г. Пермь |
|
28 мая 2013 г. |
Дело N А60-48508/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - Поспелова О.В., доверенность от 20.05.2013,
от иных лиц, участвующие в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 марта 2013 года
по делу N А60-48508/2012,
вынесенное судьей Биндером А.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Атрон" (ОГРН 1026602335198, ИНН 6658120636)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, индивидуальный предприниматель Андржеевский Михаил Юрьевич (ОГРНИП 307660417300016, ИНН 665897271685), индивидуальный предприниматель Шипилова Елена Игоревна (ОГРНИП 308665802900022, ИНН 665896701695), индивидуальный предприниматель Шипилов Олег Михайлович (ОГРНИП 304665817400025, ИНН 665800458837), общество с ограниченной ответственностью "МАЛЛОК" (ОГРН 1026604948435, ИНН 6658100189), общество с ограниченной ответственностью "Зета" (ОГРН 1026604951845, ИНН 6670012186), общество с ограниченной ответственностью "Юнистрой" (ОГРН 1056604802583, ИНН 6673123720), общество с ограниченной ответственностью "Нептун" (ОГРН 1046603489305, ИНН 6670051185), общество с ограниченной ответственностью "Зима" (ОГРН 1026604961569, ИНН 6670013542), общество с ограниченной ответственностью "Хладокомбинат-4" (ОГРН 1026604936533, ИНН 6670005661), общество с ограниченной ответственностью "Логистическая компания "Рыбопродукты" (ОГРН 1076670016719, ИНН 6670175208), открытое акционерное общество "Торговый дом "Русский холодъ" (ОГРН 1052201906657, ИНН 2221069438), Фадичева Елена Борисовна, Миронова Елена Львовна, Хисаметов Гайфулла,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атрон" (далее - ООО "Атрон", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 общей площадью 30487 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 145а, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 53 722 174 руб.
Определениями суда от 07.12.2012 и от 24.01.2013 согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, индивидуальный предприниматель Андржеевский Михаил Юрьевич, индивидуальный предприниматель Шипилова Елена Игоревна, индивидуальный предприниматель Шипилов Олег Михайлович, общество с ограниченной ответственностью "МАЛЛОК" (далее - ООО "МАЛЛОК"), общество с ограниченной ответственностью "Зета" (далее - ООО "Зета"), общество с ограниченной ответственностью "Юнистрой" (далее - ООО "Юнистрой"), общество с ограниченной ответственностью "Нептун" (далее - ООО "Нептун"), общество с ограниченной ответственностью "Зима" (далее - ООО "Зима"), общество с ограниченной ответственностью "Хладокомбинат-4" (далее - ООО "Хладокомбинат-4"), общество с ограниченной ответственностью "Логистическая компания "Рыбопродукты" (далее - ООО "Логистическая компания "Рыбопродукты"), открытое акционерное общество "Торговый дом "Русский холодъ" (далее - ОАО "Торговый дом "Русский холодъ"), Фадичева Елена Борисовна, Миронова Елена Львовна, Хисаметов Гайфулла.
Решением суда от 06.03.2013 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 145а, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно 53 722 174 руб.
Третье лицо Администрация города Екатеринбурга (далее - Администрация) с решением суда от 06.03.2013 не согласна, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права, а именно, ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку необоснованно отказал Администрации в назначении судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Заявитель апелляционной жалобы в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда не подлежащим отмене, поскольку значения рыночной стоимости, указанные в отчете, представленном истцом и в отчете, представленном администрацией, практически совпадают (разница составляет 2 - 3 %), существенно при этом отличаясь от кадастровой стоимости земельного участка (более 150%).
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
В апелляционной жалобе Администрации содержится ходатайство о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 площадью 30487 кв. м, по состоянию на 01.01.2010.
Данное ходатайство отклонено судом апелляционной инстанции на основании ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство Администрации о приобщении к материалам дела копии кадастрового паспорта от 18.04.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 удовлетворено на основании п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 24.02.2004 N 2500 между Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ООО "Атрон", ООО "Зета", ООО "МАЛЛОК", ООО "Хладокомбинат-4", ООО "Зима", предпринимателями Шипиловой Е. И. и Шипиловым О. М. (арендаторы) заключен договор аренды земельного участка от 07.04.2004 N Т-116/0219, согласно условиям которого, арендатору во временное владение передан земельный участок общей площадью 34500 кв. м. с кадастровым номером 66:41:0703010:0008, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 145а, под объект пищевой промышленности. Срок аренды с 24.02.2004 по 23.02.2019 (п.п. 1.1, 2.1., л.д. 15 т. 1).
Земельный участок передан арендодателем арендаторам по акту (л.д. 87 т. 2).
Договор аренды от 07.04.2004 N Т-116/0219 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 22 оборот т. 1).
Земельный участок площадью 30487 кв. м. с кадастровым номером 66:41:0703010:21 был поставлен на кадастровый учет 28.06.2012, как образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:0008 (л.д. 27 т.1).
На основании постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 132712349,96 руб.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 132712349,96 руб., утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, превышает рыночную стоимость земельного участка. В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО "Листик и партнеры - Екатеринбург" от 23.10.2012 N 04-ОЦ-29/2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 по состоянию на 01.01.2010 составляет 53 722 174 руб. (л.д. 1-258 т. 2).
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21, его рыночной стоимости, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п. 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 названного Положения).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 по состоянию на 01.01.2010 существенно превышает рыночную стоимость этих земельных участков.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 3 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0703010:21 был поставлен на кадастровый учет 28.06.2012, как образованный из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:0008.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в размере 132712349,96 руб., исходя из удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", по состоянию на 01.01.2010.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты кадастровой стоимости земель. Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 08.02.2013.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, не может повлечь изменение сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав истца.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Ссылка Администрации на нарушение судом положений ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необоснованном отказе в назначении экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание.
Согласно п. 1 ст. 82 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
С учетом установленных судом апелляционной инстанции по делу обстоятельств, результаты экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, не повлекут иных выводов.
Решение суда об удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0703010:21 подлежит отмене, в удовлетворении указанного требования следует отказать.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В удовлетворении иска следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требовании и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца. Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация города Екатеринбурга освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2013 года по делу N А60-48508/2012 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48508/2012
Истец: ООО "Атрон"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, ИП Андржеевский М Ю, Миронова Елена Львовна, ОАО "Торговый дом "Русский холодъ", ООО "Атрон", ООО "Зета", ООО "Зима", ООО "Логистическая компания "Рыбопродукты", ООО "Маллок", ООО "Нептун", ООО "Хладокомбинат-4", ООО "Юнистрой", Фадичева Елена Борисовна, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Хисайметов Гайфулла, Хисаметов Гайфулла, Хисаметова Гайфулла, Шипилов О. М., Шипилова Елена Игоревна