г. Самара |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А72-10824/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 июня 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Селиверстовой Н.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.06.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.02.2013 по делу N А72-10824/2012 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению Администрации муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области, р.п.Новоспасское Ульяновской области, к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области, г.Ульяновск, заместителю начальника ОГН ГО, ЗНТ ЧС УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области Гуменюку Алексею Петровичу, г.Ульяновск, об оспаривании действий и предписания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области, заместителю начальника ОГН ГО, ЗНТ ЧС УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области Гуменюку А.П. о признании незаконными действий Главного управления МЧС России по Ульяновской области по проведению плановой выездной проверки в отношении администрации и о признании незаконным предписания Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 31.08.2012 N 20/3/16-18 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением от 01.02.2013 по делу N А72-10824/2012 Арбитражный суд Ульяновской области признал оспариваемые решение и действия незаконными.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Ульяновской области просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
Администрация апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 21.08.2012 по 31.08.2012 сотрудником Главного управления МЧС России по Ульяновской области на основании распоряжения от 31.07.2012 N 20 и ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год была проведена плановая выездная проверка администрации с целью надзора за соблюдением требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки составлен акт от 31.08.2012 N 20 и выдано предписание от 31.08.2012 N 20/3/16-18 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
С учетом положений статей 198 и 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные администрацией требования.
Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) указано, что этот закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие этого закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 2 Закона N 68-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется этим законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона N 294-ФЗ ежегодный план проведения проверок подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.
Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 712 (далее - Положение N 712), государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Пунктом 2 Положения N 712 предусмотрено, что государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
В пункте 3 Положения N 712 указано, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также настоящим Положением N 712.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 712 органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий в том числе:
- организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
- организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
Согласно пункту 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359 и вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 08.08.2012) (далее - Административный регламент), предметом государственного надзора является, в частности, проверка выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 35 Административного регламента указано, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы направляют проекты планов в органы прокуратуры.
В соответствии с пунктом 36 Административного регламента в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы осуществляют доработку проекта плана, с учетом предложений органа прокуратуры, его утверждение и направление в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде), либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Подобные требования содержались и в Административном регламенте Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном приказом МЧС РФ от 09.08.2010 N 382 и действовавшем по состоянию на момент составления Главным управлением МЧС России по Ульяновской области ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год и принятия распоряжения от 31.07.2012 N 20.
Из материалов дела видно, что администрация зарегистрирована в качестве юридического лица.
С учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при проведении надзора за соблюдением требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны применяться требования Закона N 294- ФЗ о согласовании ежегодных планов проведения проверок с органами прокуратуры.
Межу тем в рассматриваемом случае ежегодный план проведения проверок с органами прокуратуры не согласовывался и на согласование им не направлялся.
В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Ссылку Главного управления МЧС России по Ульяновской области на письма Генеральной прокуратуры РФ от 10.02.2012 N 73/3-122-2012 и Прокуратуры Ульяновской области от 25.06.2010 N 07-17-2010, а также на письмо Минэкономразвития РФ от 08.12.2010 N Д05-4534 суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку эти письма не являются нормативными правовыми актами, на основании которых, в силу положений части 1 статьи 13 АПК РФ, может быть рассмотрен данный спор.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Главного управления МЧС России по Ульяновской области по проведению плановой выездной проверки в отношении администрации.
Согласно пункту 6 Положения N 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих компетенций имеют право выдавать предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Предписание об устранении нарушений требований в области гражданской обороны представляет собой акт должностного лица, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных лиц. Предписание должно содержать законные, конкретные и реально исполнимые требования.
Между тем в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 7 - 17 оспариваемого предписания не указаны лица, которым необходимо прохождение соответствующей подготовки, виды подготовки, а также не конкретизировано, какие специализированные средства необходимо установить, в каких местах массового пребывания людей; для какого именно складского помещения (хранилища) необходимо разработать паспорт, завести журнал, организовать контроль за температурой и влажностью воздуха; в каком помещении необходимо выполнить покрытие с твердым покрытием, электрическое аварийное освещение; в каком месте и какие штабеля необходимо пронумеровать по порядку, разместить на подкладках, расположить на расстоянии от стены не менее 0,6 м и по ширине не более двух ящиков.
В пунктах 3, 4 и 5 оспариваемого предписания не указано в отношении какой категории населения (местного населения или эвакуируемого населения категорированных городов) необходимо определить потребность в объектах гражданской обороны, каково количество недостающих защитных сооружений гражданской обороны, какое количество объектов гражданской обороны необходимо организовать для укрытия населения, эвакуируемого из категорированных городов.
С учетом Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС РФ от 23.12.2005 N 999, и постановления администрации от 05.03.2011 N 181 суд первой инстанции обоснованно признал незаконным пункт 18 оспариваемого предписания.
В соответствии с положениями части 3 статьи 69 АПК РФ суд апелляционной инстанции также учитывает, что решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 11.12.2012 по делу N АП-12-33/2012 было установлено отсутствие события административного правонарушения, зафиксированного актом проверки от 31.08.2012 N 20.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемое предписание является неисполнимым и незаконным.
В апелляционной жалобе Главным управлением МЧС России по Ульяновской области не приведено каких-либо доводов, опровергающих вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания.
Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 февраля 2013 года по делу N А72-10824/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10824/2012
Истец: Администрация МО Новоспасский район Ульяновской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, заместитель начальника ОГН ГО, ЗНТ ЧС УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области Гуменюк Алексей Петрович, Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской обл.