г. Москва |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А41-50490/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Маркиной А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Электросталь Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2013 года по делу N А41-50490/12, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению ООО "ПОЛИМЭКС" к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании недействительными решений от 02.05.2012 N 7479, N 335,
при участии в заседании: согласно протоколу от 03 июня 2013 года
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПОЛИМЭКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Электростали Московской области (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 02.05.2012 г. N 7479 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 02.05.2012 г. N 335 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением от 19 февраля 2013 года Арбитражным судом Московской области, заявленные требования общества, удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда от 19 февраля 2013 года, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению инспекции, ООО "ПОЛИМЭКС" 23.03.2012 г. в инспекцию ценным письмом с описью вложения была направлена уточненная декларация по НДС за 2 кв. 2010 года, в графе "номер корректировки" которой было указано 4. При этом в более ранние периоды налогоплательщиком уже направлялись уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года, а именно:
- 19.01.2011 года организацией по почте направлена в инспекцию уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за тот же отчетный период с номером корректировки 1. Поступила декларация в налоговый орган 31.01.2011 года и той же датой зарегистрирована в системе ЭОД.
- 01.04.2011 года в инспекцию поступила уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2010 года, направленная по почте 25.03.2011 года с номером корректировки 1, по которой 04.04.2011 года было сформировано уведомление об уточнении налоговой декларации в связи с неверным указанием номера корректировки.
- 19.04. 2011 года налогоплательщиком на основании уведомления налогового органа N 5496 от 04.04.2011 г. лично представлена уточненная декларация по НДС за 2 квартал 2010 года с номером корректировки 3, которая в тот же день была зарегистрирована в ветке "Реестр деклараций ЮЛ".
- 03.08.2011 года организацией представлена лично на бумаге вместе с электронным носителем информации четвертая уточненная декларация за 2 квартал 2010 года. Декларация зарегистрирована в "Реестре деклараций ЮЛ" 04.08.2011 г. с номером корректировки 4 (см. Приложение N 1), при этом на бумаге указана корректировка 2.
- 26.10.2011 года организацией представлена лично на бумажном носителе вместе с электронным носителем информации пятая уточненная декларация за 2 квартал 2010 года.
Декларация зарегистрирована в "Реестре деклараций ЮЛ" в тот же день с номером корректировки 5 (см. Приложение N 2), при этом на бумаге указана корректировка 3.
Исходя из хронологии поступления уточненных налоговых деклараций за 2 квартал 2010 года, в уточненной налоговой декларации, направленной налогоплательщиком по почте 23.03.2012 года должен был быть указан номер корректировки равный 6.
Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, зарегистрированным Минюстом России 24 декабря 2009 г. (регистрационный номер 15808), утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения. Согласно п.21 Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость согласно приложению N 2 к данному Приказу при заполнении показателя "Номер корректировки":
- цифра 0 проставляется в случае представления налогоплательщиком первичной декларации за отчетный период;
- цифры, начиная с 1, проставляются согласно порядковому номеру уточненной декларации за соответствующий отчетный период.
Порядок приема деклараций регламентируется приказом Минфина РФ от 18.01.2008 г. N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения" (далее Административный регламент").
В соответствии с п. 137-138 Административного регламента, в случаях, если в налоговой декларации неправильно заполнены отдельные реквизиты и показатели, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно и в случае если их устранение в данный момент невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, принимает налоговую декларацию, регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России и подготавливает налогоплательщику уведомление об уточнении налоговой декларации. В случае, если налогоплательщик (его представитель) отказывается устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в данный момент невозможно, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности".
Согласно п. 139 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, подготавливает налогоплательщику (его представителю) уведомление об уточнении налоговой декларации. В указанном уведомлении должны быть перечислены недостатки, допущенные при составлении налоговой декларации (расчета), и предложено налогоплательщику представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом декларация отражается в программном комплексе инспекции (ПК "ЭОД") в Реестре деклараций, требующих уточнения.
Инспекцией в связи с неверным заполнением графы "номер корректировки" и невозможностью исправить данную ошибку в момент поступления декларации в Инспекцию, 29.03.2012 года сотрудником отдела по работе с налогоплательщиками было сформировано уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) N 13910, в котором предлагалось в течение пяти рабочих дней внести соответствующие исправления в налоговую декларацию. Данное уведомление 30.03.2012 г. было направлено в адрес заявителя по почте заказным письмом, о чем свидетельствует список N 9 заказных отправлений с документами от 30.03.2012 года, однако исправления налогоплательщиком внесены не были. Передача декларации в отдел обработки данных в данном случае не предусмотрена и тем самым начисления по данной декларации не были перенесены в карточку расчетов с бюджетом и соответственно не были учтены при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2010 года, представленной 26.10.2011 года в налоговый орган.
ООО "ПОЛИМЭКС" в инспекцию 12.04.2012 г. представлено заявление N 12/4/11 от 11.03.2012 года с просьбой выдать акт сверки взаиморасчетов по всем видам налогов по состоянию на 30.03.2012 года (вх. N12749668).
Отделом работы с налогоплательщиками был сформирован акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию расчетов на 30.03.2012 г. N 4609 за период с 01.01.2012 г. по 29.03.2012 г. Данный Акт сверки вместе с информационным письмом N 4088 от 12.04.2012 г. были вручены 12.04.2012 г. для рассмотрения и осуществления сверки расчетов доверенному представителю организации Белоусовой А.Г. После сверки организацией данных, согласованный акт сверки, представлен в налоговый орган без разногласий. При этом согласно данному акту сверки у налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость числилась переплата в размере 2655113,00 руб., которая если исходить из факта представления рассматриваемой налоговой декларации с суммой НДС, исчисленной к уплате в бюджет в размере 2485189,00 руб. должна быть отражена в значительно меньших размерах.
Неуплата налога или его неполная уплата в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий квалифицируются ст. 122 НК РФ как налоговое правонарушение.
В п. 4 ст. 81 НК РФ сформулированы условия, при которых налогоплательщик может быть освобожден от ответственности по ст. 122 НК РФ в случае самостоятельного обнаружения и исправления им допущенных при составлении налоговой декларации ошибок (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при выявлении в поданной отчетности ошибок, приводящих к занижению налога, хозяйствующий субъект обязан их исправить, представив ИФНС уточненную декларацию за тот же период (п. 1 ст. 54 НК РФ). По смыслу п. 4 данной статьи подача уточненной декларации до того, как налогоплательщику стало известно о выявлении налоговиками "огрехов" в отчетности или о назначении ими выездной проверки в отношении его, сама по себе является одним из условий освобождения от ответственности по ст. 122 кодекса. Но помимо этого до ее представления еще необходимо уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, то у налогоплательщика отсутствует задолженность перед бюджетом в части уплаты конкретного налога, а следовательно, на данную сумму налога не подлежат начислению пени.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 г. N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации.
На основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Учитывая, что декларация, поступившая 29.03.2012 г., не принята к обработке и не подлежит камеральной проверке, решение налогового органа вынесено с учетом норм налогового законодательства обоснованно.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
Представитель инспекции в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителя общества, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества являются правильными.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Судом установлено, что 23.03.2012 г., то есть после составления акта камеральной налоговой проверки по налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 3), но до вынесения обжалуемых решений, обществом подана уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 4).
В соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Под моментом окончания камеральной проверки, применительно к пунктам 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ, следует понимать дату вынесения решения. При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции учел правовую позицию, изложенную в постановлении ФАС МО от 13.03.2012 г. по делу N А40-68918/11-129-295, определении ВАС РФ от 23.03.2011 г. N ВАС-247/11).
В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.
Кроме того, решением от 21.03.2012 г. N 08-14/16 инспекция продлила рассмотрение материалов налоговой проверки до 23.04.2012, решением инспекции от 21.03.2012 г. N 08-14/44рдп назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
Уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 4) представлена налогоплательщиком 23.03.2012 г., то есть до окончания налоговой проверки.
При таких обстоятельствах довод инспекции о том, что уточненная декларация была представлена обществом после окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 3), является несостоятельным.
Поскольку уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 4) подана обществом до вынесения обжалуемых решений, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 3) в соответствии с положениями пунктов 2 и 9.1 ст. 88 НК РФ и начать новую проверку.
Согласно уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2010 г. (корректировка 3), представленной в инспекцию 25.10.2011 г., обществом был заявлен к возмещению из бюджета НДС в размере 1867899 руб., а в соответствии с уточненной налоговой декларацией (корректировка 4) за тот же период, представленной 23.03.2012 г., к уплате в бюджет подлежал налог в размере 2485189 руб.
Таким образом, оспариваемые решения приняты инспекцией без учета сведений, имевшихся у нее до их вынесения в связи с подачей обществом уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2010 г. (корректировка 4), и, следовательно, они нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Судом отклоняются доводы инспекции о правомерности действий по непринятию уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г., в связи с неверным указанием номера корректировки, представленной обществом 23.03.2012 г.
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 7 указанной статьи определено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:
1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, позволяющих налоговому органу не проводить камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в случае неверного указания налогоплательщиком номера корректировки.
Кроме того, допущенные налогоплательщиком ошибки в указании номеров корректировок уточненных налоговых деклараций по НДС за 2 квартал 2010 г. не явились основанием для отказа инспекции в приеме уточненных налоговых деклараций с номерами корректировок "3" от 19.04.2011 г. и 25.10.2011 г., последняя была принята налоговым органом без направления уведомлений налогоплательщику относительно устранения каких либо ошибок в оформлении.
Доказательств обратного инспекция суду не представила.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 февраля 2013 г. Арбитражного суда Московской области по делу N 41-50490/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50490/2012
Истец: ООО "ПОЛИМЭКС"
Ответчик: ИФНС России по г. Электросталь Московской области
Третье лицо: ИФНС России по г. Электростали Московской области