г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2013 г. |
Дело N А26-10445/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем К. Н. Халиковой,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8602/2013) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2013 по делу N А26-10445/2012 (судья С. Н. Гарист), принятое
по иску (заявлению) Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия N 3"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия
о признании незаконными действий
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия N 3" (ОГРН 1021000525391, адрес 185005, Республика Карелия, Петрозаводск, Александра Невского пр-кт, д. 1) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (ОГРН 1021000511344, адрес 185910, Петрозаводск, Лыжная улица, д. 2, Б) (далее - Управление, ответчик) о признании незаконными действий, выраженных в отказе исключить из акта сверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, администрируемых налоговыми органами, составленного на основании данных индивидуального персонифицированного учета по состоянию на 17.09.2012, суммы отсутствующей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 42803 руб., задолженности по пени в сумме 8136,80 руб. и об обязании Управление исключить из акта сверки суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 42803 руб., задолженности по пеням в сумме 8136,80 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что акт сверки отражает позицию каждой из подписавших его сторон по вопросу состояния расчетов по страховым взносам и предполагает возможность его подписания с возражениями; вопрос о принудительном взыскании оспариваемых сумм недоимки и пени в настоящее время не поднимался, во взыскании суммы недоимки отказано вступившим в законную силу решением арбитражного суда РК от 02.11.2010 по делу N А26-8369/2010, требование об уплате пеней в сумме 8136,80 руб. не выставлялось; оснований для списания задолженности по страховым взносам за 2007 в сумме 42803 руб., несмотря на истечение сроков для ее принудительного взыскания, у Управления не имеется; не исключена возможность добровольного погашения учреждением задолженности перед внебюджетным фондом за прошедшие периоды.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сторонами был подписан акт сверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 17.09.2012. Согласно данному акту по сведениям Управления у Учреждения имеется задолженность по страховым взносам на ОПС в сумме 42803 руб., образовавшаяся в связи с неполной уплатой страховых взносов за период 2007 года, также у Учреждения имеется задолженность по пени, начисленной на несвоевременно уплаченные суммы страховых взносов (страховая часть), по состоянию на 17.09.2012 в сумме 8136,80 руб.
Учреждение подписало данный акт с разногласиями от 10.10.2012, согласно которым не согласно с включением в акт задолженности по страховым взносам на ОПС в сумме 42803 руб. и пени в сумме 8136,80 руб., данной задолженности у Учреждения не имеется, поскольку решением арбитражного суда РК от 02.11.2010 по делу N А26-8369/2010 было отказано в удовлетворении требований Управления о взыскании с Учреждения недоимки по страховым взносам в размере 42592 руб., а также суммы пени, начисленной на указанную недоимку. Учреждение просило Управление исключить суммы 42803 руб. и 8136,80 руб. из акта.
Письмом от 22.10.2012 Управление в ответ на данные разногласия указало, что решением арбитражного суда РК от 02.11.2010 по делу N А26-8369/2010 не опровергнут факт наличия задолженности за 2007, запрет взыскания данной задолженности не предусматривает ее списание; задолженность по страховым взносам на ОПС в сумме 42803 руб. Учреждение подтверждает представляемой в ПФ РФ до 2012 отчетностью.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу части 9 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 23 Закона N 212-ФЗ Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820.
Согласно пункту 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в следующих случаях: а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника); в) смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.
Решение о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, принимается Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 Постановления).
Следовательно, истечение сроков на взыскание недоимки по взносам (штрафам, пеням) не является основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания.
Согласно решению арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2010 по делу N А26-8369/2010 по заявлению Управления к Учреждению о взыскании недоимки по страховым взносам на ОПС за период с 01.10.2009 по 31.12.2009 в сумме 42351 руб., пеней за период с 20.04.2010 по 11.05.2010 в сумме 241 руб., в удовлетворении заявления отказано. Арбитражный суд РК в своем решении указал, что Учреждение подтвердило оплату заявленных ко взысканию за 4 квартал 2009 страховых взносов на ОПС, а довод Управления о том, что произведенная Учреждением оплата учтена за 2007, неправомерен.
Таким образом, указанным решением суда по делу N А26-8369/2010 установлено, что Учреждение исполнило свою обязанность по уплате страховых взносов на ОПС за 4 квартал 2009, выводов относительно оплаты страховых взносов на ОПС в сумме 42803 руб. за 2007 год решение не содержит.
Соответственно, доказательств отсутствия у Учреждения спорной недоимки по страховым взносам и пени, включенной в акт сверки, материалы дела не содержат, начисление недоимки за 2007 год, не подлежащей взысканию, не является основанием для списания недоимки, и Учреждение не лишено возможности уплатить такую недоимку.
При этом, в акте сверки должно быть указано на то, что спорная задолженность взыскана быть не может, однако соответствующего требования Учреждением не заявлено.
Действительно, сам по себе акт сверки не является ненормативным правовым актом и права и законные интересы Учреждения не нарушает, поскольку содержит сведения о наличии либо отсутствии задолженности плательщика взносов по мнению органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, действия таких органов, выраженные в отказе исключить из акта сверки суммы отсутствующей у плательщика страховых взносов задолженности, могут быть оспорены в судебном порядке и признаны незаконными, если они не соответствуют законам, нормативным правовым актам, и нарушают права и законные интересы плательщика сборов, так как наличие у органов ПФ РФ сведений о том, что у плательщика взносов имеются недоимки, означает предоставление ПФ РФ такой информации о недоимках плательщика иных органам.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае условий, перечисленных в пункте 1 статьи 198 АПК РФ, для признания незаконными спорных действий Управления, не имеется, а также отсутствуют основания и для обязания Управление совершить требуемые Учреждением действия по исключению из акта сверки сведений о спорной задолженности плательщика сборов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2013 по делу N А26-10445/2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10445/2012
Истец: государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Централизованная бухгалтерия при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия N3"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия