г. Москва |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А41-22134/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве: представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-строй": представитель не явился, извещен;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2013 года, принятое судьей Капаевым Д.Ю., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области о процессуальном правопреемстве по делу N А41-22134/09 по иску Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-строй", с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о процессуальном правопреемстве на стороне истца по настоящему делу (т. 2, л.д. 83).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2013 года в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве было отказано (т. 2, л.д. 136).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 3, л.д. 2-7).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2009 года по делу N А41-22134/09 с общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Альфа-Строй" в пользу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве было взыскано 2 938 517 рублей 74 копейки основного долга, 500 000 рублей неустойки, всего 3 438 517 рублей 74 копейки (т. 1, л.д. 157-159).
Во исполнение указанного решения Арбитражным судом Московской области 15.12.09 был выдан исполнительный лист серии АС N 000872519 (т. 1, л.д. 160-163), а 30.11.12 его дубликат серии АС N 004608644 (т. 2, л.д. 79).
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.12 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. На него возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений, в том числе по осуществлению функций главного администратора доходов бюджета Московской области.
Поскольку с 01.07.12 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве находится в процессе ликвидации, Комитет лесного хозяйства Московской области, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено доказательств перехода к Комитету лесного хозяйства Московской области установленных судом в рамках настоящего дела обязательств ответчика перед Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, а также доказательств нахождения последнего в стадии ликвидации.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (ч. 3 ст. 48 АПК РФ).
Анализ указанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством (уступка права требования).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.04 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.5 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 368 от 09.08.07 было утверждено "Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
Согласно пункту 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации N 452 от 28.07.05 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По Распоряжению Правительства Российской Федерации N 721-р от 04.05.12 "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу Распоряжение Правительства Российской Федерации N 520-р от 25.04.07, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлся Мослесхоз.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области N 115-ПГ от 15.05.12 "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" с 01.07.12 был образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.12 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.12, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26.06.12 основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Таким образом, ликвидация Мослесхоза связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой его функции и полномочия переданы Комитету лесного хозяйства Московской области, в связи с чем общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.06 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану (в рассматриваемом случае - органу субъекта Российской Федерации) в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, соответственно, именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации - Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве по обязательствам ООО "Альфа строй", установленных решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2009 года.
Указанный вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлениях от 04 апреля 2013 года по делу N А41-21173/11 и от 19 апреля 2013 года по делу N А41-11592/12.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве на стороне истца, в связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 3 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2013 года по делу N А41-22134/09 отменить.
Произвести процессуальное правопреемство по делу N А41-22134/09, заменить истца - Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве на Комитет лесного хозяйства Московской области.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22134/2009
Истец: Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
Ответчик: ООО "Альфа-строй"
Третье лицо: УФРС ПО МО