г. Москва |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А40-134879/12-92-1277 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2013 N А40-134879/2012, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению Администрации сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район"
к Министерству обороны Российской Федерации
об оспаривании приказа
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Старостин А.Л. по доверенности от 12.11.2012.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2013 отказано в удовлетворении требований по заявлению Администрации сельского поселения Яснинское муниципального района Оловяннинский район (далее - Администрация) к Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании приказа от 04.07.2012 N 1729 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края.
Администрация не согласилась с принятым решением и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого указывается, что оспариваемый приказ, принятый в одностороннем порядке без согласия на то Администрации и без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, нарушает имущественные права муниципального образования, ограничивает его самостоятельность в решении вопросов местного значения, ставит его в неравное положение с другими собственниками имущества и, таким образом, противоречит статьям 8 (часть 2), 12, 130 (часть 1), 132 (часть 1) и: 133 Конституции Российской Федерации.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании представленных письменных пояснениях поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.07.2012 N 1729 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края" были переданы из федеральной собственности в собственность СП "Яснинское", в том числе, следующие объекты недвижимости:
- резервуар горюче - смазочных материалов, расположенный по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Лесная, площадка N 6 (4,5 км. от п. ст.Ясная), N 62 г по генплану;
- резервуар мазута, расположенный по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Лесная, площадка N 6 (4,5 км. от п. ст.Ясная), N201а по генплану;
- котельная, расположенная по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, в/г 24;
- насосная мазута, расположенная по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, 7 км. на север, площадка N 13, N 14 по генплану;
- казарма, расположенная по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, в/г 24;
- резервуар мазута, расположенный по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, 7 км. на север, площадка N 13, N 13 по генплану;
- котельная, расположенная по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, 7 км. на север, площадка N 13, N 8 по генплану.
Данный приказ послужил основанием для обращения Администрации в суд с настоящим заявлением.
Автор апелляционной жалобы указывает, что оспариваемый приказ, принятый в одностороннем порядке без согласия на то Администрации и без соответствующей компенсации дополнительных расходов, связанных с эксплуатацией передаваемого имущества, нарушает имущественные права муниципального образования, ограничивает его самостоятельность в решении вопросов местного значения, ставит его в неравное положение с другими собственниками имущества и, таким образом, противоречит статьям 8 (часть 2), 12, 130 (часть 1), 132 (часть 1) и: 133 Конституции Российской Федерации.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, из федеральной собственности в муниципальную собственность, регулирует Федеральный закон "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
Передаче в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположено жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п.п. 1 и 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с подп. "е" п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
На основании подп. 71 п. 7, подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В связи с тем, что спорное имущество не использовалось в интересах Минобороны России, был издан соответствующий приказ Министра обороны Российской Федерации от 04.07.2012 N 1729 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края".
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со своими полномочиями по распоряжению имуществом, предоставленными Минобороны России Правительством Российской Федерации, Минобороны России правомерно распорядилось своим имуществом, в том числе, путем издания указанного ненормативного правого акта, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Довод заявителя о том, что приказ Министра обороны Российской Федерации от.04.07.2012 1729 нарушает его имущественные права в виде дополнительных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией переданного имущества несостоятелен.
В соответствии с подп.1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423 - ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность является основанием для возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.
Предусмотренное частью 1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423 - ФЗ решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе муниципального образования, которым такое имущество передано.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода прав на имущество осуществляется в десятидневный срок со дня поступления в регистрирующий орган соответствующего решения о передаче.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в настоящее время на часть объектов право собственности СП "Яснинское" зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Также не состоятельны доводы заявителя о том, что передаточные акты не были подписаны со стороны Администрации.
В соответствии с положениями абз. 24 - 26, ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу в 3-недельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок представляется для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
Во исполнение п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.07.2012 г. N 1729 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края" Федеральным государственным казенным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в адрес СП "Яснинское" были направлены передаточные акты для подписания и отправке в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Однако, со стороны СП "Яснинское" акты приема - передачи подписаны не были.
В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органам, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Ссылка подателя жалобы на выводы, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку названным Определением положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Таким образом, процедура передачи федерального имущества в муниципальную собственность, путем издания оспариваемого приказа, установленная действующим законодательством, ответчиком не нарушена, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
При изложенных обстоятельствах оспариваемый приказ от 04.07.2012 N 1729 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, приведенных в апелляционной жалобе, то они не могут служить основанием для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.01.2013 N А40-134879/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134879/2012
Истец: Администрация сельского поселения "Яснинское" муниципального р-на"Оловяннинский район", Администрация сельского поселения Яснинское муниципального района Оловяннинский район, Департамент госимущества и ЗО Забайкальского края
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10846/13
28.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12672/13
05.03.2013 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7757/13
17.01.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134879/12