Тула |
|
6 июня 2013 г. |
Дело N А23-41/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ирис Пак" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1044004214154, ИНН 4025079930) - Воробьева Д.Ю. (доверенность от 14.05.2013), Русанова В.А. (решение от 15.11.2011 N 11) и административного органа - министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга) - Зеленцова Ю.Л. (доверенность от 29.12.2012 N ВЖ-1925-12), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ирис Пак" на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.04.2013 по делу N А23-41/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ирис Пак" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2012 N 113 министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что министерство не доказало вид выбрасываемых вредных веществ, его количество и концентрацию, а также, что установленное количество указанного вещества превысили предельно допустимые нормативы качества атмосферного воздуха, при этом пробы образцов воздуха министерством не отбирались. По мнению подателя жалобы, заявитель не подлежит административной ответственности за размещение отходов производства и потребления, поскольку обязанность по их вывозу и размещению осуществляет закрытое акционерное общество "Таском". Общество указывает, что факт проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания одним должностным лицом министерства является существенным нарушением требований КоАП РФ, поскольку не позволило объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Податель жалобы ссылается на нарушение министерством требований части 1 статьи 29.7 КоАП РФ. Заявитель полагает, что министерство не подтвердило факт наличия у общества стационарного источника выбросов вредных веществ.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав явившихся представителей, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя управления охраны окружающей среды министерства от 11.10.2012 N 374-12 в период 19.11.2012 по 21.11.2012 и 12.12.2012 проведена плановая выездная проверка общества по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Толстого, д. 37 а.
В ходе проверки установлено, что в процессе хозяйственной деятельности у общества образуются следующие виды отходов производства и потребления:
- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (отходы 1-го класса опасности);
- отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (отходы 4-го класса опасности).
Кроме того, общество использует (эксплуатирует) стационарный и передвижные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: нежилое помещение, используемое для стоянки транспортных средств по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Толстого, д. 37, самоходные машины (паспорта ТА 072057 и ТВ 042779) и транспортное средство (паспорт 50 ТЕ 114955).
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками и размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2011 года, 1 - 3 кварталы 2012 года произведено обществом 04.12.2012, то есть с нарушением сроков, установленных для ее уплаты (внесения). Исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником за указанный период обществом не произведены.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом министерства при участии законного представителя общества 12.12.2012 составлен акт проверки N 1/374-12/41 и протокол об административном правонарушении N 3/374-12/121, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ. Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 18.12.2012 на 12 часов 00 минут.
Копия протокола получена представителем общества.
По итогам рассмотрения дела административным органом вынесено постановление от 18.12.2012 N 113 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Субъектами платы за размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ) за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия (далее - Порядок), который согласно пункту 1 Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в частности, за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" установлен срок уплаты (внесения) платы за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается обществом, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками и размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2011 года, 1 - 3 кварталы 2012 года произведено обществом лишь 04.12.2012, то есть с нарушением сроков, установленных для ее уплаты (внесения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на субъекты хозяйственной деятельности, имеющие стационарные, передвижные и иные источники воздействия на окружающую среду, то есть на все категории лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой эксплуатируются, в том числе, стационарные источники выбросов (загрязняющих) веществ - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционируемый постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий, согласованной с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации приказом от 28.10.1998, установлен порядок расчета валовых и максимально разовых выбросов загрязняющих веществ (оксида углерода, углеводородов, оксидов азота, соединений свинца, соединений серы и пр.) от источников загрязнения атмосферы, в том числе, стоянок автомобилей.
Судом первой инстанции установлено, что общество арендует нежилое помещение, используемое для стоянки автомобилей, расположенное по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Толстого, д. 37, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами от 01.03.2011 N 2011/05АР, от 01.02.2012 N 2012/06А, приложениями N 4 к данным договорам и материалами фотосъемки, приложенных к акту проверки от 12.12.2012.
Таким образом довод апелляционной жалобы о том, что министерство не подтвердило факт наличия у общества стационарного источника выбросов вредных веществ судебной коллегией отклоняется.
В силу специфики функционирования арендуемого обществом нежилого помещения его эксплуатация неразрывно связана с постоянным выбросом в атмосферный воздух вредных веществ в виде выхлопных газов находящихся на стоянке автомобилей, а также продуктов сжигания топлива. Указанное свидетельствует о том, что заявитель, являясь арендатором стационарного источника, осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферу.
При этом имеющийся у общества стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (стоянка транспортных средств и самоходных машин) является неорганизованным источником, в связи с чем определение количественных и качественных характеристик выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от данного источника инструментальным методом (путем отбора проб атмосферного воздуха) технически не представляется возможным.
Определение количественных и качественных характеристик выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников выполняется с помощью расчётных методов, базирующихся на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, сочетании расчётных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников (для стоянок автомобилей применяется Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчётным методом), утверждённая Министерством транспорта РФ 28.10.1998, согласованная с Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды и гидрометеорологии 26.08.1998 N 05-12/16-389).
Обязанность по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду стационарным источником выбросов вредных веществ за 4 квартал 2011 года, 1 - 3 квартал 2012 года обществом в установленный срок не исполнена, соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.
Таким образом, объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения подтверждена материалами дела: актом проверки с материалами фотосъемки и протоколом об административном правонарушении от 12.12.2012, договорами от 01.03.2011 N 2011/05АР, от 01.02.2012 N 2012/06А, приложениями N 4 к данным договорам, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду общества за 4 квартал 2011 года и 1 - 3 квартал 2012 года, платежными поручениями от 04.12.2012, паспортами транспортного средства 50 ТЕ 114955 и самоходных машин ТА 072057 и ТВ 042779).
Кроме того, установленные в ходе проверки факты подтверждаются и объяснениями законного представителя общества Русанова В.А., отражёнными в протоколе об административном правонарушении от 12.12.2012 N 3/374-12/121, согласно которым нарушения допущены по причине недостаточной информированности о требованиях природоохранного законодательства.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований по охране окружающей среды, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.41 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что министерство назначило обществу штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией приведенной нормы.
Довод общества о том, что министерство не доказало вид выбрасываемого вещества, его количество и концентрацию, а также, что установленное количество вредного вещества превысили предельно допустимые нормативы качества атмосферного воздуха не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.41 КоАП РФ, является невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое обществом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками и размещение отходов производства и потребления на основании расчетов за 4 квартал 2011 года, 1 - 3 кварталы 2012 года внесена заявителем с нарушением сроков, установленных для ее уплаты.
При этом разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником обществом не получено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заявитель не подлежит административной ответственности за размещение отходов производства и потребления, поскольку обязанность по их вывозу и размещению осуществляет закрытое акционерное общество "Таском" отклоняется судом апелляционной инстанции.
То обстоятельство, что в процессе хозяйственной деятельности у общества образуются отходы 1-го и 4-го класса опасности, заявителем не оспаривается.
Из материалов дела не усматривается, что закрытому акционерному обществу "Таском", которое согласно писем от 27.11.2012 N 69 и от 29.11.2012 N 2-05/602 осуществляет вывоз твердых бытовых отходов общества, переходит право собственности на указанные отходы, равно как не усматривается, что в цену услуг по вывозу твердых бытовых отходов включена плата за негативное воздействие на окружающую природную среду исполнителю.
Кроме того, пунктами 3.8 договоров аренды от 01.03.2011 N 2011/05АР, от 01.02.2012 N 2012/06А между закрытым акционерным обществом "Таском" (арендодателем) и обществом (арендатором) установлено, что ответственность за охрану окружающей среды несет арендатор.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущено.
Ссылка заявителя на то, что на нарушение министерством требований части 1 статьи 29.7 КоАП РФ суд апелляционной инстанции отклоняется, поскольку постановление по делу об административном правонарушении от 18.12.2012, вынесенное при участии законного представителя общества, содержит все необходимые сведения, предусмотренные указанной нормой КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания одним должностным лицом министерства является существенным нарушением требований КоАП РФ, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в соответствии с пунктом 1.4 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 11.05.2011 N 146 (далее - Положение о министерстве) является уполномоченным органом управления в области охраны окружающей среды и осуществления в рамках своих полномочий областного государственного экологического контроля.
Пунктами 3.27 и 3.58 Положения о министерстве определены полномочия в соответствии с возложенными на него задачами, пунктами 4.11 и 4.3 данного положения министерство наделено соответствующими правами для выполнения возложенных на него задач и реализации функций и полномочий.
С учетом положений части 1 и 2 статьи 23.29, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, а также утвержденного постановлением Правительства Калужской области N 327 от 20.06.2011 Перечня должностных лиц министерства, осуществляющих областной государственный экологический контроль, государственный инспектор Калужской области по охране природы Зеленцов Ю.Л., был вправе составить протокол по материалам проведенной проверки и рассматривать дело об административном правонарушении в отношении общества. При этом действующее законодательство не содержит запретов на возможность совершения всех этих действий одним и тем же должностным лицом.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 03.04.2013 по делу N А23-41/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-41/2013
Истец: ООО "ИРИС ПАК"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, Управление охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области Отдел государственного экологического надзора