г. Киров |
|
24 мая 2013 г. |
Дело N А82-14914/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крыловой И.А.,
при участии в судебном заседании (присутствуют в Арбитражном суде Ярославской области):
представителей истца - Ермолина А.С., действующего на основании доверенности от 17.09.2012, Федотовой О.Н., действующей на основании доверенности от 05.12.2012;
представителя ответчика - Магер И.М., действующей на основании доверенности от 28.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.02.2013 по делу N А82-14914/2012, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Владимирскому открытому акционерному обществу "Промжелдортранс" (ИНН 3328101252, ОГРН 1023301456331)
о взыскании 141 906,80 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Владимирскому открытому акционерному обществу "Промжелдортранс" (далее - Владимирское ОАО "Промжелдортранс", ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 141 906,80 руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.02.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации. В справках из АБД ПВ на вагоны, указанные в ведомостях подачи и уборки вагонов, памятках приемосдатчика содержатся сведения о принадлежности вагонов. Других документов, подтверждающих принадлежность вагонов, не предусмотрено. Спорные вагоны не являются собственностью перевозчика, поэтому мнемокод указан как вагон собственный ("СОБ") в соответствии с Указанием МПС РФ от 27.03.2000 N Д-720у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организаций автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами". Требований проставлять мнемокод "ВСП" в графе "Принадлежность вагона" вышеназванным указанием не предусмотрено.
Ответчик в возражениях на жалобу с доводами истца не согласен, просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что справки из АБД ПВ, содержащие сведения о принадлежности вагонов, или иные документы, содержащие сведения о принадлежности вагонов, Перевозчиком Владельцу не представлялись. В памятках приемо-сдатчика на спорные вагоны в графе "принадлежность вагона" значилась отметка "СОБ" и за все время нахождения спорных вагонов на станции Автозаводская уведомление об изменении принадлежности вагонов от перевозчика не поступало.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в порядке статей 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела откладывалось с 07.05.2013 на 21.05.2013, в заседании объявлялся перерыв с 21.05.2013 до 23.05.2013.
В ходе судебного разбирательства на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда в связи с невозможностью дальнейшего участия в рассмотрении настоящего дела судьи Сандалова В.Г. произведена его замена на судью Гурееву О.А.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено при использовании систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, 14.05.2007 между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и Владимирское ОАО "Промжелдортранс" (Владелец) заключен договор N 1-09 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Ярославского филиала Владимирского ОАО "Промжелдортранс" по ст. Приволжье Северной ж.д. (л.д.11-14).
Согласно параграфу 8 данного договора время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочных путях, до момента их возвращения на выставочных путях.
Согласно подпункту "а" параграфа 9 договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от Владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
Срок действия договора в соответствии с дополнительным соглашением N 05.12.2008 к договору определен сторонами до 30.06.2012 (л.д. 16).
В феврале 2012 истец оказал ответчику услуги по предоставлению полувагонов привлеченного парка для перевозок грузов в соответствии с заявками. Вагоны подавались на путь необщего пользования, принадлежащий ответчику, для выполнения грузовых операций по выгрузке. За время нахождения вагонов на пути необщего пользования Владимирского ОАО "Промжелдортранс" по ведомостям подачи и уборки вагонов N N 0000151, 0000182, 0000189, 0000254(л.д. 18, 26, 37, 49), составленных на основании памяток приемосдатчика N 292, N 297, N 314, N 324, N 297 (л.д. 20, 28, 40, 41,51), начислена плата за пользование привлеченными вагонами, как за вагоны общего парка, по ставкам Тарифного руководства N 2 в общей сумме 141906 руб. 80 коп.
Поскольку от подписания указанных ведомостей подачи и уборки вагонов ответчик отказался, истец составил акты общей формы N 1, N 2, N 3, N 4 (л.д. 19, 27, 38, 39).
06.06.2012 истец направил ответчику претензию N 210/732 с предложением оплатить оказанные услуги (л.д.59-60).
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в Арбитражный суд Ярославской области.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не представил доказательства, подтверждающие принадлежность ему спорных вагонов, указав, что представленные суду справки о вагонах из "АБД ПВ" такими доказательствами не являются.
Суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, считает решение подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - УЖТ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" истцу предписано обеспечить для перевозки грузов привлечение на срок до 31.12.2012 г. в аренду полувагонов, находящихся в собственности или ином законном основании у ОАО "Вторая грузовая компания". Пунктом 2 указанного постановления установлено, что использование привлеченных вагонов для перевозки грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка ОАО "РЖД".
В рассматриваемом случае при оценке факта принадлежности спорных вагонов суд первой инстанции указал, что истец документально не подтвердил, что спорные вагоны являются привлеченными собственными вагонами.
Между тем, как следует из материалов рассматриваемого дела, истец предоставил справки из Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ), согласно которым спорные вагоны являются вагонами ВСП - вагон собственный привлеченный (л.д.63-73).
В соответствии пунктом 1.2 "Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов" (утверждены на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту - Участников Содружества) собственные грузовые вагоны подлежат учету в картотеке железной дороги приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в Информационный вычислительный центр железнодорожных администраций для формирования автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов. (АБД ПВ). Таким образом, дорога ведет учет всех собственных вагонов в единой базе АБД ПВ.
В соответствии с пунктами 2.1. - 2.6. Правил эксплуатации и пономерного учета собственных вагонов собственник вагонов при приобретении в собственность новых вагонов, изменении собственника вагонов, либо передаче вагонов в аренду обязан предоставлять документы, подтверждающие правовой режим вагона железной дороге. Дорога в свою очередь обязана отражать информацию об изменении собственника вагона в АБД ПВ. В соответствии с пунктом 2.8. Правил железнодорожная администрация несет ответственность за достоверность информации в АБД ПВ.
Таким образом, доказательством того факта, кому принадлежит вагон и на каком праве, является, в том числе, информация в автоматизированной базе данных (АБД ПВ), которая ведется железной дорогой.
Кроме того, суду апелляционной инстанции представлен договор от 26.01.2012 N 18, в рамках которого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 ОАО "РЖД" привлекает, а ОАО "ВГК" предоставляет для использования полувагоны, находящиеся в собственности или на ином законном основании у ОАО "ВГК". Акты приема-передачи вагонов, составленные во исполнение данного договора, свидетельствуют о передаче спорных вагонов железной дороге.
Таким образом, использование железной дорогой привлеченных вагонов подтверждено материалами дела. Вывод суда первой инстанции об обратном не соответствует обстоятельствам дела.
Пунктом 3 Порядка расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правилами их применения, утвержденными приказом ФСТ РФ от 27.12.2011 г. N 444-т/4, установлено, что за время нахождения вагонов привлеченного парка у грузополучателей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) для вагонов общего парка.
Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железной дороге плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Подпунктом "а" параграфа 9 договора N 1-09 от 14.05.2007 предусмотрено, что владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от Владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
В подтверждение факта пользования вагонами истец представил памятки приемо-сдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, согласно которым плата за пользование вагонами составила 141906 руб. 80 коп. Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны ответчиком с возражениями со ссылкой на то, что он был несвоевременно уведомлен о принадлежности вагонов. В связи с отказом ответчика от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов, истцом составлены акты общей формы, подписанные двумя представителями истца и представителем ответчика в соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45.
Однако заключенным между сторонами договором не предусмотрена обязанность железной дороги уведомлять ответчика о привлечении вагонов.
Кроме того, привлечение вагонов произведено на основании постановления Правительства РФ.
В ведомостях подачи и уборки вагонов в строке 11 "примечание" имеется отметка "ВСП".
Отсутствие отметки "ВСП" в памятках приемосдатчика не является основанием для вывода о том, что используемые в перевозке вагоны не являются собственными привлеченными.
Представленные в материалы дела акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика за февраль, являются надлежащими доказательствами факта оказания истцом услуг ответчику.
Учитывая изложенное исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в сумме 141 906,80 руб.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 2), 270 (пункт 3 части 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.02.201328.02.2013 по делу N А82-14914/2012 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Владимирского открытого акционерного общества "Промжелдортранс" (ИНН 3328101252, ОГРН 1023301456331) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) 141 906,80 руб. платы за пользование вагонам, 5 257 руб.20 коп. расходов по уплате госпошлины по делу т 2 000 руб. расходов по уплате госпошлины по жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14914/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Владимирское открытое акционерное общество "Промжелдортранс"