г. Самара |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А65-26239/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.05.2013 в помещении суда апелляционную жалобу ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.01.2013 по делу N А65-26239/2012 (судья Галиуллин Э.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дархан-М" (ИНН 1659056617, ОГРН 1051637012701), г.Казань, к УГПН ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г.Казань, ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г.Казань,
об оспаривании решения и постановления о назначении административного наказания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дархан-М" (далее - ООО "Дархан-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 15.08.2012 N 0106-2012-0366 о назначении административного наказания и решения УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 21.09.2012 по жалобе общества на указанное постановление.
Решением от 21.01.2013 по делу N А65-26239/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконными и отменил оспариваемые постановление и решение.
В апелляционной жалобе ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан просило отменить указанное судебное решение и оставить заявление ООО "Дархан-М" без удовлетворения. По мнению ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "Дархан-М" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось с 24.04.2013 на 29.05.2013.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения нового судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 4 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Дархан М", расположенного по адресу: г. Казань, ул. Учительская, д. 2, ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан составил акт проверки от 25.06.2012 N 162, протоколы по делу об административном правонарушении от 01.08.2012 N 0106-2011-0365, от 01.08.2012 N 0106-2011-0366 и принял постановление от 15.08.2012 N 0106-2012-0366 о назначении обществу административного наказания в размере 150000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 29.4 КоАП РФ.
В постановлении от 15.08.2012 N 0106-2012-0366 о назначении административного наказания указано, что обществом допущены следующие нарушения:
1) во всех помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (пункт 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима);
2) не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с установленными требованиями (пункты 2 и 460 Правил противопожарного режима);
3) не установлены знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (пункт 43 Правил противопожарного режима);
4) планы эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (статья 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
5) помещения не обеспечены нормативным количеством огнетушителей (пункты 70 и 478 Правил противопожарного режима);
6) допускается закрывание на ключ изнутри дверей эвакуационных выходов (пункт 35 Правил противопожарного режима);
7) сети наружного и внутреннего противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии, отсутствуют пожарные рукава, стволы, вентили (пункты 55 и 57 Правил противопожарного режима);
8) допускается эксплуатация электроплитки в помещении охраны, не имеющем устройства тепловой защиты (пункт 42 Правил противопожарного режима);
9) отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (пункт 478 Правил противопожарного режима);
10) допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (пункт 42 Правил противопожарного режима);
11) помещения административно-бытового комплекса, столовой, цехов, складов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", НПБ 110-03);
12) в помещении бытового комплекса автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (пункт 61 Правил противопожарного режима).
Решением от 21.09.2012, принятым по жалобе общества, УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан оставило указанное постановление без изменения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В части 4 статьи 1.5 КоАП РФ указано, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Между тем материалами рассматриваемого дела не подтверждается факт совершения обществом нарушений, описанных в пунктах 1, 2, 5, 6, 8, 10 оспариваемого постановления. Факт недоказанности этих нарушений установлен и решением УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 21.09.2012, принятым по жалобе общества на указанное постановление.
Из материалов дела также неясно, в каких именно помещениях, принадлежащих ООО "Дархан М", не установлены знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы (пункт 3 оспариваемого постановления), в чем именно заключается несоответствие планов эвакуации людей при пожаре требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 (пункт 4 оспариваемого постановления), какие именно неисправности выявлены при проверке сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода, где и в каком количестве должны быть рукава, стволы, вентили (пункт 7 оспариваемого постановления).
Материалами дела не подтверждается вина общества в отсутствии автоматической пожарной сигнализации (пункт 11 оспариваемого постановления).
Из положений части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что автоматическая пожарная сигнализация должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией. Следовательно, за отсутствие автоматической пожарной сигнализации может быть привлечен к ответственности собственник объекта защиты, если автоматическая пожарная сигнализация была предусмотрена проектной документацией, но не установлена на момент ввода здания в эксплуатацию. Данное требование не распространяется на объекты защиты, введенные в эксплуатацию до введения соответствующих требований пожарной безопасности к обязательному оснащению зданий автоматической пожарной сигнализацией (часть 4 статьи 4 указанного Федерального закона).
При рассмотрении настоящего дела ОНД по Приволжскому району г.Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан не доказал, что обществу могут быть вменены в вину нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Кроме того, статья 83 указанного Федерального закона, дополненная частью 7 Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования, то есть с 13.07.2014 (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 117-ФЗ).
Данные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2013 по делу N А55-28144/2012.
Материалами дела также не подтверждается вина общества в том, что в помещении бытового комплекса автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (пункт 12 оспариваемого постановления).
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 06.02.2013 не подтверждается право собственности ООО "Дархан М" на помещение бытового комплекса. Согласно этой выписке право собственности на бытовое помещение принадлежит ООО "ГРАД".
С учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции считает возможным признать малозначительным нарушение, указанное в пункте 9 оспариваемого постановления, а именно: отсутствие журнала учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей).
Таким образом, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 января 2013 года по делу N А65-26239/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26239/2012
Истец: ООО "Дархан-М",г.Казань
Ответчик: ОНД по Приволжскому району г. Казани УНД ГУ МЧС России по РТ, ОНД по Приволжскому району УНД ГУ МЧС г. Казани, Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара