г. Москва |
|
30 мая 2013 г. |
Дело N А40-127756/12-33-173 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Росприроднадзора по ЦФО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2012
по делу N А40-127756/12-33-173,
судьи Ласкиной С.О., по заявлению ОАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092; 111141, г.Москва, Варшавское ш., д. 39а) к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО о признании незаконными постановлений от 07.09.2012 N N 10-35/2268, 10-35/2269, 10-35/2271,
при участии:
от заявителя: Отомбаев И.А. по доверенности от 26.03.2012 N 1330;
Афанасьев А.И. по доверенности от 22.03.2012;
от ответчика: Павлюк И.Ю. по доверенности от 26.11.12 N 85;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "МОЭК" с заявлением о признании незаконными постановлений от 07.09.2012 N N 10-35/2268, 10-35/2269 Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 07.09.2012 NN 10-35/2268, 10-35/2269 о привлечении ОАО "МОЭК" к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением суда от 26.12.2012 признаны незаконными и отменены полностью постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 07.09.2012 г. N N 10-35/2268, 10-35/2269, 10-35/2271 о привлечении ОАО "МОЭК" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что паспортизация опасных отходов должна была выполняться каждым подразделением самостоятельно.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и требования заявителя оставить без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что ответчиком не представлено доказательств совершения обществом административного правонарушения, а также на нарушение сроков плановой выездной проверки, отсутствие события проверки и несоответствие сведений, содержащихся в акте проверки фактическим обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом установлено, что требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые являются основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Постановление вынесено в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Как материалов дела следует, 30.07.2012 г. в ходе проведения плановых проверок соблюдения требований и норм природоохранного законодательства ОАО "МОЭК" по адресам: г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, д. 16, стр. 1, а также Московская обл., Луховицкий район, д. Власьево, Истринский район, Костровский с/о, д. Мансурово, Люберецский район пос. Малаховка, ул. Чайковского, д. 23, были установлены нарушения требований ч. 2, 3 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно: на площадке филиала N 16 "Ремонтно-строительный", а также N 15 ДОЦ "Власьево, ОЦ "Призыв", ОЦ "Красная гвоздика" в процессе деятельности общества образуются отходы производства и потребления 1-5 класса опасности. На несколько наименований опасных отходов 3-4 класса опасности отсутствуют паспорта опасных отходов. Кроме того, общество производит размещение отходов на карьер, не имеющий в составе лицензии право на размещении отходов ТБО.
По результатам проверки были вынесены оспариваемые постановления, которым ОАО "МОЭК" привлечено к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей каждым постановлением.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Доводы ответчика о том, что паспортизация опасных отходов должна была выполняться каждым подразделением самостоятельно и о том, что заявителем несанкционированно размещаются отходы в карьерах в отсутствие лицензии не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Частью 2 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно части 3 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" указывает, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Процедура паспортизации отходов I - IV класса отходов определена приказом Ростехнадзора N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов".
Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 г., регистрационный N 4128).
Юридическое лицо вправе распространить оформленный в установленном порядке паспорт опасного отхода на все входящие в его состав подразделения, если производственно-хозяйственная деятельность структурных подразделений (филиалов) характеризуется применением одинаковых технологических процессов, сырья и материалов, в результате чего образуются одни и те же виды отходов с идентичными характеристиками,
В случае наличия на одном предприятии обособленных подразделений (филиалов) единый паспорт отхода I - IV класса опасности будет действителен для всех филиалов если: паспорт опасного отхода разработан на головную организацию; будут оформлены подтверждающие сведения о схожести используемого сырья, технологических процессах, в результате которых образовались отходы; количественный химический состав отходов будет определен на основании усредненной пробы отходов.
Согласно Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок) (Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение") установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В разъяснениях Минприроды России от 13.04.2011 г. N 12-44/5717 и от 07.11.2011 N 12-46/16360 указано, что использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем представлены доказательства наличия паспортов классификации отходов производства и потребления, а ответчиком документально не подтверждено, что у заявителя отсутствуют паспорта отходов производства и потребления, а также то, что заявителем несанкционированно размещаются отходы в карьерах в отсутствие лицензии.
Учитывая изложенные обстоятельства, постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 07.09.2012 г. N 10-35/2268, N 10-35/2269, N 10-35/2271 о привлечении ОАО "МОЭК" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, подлежат признанию незаконными в судебном порядке.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы 26.12.2012 г. по делу N А40-127756/12-33-173 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127756/2012
Истец: ОАО "МОЭК"
Ответчик: Департамент Росприроднадзор по ЦФО, Департамент Росприроднадзора по ЦФО