Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 февраля 2008 г. N КА-А40/521-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 г.
ИФНС России N 10 по г. Москве (далее - налоговый орган) была проведена выездная налоговая проверка в отношении Общественной организации "Союз композиторов России" (далее - заявитель, организация) по вопросам правильности исчисления и уплаты заявителем НДС, налога на прибыль, налога на рекламу, налога с продаж, транспортного налога, налога на имущество, налога на землю, НДФЛ, ЕСН, страховых взносов на ОПС за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
По результатам выездной налоговой проверки вынесено решение от 03.11.2006 N 18643/14/33 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому заявитель был привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 113 410,41 руб.; по ст. 120 НК РФ в размере 15 000 руб.; по ст. 123 НК РФ в размере 18 295,80 руб.; по ст. 126 НК РФ в размере 250 руб.; предложено уплатить налогов (сборов) в общей сумме 643 036,04 руб., страховые взносы по ОПС в размере 21 228,20 руб., пени в размере 2 978,17 руб. и штрафные санкции в размере 4 245,64 руб., внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет, представить сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ; доначислен НДС в размере 464 руб.
На основании указанного решения налоговым органом были выставлены требование об уплате налоговой санкции N 18643/14/33/1 от 03.11.2006 и требование об уплате налога N 18643/14/33/2 от 03.11.2006.
В связи с неуплатой налогов (сборов, взносов) по требованию N 18643/14/33/2 от 03.11.2006 налоговым органом вынесено решение N 555 от 20.12.2006 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках".
Также налоговым органом было вынесено решение N 12/7187 от 20.12.2006 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке".
Считая решение и требования налогового органа частично незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя, Общественная организация "Союз композиторов России" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 10 по г. Москве о признании недействительным решения от 03.11.2006 N 18643/14/33 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части: п. 3 подп. 3.1. б) в части доначисления ЕСН (с сумм, перечисленных индивидуальным предпринимателям К.В.Е. и А.С.Ю.) в сумме 202 652,04 руб.; п. 3 подп. 3.1 в) в части начисления пени в сумме 34 087,85 руб. с суммы не исчисленного и не удержанного налога на доходы физических лиц в 2003 году и 2005 году; п. 1 подп. 3 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 17 771,80 руб.; п. 1 подп. 1 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 40 530,41 руб.; п. 3 подп. 3.1 в) в части начисления пени по ЕСН в сумме 78 055,40 руб.; п. 3.2 - полностью; п. 1 подп. 4 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 руб., а также незаконными требований N 18643/14/33/2 от 03.11.2006 об уплате налога в части: предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 34 087,85 руб.; ЕСН в сумме 202 625,04 руб. и пени по ЕСН в сумме 78 055,40 руб.; N 18643/14/33/1 от 03.11.2006 об уплате налоговой санкции в части: предложения уплатить штраф по ст. 123 НК РФ за неполную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 17 771,80 руб.; штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН в сумме 40 530,41 руб.; штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 100 руб., с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007, требования удовлетворены по заявленным основаниям.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что решение и требования налогового органа в оспариваемой части не соответствуют налоговому законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов в связи с нарушением судами норм материального права, поскольку, по мнению налогового органа, суд делает неправомерный вывод об уведомительном характере внесения любой информации, касающейся видов деятельности индивидуального предпринимателя, ссылаясь на порядок оформления "Заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439; услуги по организации фестивалей А.С.Ю. и К.В.Е. оказывали по гражданско-правовым договорам в качестве физических лиц, а не в качестве индивидуальных предпринимателей; на основании п. 3 ст. 238 НК РФ, по гражданско-правовым договорам, связанным с выполнением работ (оказанием услуг), не формируется налоговая база по ЕСН только в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации; согласно ст.ст. 226, 235, 236 НК РФ заявитель является источником выплаты дохода в связи с чем, налоговым агентом по налогу на доходы и плательщиком единого социального налога.
Дело по кассационной жалобе рассматривается в отсутствие сторон на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ, отзыв на кассационную жалобу от заявителя не поступал.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив обжалуемые судебные акты о применении судебными инстанциями нормы права к установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, все оспариваемые заявителем доначисления налога и пени, привлечение к ответственности произведено налоговым органом по фактам осуществления хозяйственных операций приобретения заявителем услуг у К. и А., зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Факты оказания заявителю услуг указанными лицами, их учет и оплату, а также факты регистрации в книге учета и расходов указанными индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходов от отказанных заявителю услуг, налоговым органом не оспариваются.
Отклоняя довод налогового органа о том, что при оказании услуг по не зарегистрированным видам экономической деятельности индивидуальный предприниматель должен признаваться физическим лицом, судебные инстанции обоснованно сослались на ст.ст. 5, 22.1, 22.2, ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, указав на то, что индивидуальный предприниматель вправе указать неограниченное количество видов экономической деятельности; изменение индивидуальным предпринимателем видов экономической деятельности носит уведомительный, а не обязательный порядок, влияющий на приобретение и/или подтверждение статуса индивидуального предпринимателя в отношении фактически реализуемых товаров (работ услуг); действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрены для целей исчисления налогов (сборов, взносов) последствия не соответствия указанных видов экономической деятельности фактически оказанным услугам (выполненным работам, реализованным товарам).
Следовательно, исходя из фактических обстоятельств, установленных судебными инстанциями, нормы главы 24 НК РФ в данном случае не применимы.
При этом судебными инстанциями принято во внимание то, что налоговым органом не представлено доказательств неуплаты индивидуальными предпринимателями налогов и взносов, исчисленных от полученных от заявителя вознаграждений по оказанным услугам; не представлено возражений по расчету оспариваемых заявителем сумм налога, взносов, пени и штрафа.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, оценку ими доказательств, так как противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Повторение тех же доводов в кассационной жалобе, которые были предметом оценки судебных инстанции при рассмотрении спора по существу и отклонены как несостоятельные с учетом материалов дела (ст.ст. 65, 71, 200 АПК РФ), не принимается судом кассационной инстанции в качестве повода для отмены судебных актов в силу ст. 286, 287 АПК РФ.
Иная оценка налоговым органом обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Таким образом, установив имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применив нормы материального права, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований и незаконности решения и требований налогового органа в оспариваемой части.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы согласно определению суда от 23.01.2008, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 августа 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2007 года по делу N А40-600/07-98-5 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 10 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факты оказания заявителю услуг указанными лицами, их учет и оплату, а также факты регистрации в книге учета и расходов указанными индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходов от отказанных заявителю услуг, налоговым органом не оспариваются.
Отклоняя довод налогового органа о том, что при оказании услуг по не зарегистрированным видам экономической деятельности индивидуальный предприниматель должен признаваться физическим лицом, судебные инстанции обоснованно сослались на ст.ст. 5, 22.1, 22.2, ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, указав на то, что индивидуальный предприниматель вправе указать неограниченное количество видов экономической деятельности; изменение индивидуальным предпринимателем видов экономической деятельности носит уведомительный, а не обязательный порядок, влияющий на приобретение и/или подтверждение статуса индивидуального предпринимателя в отношении фактически реализуемых товаров (работ услуг); действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрены для целей исчисления налогов (сборов, взносов) последствия не соответствия указанных видов экономической деятельности фактически оказанным услугам (выполненным работам, реализованным товарам).
Следовательно, исходя из фактических обстоятельств, установленных судебными инстанциями, нормы главы 24 НК РФ в данном случае не применимы.
...
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы согласно определению суда от 23.01.2008, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2008 г. N КА-А40/521-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/521-08