безопасности, а целевым назначением данных земельных участков.
Судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что завод N 320, правопреемником которого является ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева", был построен и сдан в эксплуатацию как единый имущественный комплекс (здания и сооружения, в том числе земельные участки) для выпуска боеприпасов для нужд обороны.
Учитывая, что судом первой инстанции установлено, и подтверждено материалами дела, что земельный участок, на котором размещены здания и сооружения, используемые в целях обеспечения производства боеприпасов, то есть для целей обеспечения обороны и безопасности, не может являться объектом налогообложения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 21:01:01 08 08:0030, а также сам земельный участок являются имуществом, используемым для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, вследствие чего размер арендной платы за пользование данным земельным участком должен устанавливаться для ФГУП "ЧПО им. В.И. Чапаева" не на основании рыночной стоимости земельного участка, а в предусмотренных Правилами N 582 пределах (0,01% кадастровой стоимости земельного участка).
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:01:01 08 08:0030 согласно кадастровому паспорту составляет 24 386 403 руб. 30 коп., то есть размер арендной платы за спорный период будет составлять 1422 руб. 54 коп. (24 386 403 руб. 30 коп. х 0,01 % / 12 месяцев х 7 месяцев).
Как следует из платежных поручений от 04.02.2011 N 494 и от 04.02.2011 N 495 ответчиком уплачена арендная плата по договору аренды от 14.01.2010 N 208 за спорный период (ноябрь и декабрь 2010 года) в сумме 209 020 руб.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по арендной плате за период пользования с 01.06.2010 по 31.12.2010.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.05.2011 по делу N А79-12504/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
О.А. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12504/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике
Ответчик: ФГУП "Чебоксарское производственное объединение им. В. И. Чапаева", ФГУП "Чебоксарское производственное объединение им. Чапаева
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2750/12
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 2750/12
11.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4623/11
08.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3820/11