г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А56-76106/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
от 3-х лиц: не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8112/2013) ООО "Веста Плюс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2013 по делу N А56-76106/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Комитета по информатизации и связи
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лица: ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Спецтехнологии", ООО "Веста Плюс"
Об оспаривании решения и предписания
установил:
Комитет по информатизации и связи (191060, Санкт-Петербург, Смольный, далее - Комитет, заявитель, заказчик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании недействительными решения и предписания по делу N 94-1679/12, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (191186, Санкт-Петербург, Невский пр-кт., д. 7-9, далее - УФАС, Управление) 13.12.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (127006, Москва, ул. Каретный ряд, д.2/1), общество с ограниченной ответственностью "Спецтехнологии" (190013, Санкт-Петербург, Малодетскосельский пр-кт, д. 28, литер А, пом. 3-Н), общество с ограниченной ответственностью "Веста Плюс" (198095, САНКТ-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, оф. 621).
Решением от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Считая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела, ООО "Веста Плюс" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 20.02.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе Комитету в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, установление Комитетом требования о наличии у участника аукциона лицензии на телематические услуги, на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и осуществление работ с использование сведений, составляющих государственную тайну, ограничивает число участников и нарушает основные принципы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, податель жалобы считает, что отсутствие указания на источники информации применяемых расценок единиц продукции (товаров, материалов) не соответствует требованиям закона N 94-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.11.2012 Комитетом по информатизации и связи (заказчик) на официальном сайте Российской Федерации размещено извещение N 0172200006112000171 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по созданию сегмента автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее - АИС ОБЖ) на территории Красносельского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга.
В связи с жалобами ООО "Спецтехнологии", ООО "Веста" на действия заказчика, Управление в порядке части 5 статьи 17 Закона N 94-ФЗ провело внеплановую проверку.
По результатам проверки УФАС принято решение от 13.12.2012 N 94-1679/12, которым жалобы ООО "Спецтехнологии" и ООО "Веста Плюс" признаны частично обоснованными, действия заказчика признаны нарушившими:
- части 4 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, выразившееся в установлении требований к участникам размещения заказа, не предусмотренного Законом о размещении заказов, в части наличия лицензии на телематические услуги связи, лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ, выразившееся в не указании в аукционной документации расчета начальной максимальной цены государственного контракта в соответствии с требованиями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
На основании данного решения антимонопольным органом вынесено предписание от 13.12.2012 N 94-1679/12, которым заказчику предписано:
- устранить нарушения части 4 статьи 11, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путем прекращения размещения и отмены всех юридически значимых действий, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме N 0172200006112000171 (аннулирование процедуры размещения заказа);
- ОАО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить заказчику техническую возможность исполнения данного предписания;
- представить в срок до 13.01.2013 доказательства исполнения предписания.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Комитет оспорил их в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ, часть 1 статьи 1 которого в числе прочего устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (часть 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ).
Согласно статье 41.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3 Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 названного Закона.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта (часть 4 статьи 41.6), а также требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 41.6).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В силу части 4 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Как следует из части 17 информационной карты аукциона, заказчиком установлено требование о наличии у участников данного заказа лицензии на телематические услуги связи, лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Податель жалобы считает, что в предмете контракта отсутствует деятельность по оказанию телематических услуг, в связи с чем требование о наличии действующей лицензии на такие услуги связи не соответствует предмету аукциона и нарушает требования части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Данный довод оценен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Как правомерно отметил суд, в силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Телематические услуги связи включены в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 (далее - постановление Правительства РФ N 87).
Постановлением Правительства РФ N 87 определено, что к условиям осуществления деятельности в области оказания услуг связи относится, в том числе, обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю приема и передачи телематических электронных сообщений.
Из документации об аукционе видно, что выполнение второго этапа работ предполагает осуществление интеграции созданного на территории Красносельского района сегмента АИС ОБЖ в действующую на территории Санкт-Петербурга техническую инфраструктуру АИС ОБЖ и обеспечение этим сегментом формирование, сбор, обработку, постоянную круглосуточную регистрацию, архивирование, хранение, передачу и отображение соответствующей информации в виде телематических сообщений в Автоматизированную информационную систему "Городской центр видеонаблюдения" (далее - ГЦВН) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской мониторинговый центр" (далее - СПб ГКУ "ГМЦ"), которые должны передаваться по каналам Единой мультисервисной телекоммуникационной сети Санкт-Петербурга (далее - ЕМТС), а также по резервному радиоканалу сети сотовой связи стандарта GSМ. При этом должно обеспечиваться автоматическое переключение каналов связи с основного на резервный канал и обратно без нарушений в режиме функционирования при передаче извещений. Максимальное время передачи телематического сообщения - не более 3 секунд. Режим работы абонентского оборудования - непрерывный, круглосуточный. Указанное требование установлено пунктом 8.1.3.1 Технического задания. Пунктом 8.1.5 Технического задания определено, что в целях проверки корректной работы построенный на территории Красносельского района сегмент АИС ОБЖ подлежит тестовой эксплуатации в течение 30 дней, включающей передачу видеосигнала, а также телематических электронных сообщений от Системы мониторинга объектов (СМО) в СПб ГКУ "ГМЦ" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 28, с последующим оформлением акта комиссии по прохождению тестовой эксплуатации.
Таким образом, в период пусконаладочных работ от монтируемого оконечного оборудования Системы видеонаблюдения (СВН) и Системы мониторинга объектов (СМО) будет формироваться и передаваться через ЕМТС органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и по радиоканалам сети сотовой связи стандарта GSМ телематические электронные сообщения, которые, в свою очередь, будут обрабатываться в информационно-телекоммуникационных сетях АИС ОБЖ.
Стоимость предоставления телематических услуг связи по условиям аукционной документации должна быть определена в сметном расчете, который предоставляется подрядчиком в составе проектной и рабочей документации, разработанной в соответствии с требованиями к проектированию (приложении N 3 к Техническому заданию) в ходе выполнения первого этапа работ по контракту.
Таким образом, если в результате выполнения работ построенный сегмент АИС ОБЖ не будет интегрирован с действующей на территории Санкт-Петербурга технической инфраструктурой АИС ОБЖ, цели выполнения работ, предусмотренные документацией об аукционе, достигнуты не будут.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об обоснованном включении Комитетом в документацию об аукционе требования о наличии у участника размещения заказа действующей лицензии на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи.
Податель жалобы также считает, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение УФАС в названной части, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 8.1.3.1 Технического задания, Комитет поручает подрядчику выполнить интеграцию созданной районной системы в действующую на территории Санкт-Петербурга техническую инфраструктуру АИС ОБЖ.
В силу пункта 8.1.3.2 Технического задания подрядчик должен обеспечить техническую защиту конфиденциальной информации (видеоинформации и иной служебной информации, хранящейся в информационных системах государственных органов, в том числе персональные данные). Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе, и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней. Требования технической защиты конфиденциальной информации должны обеспечиваться как организационными, так и техническими мерами.
Согласно пункту 17 задания на проектирование (приложение N 3 к Техническому заданию) подрядчику на этапе проектирования необходимо выполнить работы по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.
Пунктом 8.1.1.5 установлено, что при выполнении работ на территории защитных сооружений гражданской обороны Красносельского района районов Санкт-Петербурга, необходимо обеспечить соблюдение требований законодательства "О государственной тайне".
В соответствии с Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна) относятся к сведениям конфиденциального характера.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
В силу пункта 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
Как правомерно указал суд, защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗСГО) является объектом административного управления гражданской обороны и, в соответствии с пунктами 44, 45 Указа Президента РФ от 11.02.2006 N 90, все сведения, ставшие известными при производстве работ в рамках Технического задания, а именно: дислокация, предназначение, степень защищенности объекта подпадают под действие Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием, подрядчику необходимо иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Кроме того, оспариваемым решением Комитету вменено нарушение пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ, выразившееся в не указании в аукционной документации расчета начальной максимальной цены государственного контракта в соответствии с требованиями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Частью 2 статьи 19.1 Закона N 94-ФЗ определено, что в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 13.02.2012 г. N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" разъяснила, что если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
Из материалов дела видно, что в Приложении N 2 к Техническому заданию "Расчет стоимости строительно-монтажных работ сегмента автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ) на территории Красносельского района Санкт-Петербурга на основе объекта-аналога" указано, что для расчета объекта-аналога используется объектная смета на выполнение работ по расширению АИС ОБЖ на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга, выполняемая в соответствии с государственным контрактом N 286-05-12 от 31.05.2012. Оценочная стоимость СМР объекта - аналога = 1 076, 56 тыс. руб.
Поскольку работы, предусмотренные в документации об аукционе, аналогичны работам, предусмотренным государственным контрактом N 286-05-12 от 31.05.2012, последний правомерно взят Комитетом за основу при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Комитета нарушений требований Закона N 94-ФЗ при размещении указанного выше государственного контракта и признал недействительными оспариваемые акты антимонопольного органа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены. Доказательств, опровергающих данные выводы, подателем жалобы не представлено.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы ООО "Веста Плюс".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А56-76106/ оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Веста Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76106/2012
Истец: Комитет по информатизации и связи
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Веста Плюс", ООО "Спецтехнологии"