г. Самара |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А65-27841/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.И.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Андреева Анатолия Алексеевича - Коншина А.Г. (доверенность от 31 октября 2012 года),
представитель Министерства культуры Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Андреева Анатолия Алексеевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2013 года по делу N А65-27841/2012 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Андреева Анатолия Алексеевича (ОГРН 307165115100071, ИНН 165109045610), Республика Татарстан, Нижнекамский район, с. Шереметьевка,
к Министерству культуры Республики Татарстан (ОГРН 1021602850884, ИНН 1654022036), Республика Татарстан, г. Казань,
Кабинету Министров Республики Татарстан (ОГРН 1021602846154, ИНН 1655005594), Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Андреев Анатолий Алексеевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Андреев А.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к Министерству культуры Республики Татарстан (далее - Минкультуры), к Кабинету Министров Республики Татарстан (далее - Кабмин) о признании незаконными действия (бездействия) Министерства культуры Республики Татарстан выражающиеся: в не оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в не принятии мероприятий по государственной охране объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в отсутствии организации работ по реставрации, консервации и ремонту объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в не установлении своевременно охранной доски, а в последующем информационной надписи на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в отсутствие мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, по консервационным, реставрационным и ремонтным работам на объекте культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; о признании незаконными действия (бездействия) Кабинета министров РТ, Министерства земельный и имущественных отношений РТ выражающиеся в проведении приватизации объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г." с существенным нарушением положений ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"; о восстановлении срока для подачи заявления о признании действий (бездействия) государственных органов незаконными, в связи с уважительной причиной пропуска данного срока; обязании Министерства культуры устранить нарушение закона, а также прав Андреева А.А., а именно: произвести мероприятия по государственной охране объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", установленные главой VI Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации"; выполнить работы по реставрации, консервации и ремонту объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г." установленные главой VII Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации"; установить информационную надпись на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", в соответствии с ст.27 Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", а также Приказа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 07.08.2009 года N 142 "Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения"; обязании Министерства культуры Республики Татарстан изъять объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", в порядке установленном ст.54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (т. 1 л.д. 7- 19).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2013 по делу N А65-27841/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д.146-150).
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д.4-8).
Министерство культуры РТ апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Кабинет Министров Республики Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя предпринимателя, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Андрееву А.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - шорный цех, назначение - нежилое, общей площадью 812,70 кв.м., кадастровый (условный) номер: 16:30:091202:0001:0002, расположенное по адресу: РТ, Нижнекамский район, Шереметьевское сельское поселение, с. Шереметьевка, ул. Заводская, д. 1.
В подтверждение указанного заявителем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 10.10.2011 (т. 1 л.д.40), и о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
В ходе проведения проверки Нижнекамской городской прокуратурой установлено, что заявитель не заключил охранное обязательство на находящееся в его собственности здание, расположенное по адресу: РТ, Нижнекамский район, село Шереметьевка, ул. Заводская, д. 1, которое относится к объектам культурного наследия регионального значения. Кроме того, заявителем не были установлены информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 год".
Заявитель, расценив бездействие Министерства культуры РФ, выразившееся в не оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия, в не принятии мероприятий по государственной охране объекта культурного наследия, в отсутствии организации работ по реставрации, консервации и ремонту объекта культурного наследия, в не установлении своевременно охранной доски, а в последующем информационной надписи на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", в отсутствии мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, консервационным, реставрационным и ремонтным работам на объекте культурного наследия, как нарушающее его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Для признания незаконными ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, обжалуемого решения и действия (бездействия) закону, и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п.3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), согласно которой собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
В соответствии с п.1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно абз.3 п.2 ст. 45 Закона N 73-ФЗ, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Согласно ст. 38 Закона Республики Татарстан "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан", работы по сохранению (в том числе по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования) объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения, а также по сохранению их территорий проводятся на основании письменных разрешений и заданий, выданных государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, и в соответствии с проектной документацией, согласованной с государственным органом охраны памятников Республики Татарстан, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
На основании абз. 51 п. 3.3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.08.2005 N 409, Министерство культуры Республики Татарстан осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
Пунктом 4 ст. 48 Закона N 73-ФЗ установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Согласно приказу Министерства культуры Республики Татарстан от 08.02.2011 N 75 "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан (в новой редакции)" охранное обязательство - это соглашение, заключенное между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством культуры Республики Татарстана, определяющее условия доступа к нему, а так же иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства культуры Республики Татарстана подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии с настоящим регламентом.
Согласно Закону N 73-ФЗ на объектах культурного наследия, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 24 Закона Республики Татарстан "Об объектах культурного наследия Республики Татарстан" на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
На основании п.1.3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.06.2007 N 234 "Об утверждении порядка установления информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения в Республике Татарстан" на объектах культурного наследия регионального значения устанавливаются, как правило только одна информационная надпись и обозначение.
Согласно п.1.4 данного постановления на объектах культурного наследия регионального значения информационные надписи и обозначения устанавливаются в течение одного года со дня регистрации указанных объектов в Едином государственном реестре народов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что "Завод кожевенный" расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский район, село Шереметьевка, ул. Заводская д.1, является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения, на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.07.1997 года N 599.
Указанный объект культурного наследия (шорный цех) приобретен заявителем на основании договора купли-продажи от 08.09.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2011 (т.1 л.д. 40).
Следовательно, собственником спорного объекта культурного наследия является заявитель - Андреев А.А.
Таким образом, обязанность по оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия, проведению работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, установление надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, а также бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, возложена на собственника объекта культурного наследия, в данном случае на заявителя.
Из материалов дела следует, что Нижнекамским городским судом вынесено решение 30.05.2012 об обязании заключить охранное обязательство, установить информационную надпись, зарегистрировать обременение права собственности.
06.08.2012 Верховным судом Республики Татарстан данное решение суда оставлено без изменения.
Определением от 02.11.2012 заявление Андреева А.А. об отсрочке исполнения решения Нижнекамского городского суда от 30.05.2012 удовлетворено частично. Андрееву А.А. предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на 3 (три) месяца.
Указанный срок истек 02.02.2012, решение суда до настоящего времени не исполнено.
В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требование заявителя об обязании Министерства культуры РТ произвести мероприятия по государственной охране объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", установить информационную надпись на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", удовлетворению не подлежит, поскольку указанные обязанности возложены на заявителя решением Нижнекамского городского суда РТ, которое подлежит неукоснительному исполнению.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными бездействий Министерства культуры РТ, выраженных в не оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в не принятии мероприятий по государственной охране объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в отсутствии организации работ по реставрации, консервации и ремонту объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в не установлении своевременно охранной доски, а в последующем информационной надписи на объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г."; в отсутствии мероприятий по обеспечению сохранности памятника истории и культуры, по консервационным, реставрационным и ремонтным работам на объекте культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", поскольку судом установлено и сторонами не оспаривается, что Министерство культуры РТ не знало о нарушении прав третьих лиц, обращений с заявлениями об устранении нарушений прав третьих лиц к нему не поступало.
Также суд не находит основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действия (бездействие) Кабинета министров РТ выражающиеся в проведении приватизации объекта культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г." в виду следующего.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Как указано в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск трехмесячного срока подачи заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Также отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о об обязании Министерства культуры РТ изъять объект культурного наследия "Здание кожевенного завода, 1910 г.", в виду следующего.
Согласно п. 1 ст. 54 Закона N 73-ФЗ, в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральный орган охраны объектов культурного наследия; в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган местного самоуправления муниципального образования.
В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.
В пункте 1 данной статьи предусмотрена процедура обращения в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, в случае, если собственник соответствующего объекта культурного наследия либо соответствующего земельного участка не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы, но им не уплачиваются, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2013 года по делу N А65-27841/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Андреева Анатолия Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27841/2012
Истец: ИП Андреев Анатолий Алексеевич, с. Шереметьевка
Ответчик: Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, Министерство Культуры РТ, г. Казань
Третье лицо: Нижнекамское отделение Управления Росреестра по РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара