г.Челябинск |
|
17 июня 2013 г. |
Дело N А47-16957/2012 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.04.2013 по делу N А47-16957/2012 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства здравоохранения Оренбургской области - Кистанкин Т.А. (доверенность от 09.01.2013 N 3).
Министерство здравоохранения Оренбургской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - УФАС по Оренбургской области, управление, заинтересованное лицо), о признании незаконным решения от 14.12.2012 по делу N 08-09-36/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области и закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "СКАНЕР" (далее - ЗАО "НПО "СКАНЕР")
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.04.2013 (резолютивная часть решения объявлена 01.04.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано
Не согласившись с таким решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на незаконность оспоренного решения УФАС по Челябинской области. Полагает, что в действиях аукционной комиссии по признанию второй части заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" соответствующей документации об аукционе, отсутствуют нарушения ч.1 ст.14.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). По мнению подателя апелляционной жалобы, регистрационное удостоверение устанавливает лишь факт регистрации медицинского изделия и не содержит перечень его функциональных характеристик. Неуказание в представленном с заявкой ЗАО "НПО "СКАНЕР" регистрационном удостоверении N ФСЗ 2010/08261 от 20.03.2012 на наличие микроконвексного неонатального датчика в составе медицинского изделия - ультразвукового цифрового диагностического сканера ЕКО 7-RUS не возлагает на участника размещения заказа обязанность доказывать законность обращения этого медицинского изделия в комплектации с указанным датчиком и представлять дополнительное регистрационное удостоверение. Как указывает заявитель, заявка ЗАО "НПО "СКАНЕР" содержала предложение о поставке предусмотренного документацией об аукционе сканера с принадлежностями и регистрационное удостоверение на это медицинское изделие, а потому оснований для признания этой заявки не соответствующей документации об аукционе не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленных в материалы дела возражениях на апелляционную жалобу УФАС по Оренбургской области против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (уполномоченный орган) на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение N 0153200000212004822 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку ультразвуковых аппаратов высокого класса с цветным доплером и 4 датчиками. Заказчиком указано Министерство здравоохранения Оренбургской области. Также на интернет-сайте размещена утвержденная Министерством здравоохранения Оренбургской области документация об аукционе (т.1 л.д.22-41).
Пунктом 89 входящего в состав документации об аукционе Технического задания установлено требование о наличии в комплектации с поставляемым медицинским изделием микроконвексного неонатального датчика.
В соответствии с п.16 документации об аукционе в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подлежали представлению в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товаров установленным требованиям, если предоставление указанных документов предусмотрено п.16.2 документации.
Пунктом 16.2 документации об аукционе в перечень документов, подтверждающих соответствие товара установленным требованиям, включено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или Министерства здравоохранения российской Федерации или Министерства социального развития Российской Федерации.
В соответствии с протоколом рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок на участие в аукционе от 12.10.2012 (т.1 л.д.40-41) для участия в аукционе поступили две заявки, из которых лишь одна заявка ЗАО "НПО "СКАНЕР" (присвоенный порядковый номер 3557741) допущена к участию в аукционе.
Протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 15.10.2012 зафиксировано решение аукционной комиссии о признании заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" соответствующей документации об аукционе (т.1 л.д.45-46).
По итогам размещения заказа 31.10.2012 Министерством здравоохранения Оренбургской области с ЗАО "НПО "СКАНЕР" заключен государственный контракт N 0153200000212004822-0155036-01 на поставку ультразвукового аппарата высокого класса с цветным допплером и 4 датчиками для нужд Оренбургской области (т.1 л.д.47-56).
В связи с поступлением в УФАС по Оренбургской области обращения УФСБ России по Оренбургской области от 07.11.2012 заинтересованным лицом проведена проверка действий Министерства здравоохранения Оренбургской области и Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области при проведении указанного аукциона на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов, по итогам которой принято решение от 14.12.2012 (т.1 л.д.16-21). В соответствии с этим решением, аукционная комиссия Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области признана нарушившей ч.1 ст.41.11, п.1 ч.6 ст.41.11 Закона N 94-ФЗ (п.1 решения), предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов решено не выдавать (п.2 решения), материалы дела решено передать уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п.3 решения).
Из решения следует, что нарушающим требования Закона N 94-ФЗ признано решение аукционной комиссии о признании заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" соответствующей документации об аукционе, поскольку в составе заявки участником не было представлено регистрационное удостоверение на микроконвексный неонатальный датчик, входящий в комплектацию подлежащего поставке изделия медицинского назначения
Не согласившись с таким решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности оспоренного решения.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона N 94-ФЗ, под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Закона N 94-ФЗ.
В пункте 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 этого Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (часть 1 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Пунктом 5 части 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что при размещении заказа на поставку товара вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В силу ч.ч.1, 2 ст.41.11 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ (п.1 ч.6 ст.41.11 Закона N 94-ФЗ).
Как следует из материалов дела, техническим заданием документации об аукционе установлено требование о необходимости наличия микроконвексного неонатального датчика в комплектации подлежащего поставке медицинского изделия. При этом, одним из требований ко второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме указана необходимость представления регистрационного удостоверения, подтверждающего соответствие поставляемого товара установленным требованиям.
Первая часть заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" содержит сведения о предложении к поставке Ультразвукового цифрового диагностического сканера ЕКО 7-RUS с принадлежностями, имеющего в комплекте микроконвексный неонатальный датчик.
В составе второй части заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" представлено регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/08261 от 20.03.2012 на "Ультразвуковой цифровой диагностический сканер ЕКО 7-RUS с принадлежностями" производства "САМСУНГ МЕДИ-СОН КО., ЛТД", Республика Корея, SAMSUNG MEDISON CO., LTD., 1003 DAECHI DONG, GANGNAM-GU, SEOL 135-280, KOREA. В регистрационном удостоверении сведений о наличии в комплектации этого оборудования микроконвексного неонатального датчика не содержится. Иные регистрационные удостоверения в составе второй части заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" не представлены.
Между тем, в силу п.1.3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.10.2006 N 735 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" (далее - Приказ N 735) регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для: профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием; воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.
Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, является регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано (п.2.1.1 Приказа N 735)
Из письма производителя товара, указанного в заявке ЗАО "НПО "СКАНЕР", ЗАО "МЕДИЭЙС" N 746-М от 23.11.2012 следует, что ультразвуковые цифровые диагностические сканеры в каждом конкретном случае комплектуются, исходя из диагностических потребностей потребителей, согласно объявленным техническим заданиям в связи с существующей общепринятой практикой ежегодной адаптации существующих датчиков к новым моделям ультразвуковых цифровых диагностических сканеров проведена отдельная регистрация датчиков (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06275 от 18.02.2010).
То есть, микроконвексные неонатальные датчики подлежат самостоятельной регистрации, подтверждаемой отдельным регистрационным удостоверением.
Поскольку в составе второй части заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" вопреки требованиям документации об аукционе не представлено регистрационное удостоверение на микроконвексный неонатальный датчик, входящий в комплектацию поставляемого оборудования, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о неправомерном признании аукционной комиссией заявки ЗАО "НПО "СКАНЕР" соответствующей документации об аукционе (ч.ч.1, 2, п.1 ч.6 ст.41.11 Закона N 94-ФЗ). Изложенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Поскольку оспоренное решение заинтересованного лица соответствует закону, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, позволяющих удовлетворить заявленные требования о признании такого решения недействительным.
Процессуальных нарушений, являющихся в соответствии с ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.04.2013 по делу N А47-16957/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16957/2012
Истец: Министерство здравоохранения Оренбургской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: ЗАО НПО "Сканер", Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5442/13
04.04.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16957/12
05.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-769/13
24.12.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-16957/12