город Омск |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А75-10487/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3723/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России; антимонопольный орган)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2013 по делу N А75-10487/2012 (судья Зубакина О.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети", ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125 (далее - ОАО "ЮТЭК - Региональные сети"; Общество; заявитель)
к Ханты-Мансийскому УФАС России,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) общества с ограниченной ответственностью "Стройтехком" (далее - ООО "Стройтехком")
2) общества с ограниченной ответственностью Сибирский завод "Электрощит" (далее - ООО СД "Электрощит")
о признании незаконным пункта 2 решения N 05-27/ВН-1071/5606 и недействительным предписания N 157,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зенченко Н.В. по доверенности от 28.12.2012 N 332, действительной по 31.12.2013 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от антимонопольного органа - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства извещено надлежащим образом;
от третьих лиц - представители не явились, лица о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
установил:
ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты-Мансийскому УФАС России, в котором просило признать:
- незаконным пункт 2 решения от 12.12.2012 N 05-27/ВН-1071/5606;
- недействительным предписание от 12.12.2012 N 157.
К участию в рассмотрении настоящего спора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Стройтехком" и ООО СД "Электрощит".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на несоответствие оспариваемых актов Федеральному закону от 21.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ханты-Мансийское УФАС России, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы ссылается на нарушение заказчиком порядка проведения торгов, установленного пунктом 1.4 Положения о закупках, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Указанное, по мнению заинтересованного лица, может привести к ограничению, устранению конкуренции при выборе победителя, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель Общества в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, письменный отзыв, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтехком" от 04.12.2012 N 1569-ж на действия заказчика - ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" по открытому запросу предложений N 138/2012 на право заключения договора на поставку семи трансформаторных подстанций для строительства объекта "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ с ТП-10/0,4 кВ в п.Шеркалы, Октябрьского района.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Стройтехком" антимонопольный орган вынес решение от 12.12.2012, в котором нашли своё отражения нижеследующие обстоятельства.
Порядок проведения запроса предложений на право заключения договора на поставку семи трансформаторных подстанций для строительства объекта "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ с ТП-10/0,4 кВ в п. Шеркалы Октябрьского района регулируется Положением о закупке заказчика (далее - Положение), утвержденным решением Совета директоров ОАО "ЮТЭК - Региональные сети (протокол от 30.03.2012).
В соответствии с пунктом 1.2. указанного Положения определен общий порядок условия подготовки, организации и проведения процедуры размещения заказа (закупки) в ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" стоимостью свыше 100 000 руб. без НДС.
Пунктом 1.4. Положения определены следующие способы (формы) размещения заказа (закупки):
- конкурс (в том числе в электронной форме);
- аукцион (в том числе в электронной форме);
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- конкурентные переговоры;
- размещение заказа у единственного поставщика.
Заказчик в ноябре 2012 года утвердил документацию по открытому запросу предложений N 138/2012 на право заключения договора на поставку семи трансформаторных подстанций для строительства объекта "Сети электроснабжения 10,4 кВ с ТП-10/0,4 кВ в п. Шеркалы Октябрьского района, чем, по мнению антимонопольного органа, применил способ размещения закупки, не предусмотренный самим заказчиком в Положении о закупках.
Извещением о проведении закупки от 12.11.2011 в разделе наименование закупки также указано проведение открытого запроса предложений N 138/2012 на право заключения договора на поставку семи трансформаторных подстанций для строительства объекта "Сети электроснабжения 0,4 кВ с ТП-10/0,4 кВ в п. Шеркалы Октябрьского района.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольный орган пришел к выводу о том, что нарушен порядок проведения закупок, поскольку в извещении о проведении закупки, документации по запросу предложений установлено проведение открытого запроса предложений, что не соответствует разработанному заказчиком Положению о закупках.
В связи с чем, антимонопольный орган счел, что заказчик нарушил статью 17 Федерального закона от 21.07.2006 "О защите конкуренции" и вынес оспариваемое решение.
Пунктом 2 указанного решения антимонопольный орган в связи с выявлением иных, не являющихся предметом обжалования нарушений - нарушения порядка организации и проведения торгов, выразившихся в установлении способа закупок, не предусмотренного Положением о закупках, решил выдать заказчику обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно предписанию от 12.12.2012 N 157 Общество обязано до 20.12.2012:
- отменить протокол от 04.12.2012 N 259 заседания Единой комиссии по запросу предложений N 138/2012 на право заключение договора на поставку семи трансформаторных подстанций для строительства объекта "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ с ТП-10/0,4 кВ в п. Шеркалы Октябрьского района;
- аннулировать открытый запрос предложений N 138/2012 на право заключения договора "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ с ТП-10/0,4 кВ в п. Шеркалы Октябрьского района".
ОАО "ЮТЭК - Региональные сети", полагая, что упомянутое выше решение (в соответствующей части) Ханты-Мансийского УФАС России и предписание нарушают её права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
14.03.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей заключение договора на торгах, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует организацию и порядок проведения торгов.
В силу пунктов 1, 2 указанной статьи аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Право выбора между открытым и закрытым конкурсами принадлежит тому, кто их проводит, если иное не предусмотрено законом.
Проанализировав вышепроцитированные нормы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что по степени ограничения количества участников в торгах, торги могут быть открытыми - количество участников неограниченно и закрытыми - участниками являются приглашенные лица.
Согласно подпункту 5.1 документации (т. 1 л.д. 118) запрос предложений не является конкурсом и не регулируется статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является конкурсом и не регулируется статьями 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не накладывает на Общество соответствующего объема гражданско-правовых обязательств.
Как уже было отмечено выше, решением Совета директоров Общества 30.03.2012 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "ЮТЭК-Региональные сети", согласно которому предусмотрены следующие способы закупок:
- конкурс (в том числе в электронной форме);
- аукцион (в том числе в электронной форме);
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- конкурентные переговоры;
- размещение заказа у единственного поставщика.
Заказчик, указав в извещении N 31200029232 (т. 1 л.д. 96) о проведении закупочной процедуры на поставку семи трансформаторных подстанций форму открытый запрос предложений, подразумевал открытый вид торгов в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. для неограниченного количества участников.
В свою очередь, Положение заказчика не предусматривает проведение Обществом закрытой процедуры запроса предложений, а процедура проведения открытого запроса предложений N 138/2012 полностью соответствует процедуре проведения запроса предложений, предусмотренного Положением.
Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.2006 N 135-ФЗ"О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Суд апелляционной инстанции разделяет мнение суда первой инстанции о том, положения указанной нормы не предусматривает санкции именно за нарушение порядка проведения торгов, а процедура определения победителя запроса предложений N 138/2012 не противоречит процедуре определения победителя, определенной в Положении ОАО "ЮТЭК - Региональные сети".
Таким образом, процедура определения победителя запроса предложений N 138/2012 не противоречит части 1 статьи 17 от 21.07.2006 N 135-ФЗ Федерального закона "О защите конкуренции".
Ошибочное наименование процедуры "открытый запрос предложений" вместо указанного в Положении ОАО "ЮТЭК - Региональные сети" "запрос предложений" не ограничивает конкуренцию среди участников запроса предложений, и не противоречит Федеральному закону "О защите конкуренции".
Таким образом, ошибочное добавление слова "открытый" к процедуре запроса предложений не повлекло ограничения участников запроса предложений.
Поскольку обжалуемое предписание выдано на основании решения от 12.12.2012, которое признано недействительным (в соответствующей части), то и предписание также подлежит признанию недействительным.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче Ханты-Мансийское УФАС России не уплачивало государственную пошлину.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2013 по делу N А75-10487/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10487/2012
Истец: ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети", ОАО "Югосркая территориальная энергетическая компания - Региональные сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре
Третье лицо: ООО "Сибирский завод Электрощит", ООО "Стройтехком"
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4166/13
10.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3723/13
22.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3723/13
14.03.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-10487/12