г. Самара |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А65-588/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Азанов Е.А., доверенность от 24.12.2012 г. N 539, Кашапова Д.Н., доверенность от 24.12.2012 г. N 657,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Связь объектов транспорта и добычи нефти"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2013 года по делу N А65-558/2013 (судья Галиуллин Э.Р.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан), Республика Татарстан, г. Казань,
к открытому акционерному обществу "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (ОГРН 1027739420961), г. Москва,
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан) (далее - заявитель, Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к открытому акционерному обществу "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (далее - ответчик, ОАО "Связьтранснефть", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2013 г. ОАО "Связьтранснефть" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Связьтранснефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по обращению УФСБ России по Республике Татарстан о невыполнении оператором связи на территории Республики Татарстан требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) заявителем в рамках установленных полномочий, а также на основании приказа руководителя Управления от 27.11.2012 г. N 447-03/3 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Связьтранснефть"
В результате проведенной проверки 21.12.2012 г. в ходе анализа полученных материалов проверки по адресу нахождения филиала Управления (г. Набережные Челны, пр. Мира, 20/18) обнаружено нарушение ОАО "Связьтранснефть" на территории Республики Татарстан п. 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 78804 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", пунктов 4,.7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 г. N 538.
27.12.2012 г. Управлением в отношении Общества составлен протокол N 771-16-НЧ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Сущность выявленного административного правонарушения заключается в следующем.
21.12.2012 г. в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 20, в ходе анализа материалов, представленных УФСБ России по Республике Татарстан (вх. от 26.11.2012 г. вх. N 016-9390, от 18.12.2012 г. вх. N 016-10167) и филиалом ОАО "Связьтранснефть" Волго-Камское ПТУС (от 13.12.2012 г. вх. N 016-9960) установлено, что на сети связи филиала ОАО "Связьтранснефть" Волго-Камское ПТУС комплекс систем оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) был принят лишь в ограниченном объеме и на данный момент требования СОРМ при оказании услуг связи не выполняются.
Таким образом, на сети местной телефонной связи филиала ОАО "Связьтранснефть" Волго-Камское ПТУС не реализованы требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, технические средства ОРМ не введены в эксплуатацию.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 10 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87, лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации являются, в том числе, обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Лицензия N 78804 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступ,а ОАО "Связьтранснефть" была выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок с 13.10.2010 г. до 13.10.2015 г.
ОАО "Связьтранснефть" нарушен п. 10 лицензии от 13.10.2010 г. N 78804 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, а именно: лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пунктом 1 ст. 46 Закона N 126-ФЗ предусмотрена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Из пункта 2 ст. 64 Закона N 126-ФЗ следует, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пунктом 4 ст. 64 Закона N 126-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 г. N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила N 558), которые определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" указанную деятельность с использованием технических средств на сетях связи операторов связи, при предоставлении ими уполномоченным органам информации об абонентах и оказании им услуг связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на правоприменительные органы задач в порядке и случаях, установленных иными федеральными законами.
В силу п. 2 "Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования", утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 г. N 6, сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В соответствии с п. 2 Правил N 538 уполномоченными органами, осуществляющими взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, являются органы федеральной службы безопасности.
Согласно пунктам 4 и 7 Правил N 558 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
В соответствии с п. 10 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи.
Факт неисполнения обществом на момент проведения административным органом проверки условий осуществления деятельности в соответствии с вышеуказанной лицензией установлен судом первой инстанции и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 27.12.2012 г. N 771-16-НЧ. В ответе на запрос Управления от 18.12.2012 г. N 69/4-1614 УФСБ России по Республике Татарстан указало, что акт приемки в эксплуатацию комплекса СОРМ в ограниченном объеме на узле связи по предоставлению услуг местной телефонии, за исключением услуг местной телефонии с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, ОАО "Связьтранснефть", г. Альметьевск, на данный момент не имеет силы по следующим причинам: комплекс СОРМ на узле связи ОАО "Связьтранснефть" был принять лишь в ограниченном объеме, на данный момент требования СОРМ при оказании услуг связи ОАО "Связьтранснефть" не соблюдаются.
Таким образом, ОАО "Связьтранснефть" не было согласовано в полном объеме внедрение технических средств СОРМ
Согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что ответчиком не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ряда нормативных документов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере.
Довод заявителя о том, что административным органом не указано, в чем выражено нарушение Порядка N 538 был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдена.
Наказание назначено Обществу с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2013 года по делу N А65-558/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-558/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань
Ответчик: ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти", г. Москва
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, УФСБ РФ по РТ