г. Челябинск |
|
13 июня 2013 г. |
Дело N А07-16871/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу N А07-16871/2012 (судья Вальшина М.Х.).
Закрытое акционерное общество "Доринда" (далее - ЗАО "Доринда", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020502:107, расположенного по адресу: город Уфа, улица Жукова, 37, общей площадью 35 405 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 80 466 131 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2, л. д. 43).
Определениями арбитражного суда первой инстанции от 26.09.2012, 16.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) (далее также - третьи лица, т. 1, л. д. 1-4, т. 2, л. д. 90).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.02.2013 (резолютивная часть объявлена 06.02.2013) исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось лицо, не привлеченное к участию в деле, - Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам, податель жалобы) и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление по земельным ресурсам просит в удовлетворении заявленных по делу требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Управления по земельным ресурсам, которое является органом Администрации, выполняющим от имени муниципального образования и Администрации функции по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Также податель жалобы указывает на несоответствие представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
До начала судебного заседания от ЗАО "Доринда" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, производство по апелляционной жалобе прекратить.
В обоснование возражений истец указывает, что Управление по земельным ресурсам является функциональным и структурным органом Администрации, которая была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Также выражает несогласие с доводами подателя жалобы о несоответствии представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, а также податель жалобы о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что производство по апелляционной жалобе Управления по земельным ресурсам подлежит прекращению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды по договору аренды земельного участка от 30.11.2010 N 1997-10 принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:020502:107, расположенный по адресу: город Уфа, улица Жукова, 37, общей площадью 35 405 кв. м, предоставленный для эксплуатации многофункционального торгово-сервисного комплекса и трансформаторной подстанции.
Согласно кадастровому паспорту от 30.08.2012 кадастровая стоимость земельного участка составляет 816 338 041 руб. 70 коп. (т. 1, л. д. 17-20).
Истец представил отчет от 14.06.2012 N 06/2012-023 (т. 1, л. д. 25-129) об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Академия Профессиональной Оценки". Согласно указанному отчету по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка составляет 80 466 131 руб.
Полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ЗАО "Доринда" обратилось в суд с указанным выше исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные по настоящему делу требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации суд определил кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным Кодексом.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Как видно из материалов дела, Управление по земельным ресурсам не является лицом, участвующим в деле.
При рассмотрении настоящего дела вопрос о наличии каких-либо прав или обязанностей в отношении указанного лица судом не рассматривался. Из содержания обжалуемого судебного акта также не усматривается, что судом принято решение о правах и обязанностях Управления по земельным ресурсам, в тексте решения выводы об установлении обжалуемым судебным актом прав подателя апелляционной жалобы относительно спорного имущества либо возложении на него каких-либо обязанностей не содержатся.
Наличие прав, затронутых обжалуемым решением суда, Управление по земельным ресурсам связывает с тем, что оно является органом Администрации, выполняющим от имени муниципального образования и Администрации функции по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи (имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов), органы местного самоуправления.
К органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (статьи 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда первой инстанции от 16.01.2013 к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация как орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника вышеуказанного земельного участка (т. 2, л. д. 90-91).
Согласно пункту 9 статьи 22 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан структура Администрации утверждается Советом по представлению главы Администрации. В структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2010 N 31/17 внесены изменения в структуру Администрации, утвержденную решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.03.2007 N 23/11 "О структуре Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (пункт 1 решения) - в структуре Администрации образовано Управление по земельным ресурсам. Пунктом 1.6 решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.03.2007 N 23/11 дополнено приложением N 11.3 "Положение об Управлении по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
В соответствии с Положением об Управлении по земельным ресурсам целью деятельности Управления является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и Администрации городского округа по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами (пункт 2.1 Положения).
Задачей Управления по земельным ресурсам является осуществление права владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами: земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, актами главы администрации и настоящим Положением (пункт 2.2 Положения).
Управлению по земельным ресурсам переданы функции, в том числе по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 3.2 Положения).
Поскольку Управление по земельным ресурсам является функциональным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, входит в структуру Администрации, привлечение Администрации к участию в деле в качестве третьего лица исключает принятие обжалуемого судебного акта без привлечения к участию в деле муниципального образования.
Само по себе наличие у Управления по земельным ресурсам, входящего в структуру Администрации, соответствующих полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о наличии субъективных прав подателя жалобы, затронутых принятием решения по настоящему делу.
Таким образом, податель жалобы не представил доказательства, свидетельствующие о том, что обжалуемое решение суда непосредственно затрагивает его права и законные интересы.
Иные доводы апелляционной жалобы касаются существа рассматриваемого спора и в силу указанного выше правовой оценке не подлежат.
На основании изложенного производство по апелляционной жалобе Управления по земельным ресурсам подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по апелляционной жалобе Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу N А07-16871/2012 прекратить.
Определение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16871/2012
Истец: ЗАО "Доринда"
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ
Третье лицо: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, КУМС Администрации ГО г. Уфа, КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ, Министерство земельных и имущественных отношений, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16871/12
30.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7225/13
13.06.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5263/13
12.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-16871/12