г. Чита |
|
4 июня 2013 г. |
Дело N А58-1449/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Стрелкова А.В., Даровских К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коробейниковой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2013 года по делу N А58-1449/2012 по исковому заявлению государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145, юридический адрес: г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок А) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079, юридический адрес: г. Якутск, ул. Кирова, 12), администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400431402, ИНН 1410005124, юридический адрес: г. Вилюйск, ул. Ленина, 49) о взыскании 594 830,05 руб., с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования "Халбакинский наслег" муниципального района "Вилюйский район (улус) Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1061410000266, ИНН 1410159893, юридический адрес: Вилюйский улус, с. Тосу, ул. Октябрьская, 1),
(суд первой инстанции: судья Аринчёхина А.А.),
установил:
государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - ГУП "ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании убытков, возникших в 2009 году, в сумме 594 830,05 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное образование "Вилюйский район".
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.05.2012 муниципальное образование "Вилюйский район" исключено из состава третьих лиц, администрация муниципального образования "Вилюйский район" привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Халбакинский наслег муниципального района "Вилюйский район (улус)" Республики Саха (Якутия).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 производство по делу в части исковых требований к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Как утверждает заявитель, задолженность образовалось вследствие нарушения ответчиком положений, установленных постановлением правительства Республики Саха Якутия) N 6 от 19.01.2008 "О порядке и методике распределения средств, передаваемых органам местного самоуправления для финансирования убытков предприятий ЖКХ в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании ЖКУ".
Согласно пункту 4 указанного порядка обязательства по предоставлению бюджетам муниципальных поселений и городских округов дотации по возмещению убытков ЖКХ являются расходными обязательствами органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и подлежат финансированию из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) все предусмотренные законом обязательства по финансированию исполнило.
Согласно установленному субъектом Российской Федерации порядку ответчик должен был перечислить муниципальному образованию "Халбакинский наслег" для возмещения межтарифной разницы по договору N 10/15-09 о субсидировании компенсации выпадающих доходов) организациям, предоставляющих коммунальные ресурсы и водоотведение для нужд населения по тарифам, не обесценивающим возмещение издержек, в связи с применением государственных регулируемых цен.
Между тем, ответчик бюджетные ассигнования использовал в нецелом направлении. Бюджетные ассигнования полностью должны были обеспечить муниципальному образованию "Халбакинский наслег" исполнение принятых обязательств по договору N 10/15-09.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: 1.01.2009 между муниципальным образованием "Халбакинский наслег" Вилюйского улуса (район) Республики Саха (Якутия) и истцом заключён договор N 10/15-09 о субсидировании (компенсации выпадающих доходов) организациям, предоставляющим коммунальные ресурсы и водоотведение для нужд населения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в связи с применением государственных регулируемых цен.
Из пункта 1.1 договора следует, что настоящий договор регулирует отношения по предоставлению распорядителем (ответчиком) получателю (истцу) бюджетных средств в виде субсидии в связи с применением государственных регулируемых цен для компенсации выпадающих доходов при поставке коммунальных ресурсов и водоотведения для нужд населения, проживающего на территории муниципального образования.
Компенсация предоставляется в виде безвозмездного перечисления получателю денежных средств в размере плановой компенсации с учётом недопоставки (перепоставки) (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора сумма планового размера компенсации получателю согласно приложению N 1 по настоящему договору составляет 7 505 835,70 руб.
Сторонами к договору подписано распределение договорной суммы субсидий на компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием цен на 2009 год по муниципальному образованию "Халбакинский наслег" Вилюйского улуса" (приложение N 2 к договору).
Сторонами договора подписаны акты поставки коммунальных ресурсов и водоотведения для нужд населения за январь, февраль, март, 1 квартал, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года.
Сторонами договора также подписан акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.12.2009 с разногласиями на сумму 594 830,05 руб. со стороны муниципального образования "Халбакинский наслег" муниципального района "Вилюйский (район) улус".
Ответчик не оплатил в полном объёме предъявленную ему истцом сумму.
Истец, полагая, что ответчиком в полном объёме не возмещена сумма убытков, связанных с государственным регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения за 2009 год, обратился в суд с иском о взыскании 594 830,05 руб.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: в 2009 году истец являлся ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии населению на территории с. Халбатцы.
В спорный период регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации производилось в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Финансирование федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется за счёт средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации (статья 7 указанного Федерльного закона).
Пунктом 4 Порядка распределения средств, передаваемых органам местного самоуправления для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению, утверждённого постановлением правительства Республики Саха (Якутия) N 6 от 19.01.2008, установлено, что обязательства по предоставлению бюджетам муниципальных поселений и городских округов дотаций по возмещению убытков жилищно-коммунального хозяйства являются расходными обязательствами органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и подлежат финансированию из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Порядок распределения средств устанавливается Республикой Саха (Якутия).
Дотации на возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства предоставляются на следующие виды услуг, оказываемых населению: отопление; снабжение горячей водой; снабжение холодной водой; услуги централизованной канализации; услуги вывозной канализации (пункт 3 указанного Порядка).
Распределение средств, передаваемых органам местного самоуправления для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению по муниципальным районам и городским округам производится правительством Республики Саха (Якутия) и передается бюджетам муниципальных районов в виде субсидий.
Распределение средств для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению по муниципальным поселениям производится муниципальными районами (пунктом 5 Порядка).
Законом Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год" утверждено финансирование убытков предприятий ЖКХ в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании ЖКУ населению по разделу 1102, целевой статье 5210153 в сумме 7 088 684 000 руб.
На 2009 год были предусмотрены субсидии на финансирование убытков предприятий ЖКХ по муниципальному району "Вилюйский улус район Республики Саха (Якутия)" в сумме 113 790 000,60 руб.
Министерством Финансов Республики Саха (Якутия) перечислены субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету муниципального района "Вилюйский улус (район)" в 2009 году на финансирование убытков предприятий ЖКХ, связанных с государственным регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, в сумме 113 390 600 руб.
Действительно, из представленных в материалы дела платёжных поручений, не представляется возможным установить, в каком размере переданы денежные средства на финансирование убытков по отдельным ресурсам.
Между тем, районной администрацией муниципальный район "Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)" в 2009 году на финансирование убытков предприятий ЖКХ, связанных с государственным регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, перечислено ответчику 6 911 000 руб. для муниципального образования "Халбакинский наслег" муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) на отопление, что подтверждается платёжными поручениями N 10246 от 19.05.2009, N 13782 от 26.06.2009, N 17029 от 7.09.2009, N 7883 от 17.04.2009, N 4171 от 16.03.2009, N 107 от 2.02.2009 и выписками из лицевого счёта.
Третьему лицу на финансирование выпадающих доходов муниципальным районом было перечислено из бюджета всего 6 911 000 руб., что меньше на 594 830,05 руб., чем согласованная сторонами в спорном договоре компенсация выпадающих доходов.
Кроме того, в материалах дела также имеется акт сверки взаимных расчётов за период по состоянию на 31.12.2009 с разногласиями на сумму 594 830,05 руб. со стороны муниципального образования "Халбакинский наслег" муниципального района "Вилюйский (район) улус" Республики Саха (Якутия) по мотиву перечисления им в полном объёме полученной субсидии истцу.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в актах поставки коммунальных ресурсов для нужд населения и акте сверки взаимных расчётов за период 2009 года объём потреблённых ресурсов населением указан одной цифрой, что не позволяет проверить расчёт истца и выяснить, за какой объём поставленных услуг истец просит взыскать межтарифную разницу.
К тому же, объём потреблённых населением ресурсов, указанный в актах, не подтверждён первичными документами. Из данных актов невозможно установить данные о потребителях и количестве поставленных гражданам коммунальных ресурсов.
Сведений о сумме, фактически оплаченной в спорный период населением за оказанные коммунальные услуги, в материалах дела не имеется.
Истцом не представлено доказательств того, что им поставлены коммунальные ресурсы в заявленном им объёме, а также, что ответчик является надлежащим по возмещению убытков, возникших у истца.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2013 года по делу N А58-1449/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетоврения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А.Куклин |
Судьи |
А.В.Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1449/2012
Истец: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" Филиал "Коммунтеплосбыт"
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия), МО "Вилюйский улус"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Халбакинский наслег" Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1857/13
12.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1449/12
07.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4260/13
04.06.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1857/13
15.03.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1449/12