город Москва |
|
27 мая 2013 г. |
дело N А40-40346/12-41-395 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Продовольственная база "ПОКОТОРГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2013
по делу N А40-40346/12-41-395, принятое судьей О.А. Березовой,
по заявлению ООО "Продовольственная база "ПОКОТОРГ" (ОГРН 1027700048980, 115088, Москва, улица Угрешская, дом 26)
к Управлению регулирования землепользования ЮВАО г. Москвы Департамента земельных ресурсов г. Москвы (111024, Москва, ш. Энтузиастов, дом 11 а, корп. 4)
третьи лица - Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (101000, Москва, Лубянский проезд, дом 3/6, стр. 6), Государственное унитарное предприятие "МосгорБТИ" (125009, Москва, Малый Гнездниковский переулок, дом 9, стр. 7),
ООО "Конфект" (115225, Москва, проспект Вернадского, дом 41, стр. 3)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя: Пеженков В.В. по доверенности от 06.06.2012;
Кучеряев Г.В. по доверенности от 08.05.2013;
Разгонов И.И. по доверенности от 08.05.2013;
от ответчика: Коняшкина Ю.В. по доверенности от 27.02.2013 N ДГИ -Д-140/13;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
решением арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2013 в удовлетворении требований ООО "Продовольственная база "ПОКОТОРГ" о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 10.02.2012 N 33-5Т4-1435/11-(0)-1 об отказе предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003002:44 и обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка по цене 20 % от его кадастровой стоимости, установленной на 29.12.2011, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, представлены дополнения к жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в деле участвуют - Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Государственное унитарное предприятие "МосгорБТИ", представители которых в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и управления в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество является собственником 13 зданий, расположенных по адресу: Москва, улица Угрешская, вл. 26: стр. 1 площадью 3 167, 1 кв. м.; стр. 2 площадью 174, 9 кв. м.; стр. 3 площадью 4 814, 1 кв. м.; стр. 4 площадью 71, 8 кв. м.; стр. 5 площадью 947 кв. м.; стр. 6 площадью 103, 2 кв. м.; стр. 8 площадью 17, 9 кв. м.; стр. 9 площадью 1 401, 1 кв. м.; стр. 10 площадью 1 325, 5 кв. м.; стр. 12 площадью 301, 8 кв. м.; стр. 16 площадью 842 кв. м.; стр. 19 площадью 131, 2 кв. м.; стр. 20 площадью 148, 3 кв. м., что подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные здания приобретены заявителем на основании соглашения об отступном от 17.07.1997 и договора купли-продажи от 03.12.2001.
29.11.2011 заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором располагаются указанные здания, к которому прилагались поименованные в заявлении документы, в том числе выписки из ЕГРП о правах заявителя на 13 зданий, выписка из ЕГРП в отношении земельного участка и кадастровый паспорт земельного участка.
В письме от 10.02.2012 N 33-5Т4-1435/11-(0)-1 Департаментом отказано заявителю, со ссылками на постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве" ограничение в виде запрета на приватизацию устанавливается в отношении земельных участков или их частей, расположенных на землях общего пользования, занятые в том числе парками, а испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на природной и озелененной территории, границы которой установлены постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на этот земельный участок в соответствии с Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в ст. 36, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в течение месяца со дня принятия указанного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.11.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с этим Федеральным законом не подлежат земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); аналогичная норма установлена ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" предусмотрено проектирование по улице Угрешской бульвара.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Перечень утвержден приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, которым предусмотрено представление заявителем: копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписки из государственных реестров о юридическим лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастрового паспорта земельного участка либо кадастровой выписки о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в п. 1 - 6; сообщения заявителя (заявителей), содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно п. 3 названного приказа он вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений п. 2, которые вступают в силу 01.10.2011, но не ранее истечения 10 дней после официального опубликования, - в отношении документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, и 01.07.2012 - в отношении документов, необходимых для приобретения прав на иные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 приказа документы, указанные в п. 2, 4, 4.1, 5, 5.1 и 6 Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
При этом в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на требование от заявителя предоставления дополнительных документов, помимо предусмотренных указанным Перечнем.
Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на дату подачи заявителем заявления о приватизации земельного участка, заявитель обязан представить заинтересованному лицу: выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Доводы Департамента земельных ресурсов г. Москвы о том, что на испрашиваемом заявителем земельном участке находятся 2 строения помимо 13 зданий, в отношении которых заявителем представлялись выписки из ЕГРП, подтверждены в ходе судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, во исполнение определений суда первой инстанции Госинспекцией по недвижимости г. Москвы дважды проводилось обследование земельного участка, из актов обследования следует, что на участке находятся 2 кирпичных строения, одно их них (стр. 21, двухэтажное, с площадью застройки 375 кв. м.) примыкает к стр. 20, другое (стр. 17, трехэтажное, с площадью застройки 650 кв. м.) примыкает к стр. 21.
В отношении этих строений в Департамент земельных ресурсов г. Москвы заявителем не представлялись выписки из ЕГРП, уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на эти строения, копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на эти строения.
Не поименованы эти строения и в сообщении (перечне), указанном в п. 11 заявления от 29.11.2011.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что, поскольку часть испрашиваемого заявителем земельного участка занята иными строениями, заявитель, претендуя на получение в собственность всего этого участка, обязан представить уполномоченному органу документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 в отношении и этих двух строений.
Из представленных планов земельного участка (приложений к договорам аренды земельного участка), распорядительных актов органов исполнительной власти г. Москвы следует, что с 1996 года стр. 17 и 21 на земельном участке не имелось, в письме Департамента имущества г. Москвы от 23.11.2012 указано, что здания с этими номерами являются снесенными, их адреса - архивными.
При таких обстоятельствах, следует, что заявителем не соблюден установленный Законом (п. 5 ст. 36 ЗК РФ) порядок приобретения в собственность земельного участка, а именно: не представлены документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, в связи, с чем решение об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка принято обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 48, 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке процессуального правопреемства произвести замену Управления регулирования землепользования ЮВАО г. Москвы Департамента земельных ресурсов г. Москвы на Департамент имущества г. Москвы.
Решение Арбитражного суда г. Москвы 28.02.2013 по делу N А40-40346/12-41-395 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Продовольственная база "ПОКОТОРГ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 рублей по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40346/2012
Истец: ООО "Продовольственная база ПОКОТОРГ"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЗР, Управление регулирования землепользования в ЮВАО г. Москвы Департамента земельных ресурсов г. Москвы
Третье лицо: Госинспекция по контролю за объектами недвижимости по г. Москва, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ГУП "МосгорБТИ", ГУП г.Москвы Московское городское БТИ, ООО "Конфект"
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12792/13